Психологическая сущность дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы – раскрытие психологической сущности игры дошкольника.
Предметом – психологическая сущность, особенности игры дошкольника.
Объектом – дети дошкольного возраста.
Задачи – изучить сущность игры и определить её значение, проанализировать формирование игровой деятельности у дошкольников. Определить влияние на развитие дошкольника.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Психологические особенности игровой деятельности дошкольника…………………………………………………………...4
Эмоциональное развитие детей в игре………………………………4
Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка……7
Сущность игры и её значение………………………………………..12
Этапы развития игровой деятельности. Виды игр…………………12
Научный анализ игровой деятельности…………………………….17
Формирование нравственных отношений в игре…………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Глоссарий………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………2

  1. Психологические особенности игровой деятельности дошкольника…………………………………………………………...4
    1. Эмоциональное развитие детей в игре………………………………4
    2. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка……7
  2. Сущность игры и её значение………………………………………..12
    1. Этапы развития игровой деятельности. Виды игр…………………12
    2. Научный анализ игровой деятельности…………………………….17
    3. Формирование нравственных отношений в игре…………………..20

Заключение………………………………………………………………..22

Глоссарий………………………………………………………………….24

Список использованных источников……………………………………26

Список сокращен………………………………………………………….27

Приложение……………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В развитии и  воспитании ребёнка огромная роль лежит  в игре, это самый важный вид  деятельности. «Воспитание  будущего деятеля происходит в игре. Игра в жизни ребёнка имеет большое значение, как у взрослого человека – работа или служба» - известный педагог А.С. Макаренко так характеризует роль детских игр. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Современный ребёнок  большую часть времени проводит в играх. Игра вызывает изменение  в психике ребёнка. Ребёнок играя, манипулирует предметом, показанный ему  взрослым человеком. Особенно если действие выполняется не с предметом, а  с игрушкой. Если ребёнок под одним действием подразумевает другое, а под одним предметом другой, то это будет настоящее игровое действие.

Знаковый или  символический характер носит игровое  действие. Формирующаяся знаковая функция  сознания ребёнка, обнаруживается наиболее ярко в игре. Она имеет свои особенности. Меньшее сходство имеет игровые заместители предметов. Например: сходство рисунка с изображаемой действительностью. Но игровые заместители должны дать возможность действовать так, как с замещаемым предметом. Поэтому, избранному предмету-заместителю приписывают ему определённые свойства. Ребёнок учитывает некоторые особенности самого предмета-заместителя.

Дошкольник  при выборе предметов-заместителей исходит из реальных отношений предметов. Ребёнок с готовностью соглашается, например, что ползубочистки – это будет мишуткой, целая зубочистка – мишкой-мамой, а целая упаковка – постелькой для мишутки. Но ни за что ребёнок не примет такого варианта, где мишуткой будет упаковка зубочисток, а постелью – целая зубочистка. Обычная реакция ребёнка «так не бывает».

    

 

 

Дошкольник  в игровой деятельности не только замещает предметы, но и берёт на себя роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребёнок может взять  на себя роль жирафа или какого-нибудь зверя, но он чаще всего изображает взрослых людей: папу, бабушку, дедушку, маму. Ребёнку в игре открываются отношения, которые существуют между людьми в их трудовой деятельности, их обязанности и права.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра создающейся зона ближайшего развития ребёнка. В ней зарождаются новые, прогрессивные виды деятельности и умение действовать коллективно, творчески. И управлять своим поведением. С другой стороны, есть продуктивные виды деятельности, которые постоянно расширяет жизненный опыт детей. Игра во все времена была эффективным средством формирования личности ребёнка, морально-волевых качеств. В игре воздействия на мир реализуются потребность, она вызывает изменение в его психике.

Целью курсовой работы – раскрытие психологической сущности игры дошкольника.

Предметом –  психологическая сущность, особенности  игры дошкольника.

Объектом –  дети дошкольного возраста.

Задачи –  изучить сущность игры и определить её значение, проанализировать формирование игровой деятельности у дошкольников. Определить влияние на развитие дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические особенности игровой деятельности дошкольника
    1. Эмоциональное развитие детей в игре

Игра дошкольника  насыщена эмоциями: восторгом, удивлением, радостью, волнением и т.д. Игровая деятельность нужна не только для воспитания и развития личности, но и для коррекции психических состояний ребёнка.

