Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 23:36, реферат
Во время беременности идет серьезная перестройка деятельности всего организма женщины [44], а особенно психоэндокринной сферы. Некоторые беременные становятся особенно уязвимыми для воздействия психогенных факторов, причем, вследствие переоценки прежней системы отношений наблюдаются психотравмы из-за таких конфликтных ситуаций, которые в прошлом не были столь актуальными для женщины.
1.5. Психологическая физиология беременности
Рост интереса к психологическим аспектам беременности, родов и материнства в целом в российской психологической науке сегодня неслучаен, ведь «жизнь существует до тех пор, пока она обеспечивает свое собственное продолжение» [1].
Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволил по-новому взглянуть на проблему психологии личности, жизни и смерти, истоков физического и психического здоровья, обусловленных различными обстоятельствами и факторами пренатального развития.
Перинатальная психология – новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: в пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Данная область знаний находится на стыке различных наук, прежде всего, психологии и медицины. Перинатальная психология фактически формирует одну из первых глав общей психологии, посвященную изучению роли генетических и врожденных факторов в формировании психических особенностей человека. Она призвана выявить и научно объяснить тонкие механизмы психической жизни человека в пренатальной фазе и процесс восприятия информации от матери и окружающего мира, закрепление этих знаний в памяти еще не родившегося ребенка. Это открывает возможности обнаружения, а при необходимости – устранения психосоциобиологических помех, нарушающих этот процесс, что позволит предупреждать пре- и перинатально обусловленную дисгармонию личности.
Работы, относящиеся к данной области изучения, - это, прежде всего, труды зарубежных исследователей, таких как С. Гроф [2], Ф. Дольто [3], Р. Ассаджиоли [4], С. Фанти [5], Д. Пайнз [6], К. Хорни [7, 8], М. Кляйн [9] и др. Среди отечественных ученых исследованием данной проблемы занимаются Э.К. Айламазян [10], В.В. Абрамченко [11], А.С. Батуев [12], Г.И. Брехман [13], А.И. Брусиловский [14], А.И. Захаров [15 - 16] и др. [17 - 25]. Упомянутые авторы рассматривают пренатальную стадию жизни как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, а взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна. Важнейшими факторами, воздействующими на ребенка, являются влияния со стороны матери. Пренатальный период как наиболее сензитивный не только для ребенка, но и для его матери, дает возможность значительно корректировать физическое и психическое здоровье сразу двух поколений. Поэтому необходима конкретная психотерапевтическая работа с каждой беременной женщиной, хотя «кризис в данной сфере осознают представители различных практик и отраслей науки» [26, стр. 82]. На философско-мировоззренческом уровне произошло признание субъективности не рожденного ребенка. В конкретных науках заметен сдвиг интереса от младенчества, пик которого пришелся на 70-е годы, к внутриутробной жизни. Знания о ней накапливаются как в рамках естественнонаучных дисциплин (эмбриологии, гистологии), так и в психологии, в частности, в психоанализе и микропсихоанализе [27]. В акушерстве и гинекологии, где технологически усовершенствованные приемы не приводят ни к сокращению перинатальной патологии, ни к усилению привязанности матери к ребенку, проблемы отказных детей, абортов, плохого обращения с детьми и других трудностей, в основе которых лежит негативный опыт взаимодействия матери с младенцем, не находят своего разрешения. М. Палуди вообще отмечает, что: «Современные методы приема родов у женщин больше предназначены для удобства врача, а не для здоровья матери и плода» [28, стр. 182]. Исследования показывают, что ежегодно около полумиллиона женщин умирают во время беременности и родов [28]. Немаловажную роль также играет отношение со стороны медицинского персонала. Данные факторы провоцируют увеличение числа родов в домашних условиях (midwife deliveries) [29 - 30]. На протяжении столетий женщины рожали дома, и им помогали повивальные бабки. Скалли отмечает, однако, что, когда мужчины – акушеры пожелали назвать себя врачами, то их специальность стали относить к профессии хирурга. Исторически же акушеры посещали раньше бедных женщин и иммигранток. [28].
С того момента, как современная медицина монополизировала контроль за процессами беременности и рождения, вычленив их из культуры и превратив в сугубо физиологические явления, в обществе и науке сложилась традиция понимания их как лишенных ценностного, смыслового, психологического содержания и не нуждающихся в иных формах осмысления, кроме медицинского контроля. Обязательное медицинское наблюдение придает беременной женщине особый статус, не позволяющий ей часто чувствовать себя "полноценной". Рождение ребенка перекочевало из семейного круга в больницу. Возможности участвовать и присутствовать при этом процессе лишились не только близкие родственники матери, но и отец ребенка. Тем самым процесс рождения ребенка оказался оторванным от его социального окружения. Из-за боязни инфекции младенец стал разлучаться с матерью в первые дни после рождения. Отношение к новорожденному как к существу, обладающему лишь физиологическими потребностями, привели, в конечном счете, к тому, что были ослаблены как непосредственно материнские инстинкты, материнское "чутье", так и нарушена психоэмоциональная связь отца с ребенком [31].
Бессмысленно копировать древние практики и традиции на современность, но также лишено смысла игнорирование фактов о том, что ожидание нового человека и его приход в мир не являются событиями сугубо медицинскими. Они несут в себе мощные экзистенциальные и психологические аспекты, требующие нового понимания с учетом современной ситуации.