 Многие советские  психологи обращали внимание  на существование эмоционального  плана игры. Психологи подчёркивали, что главный смысл игры заключается в переживаниях, которые играют основную роль для ребёнка. Так же они подчёркивали, что в игре происходит глубокие преобразования первоначальных замыслов и тенденций. Между эмоциональным состоянием детей и игрой есть взаимосвязь, которая выступает в двух планах.

  1. На возникновение и развитие эмоций влияет становление и совершенствование игровой деятельности.
  2. На развитие игры определённого содержания влияют сформировавшиеся эмоции.  

По ходу игры, возникает два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

  1. У эмоционально-активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с несколькими или одним предметом. Большое количество действий совершают с игрушками, многие из которых завершаются ярко выраженными реакциями: удивлением, смехом, восторгом и т.д.
  2. У эмоционально-пассивных детей игра носит характер поверхностного белого ознакомления с игрушками. Время их деятельности непродолжительно. Крайне бедны эмоциональные проявления. Ярко выраженной радости и удивления с восторгом не наблюдается.

 

 

В ходе действий с персонажами важно для воспитания нравственных качеств личности, и  для развития игры, и для развития эмоций. Чтобы игра была полноценной, необходимым условием является развертывание в игре социального содержания общения. А так же, взаимоотношения и взаимодействия между персонажами. Наблюдая за игрой, мы можем определить, как со сверстниками складываются отношения.

Чрезвычайно широким  может быть диапазон эмоций, адресованных партнёру по игре: от заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, до полного безразличия и игнорирования. В конкретной игровой ситуации возникают эмоциональные проявления, которые способны обобщаться и закрепляться. Воспитатель должен организовать игру так, чтобы препятствовать проявлению невнимания, агрессивности, развитию отрицательных эмоций. Уровень эмоциональной ориентации ребёнка на сверстника и характер эмоциональной отзывчивости имеет тесную связь с уровнем развития игры.

Когда дети не умеют  организовать и развернуть игру, чаще всего, процветают отрицательные эмоции. Но большую эффективность можно достичь, когда в игре принимает участие сам воспитатель. Взрослый, взяв на себя роль, косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации, предупреждая их. Если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей, то он использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнёрам.

Отсюда следует, что игровая деятельность, насыщенная играми даёт самые разнообразные  эмоции, которые помогают не только для воспитания и развития личности ребёнка, но и для коррекции и профилактики его психических состояний. По ходу игры возникает различный характер переживаний. Эмоциональное поведение детей раннего возраста можно выделить на два типа.

  1. Эмоционально-активных.
  2. Эмоционально-пассивных.

   

 Для развития  ребёнка и для воспитания у  него нравственных качеств личности  очень важно, какие эмоции возникают  в ходе игры. Игра для ребёнка  является не только формой  развлечения и отдыха, но и  обучающим фактором. Таким образом, в игре у ребёнка развивается интеллект, память, фантазия, самостоятельность, формализуются задатки к творчеству.

У ребёнка в  ходе игры развивается интуиция. В  игре у детей растёт ответственность  за выполнение действий, идёт освоение нравственных норм. Следовательно, в развитии ребёнка игр является важным как психологическим и нравственным, так и познавательным фактором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка  

Психологи издавна  изучают игры взрослых и детей. Они  отыскивают у них специфическое содержание, функции, сравнивают с другими видами деятельности. В игре иногда есть необходимость, которая объясняет, необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

Есть и другое понятие природы игры – это  удовлетворение потребностей в отдыхе. Играя, живое существо, своеобразным образом тренируется. Игра, может быть, вызвана и потребностью в соревновании и лидерстве. Игру можно рассматривать и как компенсирующую деятельность, что даёт возможность удовлетворить неосуществлённые желания в символической форме. В мире животных она уже рушит границы физического существования.

Игра – занятие  очень умное. Поэтому, если мы играем, и мы знаем, что играем, значит, мы больше чем просто умные существа. Игру, с точки зрения линейного детерминированного мира, можно рассматривать как надменность, которая не опирается на какой-либо традиционный фундамент.

 Игра –  это деятельность. Она отличается  от повседневных будничных действий. Вновь и вновь человечество  создаёт своё новое бытие, свой  придуманный мир, который существует рядом с миром природы, натуральным миром. Узы, связывающие красоту и игру очень многообразные и тесные. Всякая игра – это свободная и вольная деятельность. В самом процессе исполнения игрового действия возникает то, что игра протекает ради неё самой и ради удовлетворения.

 Игра изображает  отношение личности к миру, что  её окружает. Именно в мире  формируется впервые необходимость  влияние на окружение, изменить  его. Предпосылки игровой деятельности  создаются тогда, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать. В середине игрового сюжета самостоятельность человека безгранична. Она может заглядывать в будущее, возвращаться в прошлое, много раз повторять одно и то же действие. Это действие приносит удовлетворение.

 

 

Ребёнок в игре не обучается жить, а живёт своей  самостоятельной, истинной жизнью. Игра для ребёнка наиболее красочна и  эмоциональна. Известный исследователь  детской игры Д.Б. Эльконин очень верно подчеркнул, что в игре интеллект направляется за эмоционально-действенным переживанием. Функции взрослого воспринимаются эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

 Для формирования  личности значение игры трудно  переоценить. Можно сказать, что не случайно Л.С. Выготский называет игру «Девятым валом детского развития». В грядущей деятельности игры дошкольника осуществляется те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Ребёнок, совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, не знает нового переживания. Оно связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действие этого поступка.

Таким вот образом  и строится игровая деятельность. В результате возникает воображаемая ситуация. В предметных действиях готовятся элементарные функции игры. Способность перенесения одних функций предмета на другие, становится предисловием игры. Когда мысли отделяются от вещи, когда ребёнок освобождается от жестокого поля восприятия, тогда начинается игра.

Ребёнок в игре обучается действовать в ситуации, которая требует познания. Игра в  придуманной ситуации освобождает  от ситуативной связи. В придуманной  ситуации действие приводит к тому, что ребёнок учится управлять  не только восприятием реальных обстоятельств и предмета, но и смыслом ситуации, её значением. Ребёнок уже видит окружающую действительность, что не только имеет многообразие форм, разнообразную окраску, но и знание и смысл. Ребёнок, раздваивая случайный предмет на конкретную вещь и её воображаемое значение, воображаемую функцию, становится символом.

 

 

 

Первым материалом для воображения становится любой  предмет, который ребёнок может  пересоздать на что угодно. Дошкольнику  для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. Поэтому очень трудно оторвать свою мысль от вещи, он должен иметь опору в другой вещи. В этом действии происходит взаимное переживание, проникновение и фантазия.

Мотивация игрового действия совсем независимо от объективного результата. Действие, которое приносит ребёнку наслаждение лежит в самом процессе классической игры и является главным мотивом. Сознательность ребёнка отделяет образ реальной палочки, которая требует действий с ней. Определённое значение имеет палочка, которая в новом действии приобретает для ребёнка особенного игрового содержания.

В игре рождается  детская фантазия, она стимулирует  творческий путь, создание собственной  реальности, своего жизненного мира. Игра стоит очень близко к практической деятельности на ранних этапах развития. Когда ребёнок, в практическом основании действий с окружающими предметами, осмысливает, что кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие. Но развёрнутого игрового превращения предметов ещё не наблюдается.

Основная линия развития для дошкольников лежит в формировании непредметных действий. Игра возникает, как зависший процесс. Игра становится ведущей, когда эти виды деятельности меняются местами, господствующей формой строения собственного мира. Мотивация детской игры: не выигрывать, а играть – такая есть общая формула. Только в игре или игровой форме, ребёнок может овладеть широким, недоступным ему кругом действительности.

 Через игровые  действия в этом мире, процесс  освоения прошедшего мира, включены  как игровое неведомое, так и игровое сознание. Игра – творческая деятельность. Следовательно, как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции. « Свёрнутое» восприятие ситуации – это основной показатель интуиции в целом, непосредственно эмоционально, образно. Игры, которые создаются самими детьми, занимают особое место. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми.

Информация о работе Психологическая сущность дошкольного возраста