Рождение ребенка никогда не было чисто биологическим феноменом. «Беременная европейская женщина будет чувствовать себя во многом иначе, чем беременная из Новой Гвинеи» [26, стр. 83]. Это убедительно доказывают этнографические и исторические факты. Так, в истории человечества существовали периоды, когда отцовство считалось абсолютно биологической функцией, но аналогичного понимания материнства не было никогда. Оно всегда воспринималось как социокультурный и психологический феномен, что особенно актуально для современности, когда деторождение становится важным социальным событием, вовлекающим не только родителей, но и различные медико-психологические службы, государственные органы и коммерческие организации.
Повышенный интерес ученых к проблеме беременности и родов провоцирует множество подходов к пониманию определения и содержания данных феноменов. Разница мнений несомненно обусловлена сложностью этих явлений, в частности, беременность одновременно представляет собой в каждый отдельный момент времени психическое состояние, и, в то же время, процесс, поскольку характеризуется постоянной динамикой. Даже попытка определить, что понимается под термином «беременность», подразумевает разнообразие авторских позиций. В системе медико-биологических знаний это понятие используется как характеристика физиологического процесса развития плода из яйцеклетки в организме женщины [11, 26, 32 - 33]. Начальный этап беременности относят [31, 34 - 35] к периоду оплодотворения женской яйцеклетки мужским сперматозоидом (или после клонирования). В процессе оплодотворения одним или несколькими сперматозоидов проникают через мембрану яйцеклетки и вносят в нее свою структуру генома. Образующаяся зигота становится основой развития нового организма, зародыша или эмбриона еще в маточной (фалопиевой) трубе. В условиях «физиологической нормы» развития беременности оплодотворенная яйцеклетка начинает делиться и в ней запускается синтез РНК. Под влиянием гладкомышечных сокращений фалопиевой трубы в течение 7-8 суток, одновременно с продолжающимся клеточным делением, эмбрион достигает матки и имплантируется в ее тело. С этого времени обмен веществ, ассимиляция и диссимиляция гуморальных, гормональных и других факторов, необходимых для развития ребенка осуществляется интегрированно в единой системе «организм матери - плод».
Н.В. Боровикова полагает, что с психологической точки зрения беременность является вызванным оплодотворением психофизиологическим процессом, ведущим к изменениям в организме и психике женщины и направленном на развитие и появление на свет нового человека [36]. Другие авторы делают акцент на том, что беременность «является, прежде всего, экзистенциальной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обусловливающей глубокие изменения самосознания, отношения к другим и миру» [26, стр. 84]. Н.П. Коваленко указывает, что беременность часто считается процессом, идущим на грани с патологией [31]. Такое мнение иногда подтверждается и ожидание ребенка может спровоцировать появление психических расстройств [37]. Исследования, проведенные в г. Томске показали, что по частоте встречаемости на первом месте находятся неврозы (66,5% от общего числа психических заболеваний), второе место занимают соматогенно обусловленные расстройства (12,3%), на долю психопатий приходится 7,6%, неврозоподобные расстройства экзогенно-органического генеза составляют 9,5%, больные шизофренией и эпилепсией – 4,1% [30, 38]. При этом, среди женщин – «отказниц» анамнестически установлена высокая распространенность психических нарушений и личностной патологии еще до начала нежеланной беременности [39].
Возможность появления психических нарушений в период беременности вовсе не означает универсальность такого пути развития и у большей части беременных женщин психофизиологическое состояние остается в пределах нормы. Хотя, даже физиологически протекающая беременность оказывает определенное влияние на психику женщины [32, 40 - 41], а некоторые авторы рассматривают ее как кризисную ситуацию [42]. На основе отечественных исследований показано, что среди массы прочих стрессогенных факторов, беременность указывается на 12 месте [43].
Во время беременности идет серьезная перестройка деятельности всего организма женщины [44], а особенно психоэндокринной сферы. Некоторые беременные становятся особенно уязвимыми для воздействия психогенных факторов, причем, вследствие переоценки прежней системы отношений наблюдаются психотравмы из-за таких конфликтных ситуаций, которые в прошлом не были столь актуальными для женщины.
Особенно первая беременность для большинства женщин становится периодом сильных эмоциональных переживаний, которые могут сопровождать дальнейшее становление собственного «Я» беременной, ее развитие и формирование как полноценного взрослого человека, способного в дальнейшем заботиться о беспомощном, но требовательном младенце. Часто в это время созревают болезненные и пугающие переживания [26]. Американский психоаналитик Динора Пайнз в своей книге «Бессознательное использование женщиной своего тела» говорит, что первая беременность - время стресса, в особенности для молодой женщины, у которой психическое равновесие еще не установилось. Возврат ранее вытесненных фантазий в предсознание и сознание и судьба этих фантазий после рождения реального ребенка. В это время женщина нуждается в эмоциональной и физической поддержке, чтобы помочь своему ребенку и облегчить ему вхождение в жизнь. Суть этой адаптации женщины на пути к зрелости состоит в достижении устойчивого баланса между бессознательными фантазиями, надеждами и реальностью отношений с самой собой, мужем и ребенком. Беременность, в особенности первая - кризисная точка в поиске своей женской идентичности [45 - 46]. Для женщины, ожидающей первенца, беременность доказывает ее половую принадлежность и заявляет внешнему миру, что она состояла в сексуальных отношениях. Психологически это подтверждает, что она обладает сексуально зрелым телом, способным к репродукции, но это вовсе не означает, что она имеет зрелое эмоциональное Эго, способное к принятию ответственности. Для первородящих женщин сама беременность может приводить к возникновению психологического дискомфорта, а присоединение соматогенных расстройств и психогенных факторов ведет к развитию психических нарушений [47 - 49].
Беременность оказывает неодинаковое влияние на разных женщин. Важную роль играют преморбидные особенности, а также множество таких факторов, как гинекологические и соматические заболевания в анамнезе, аборты, осложнения предыдущих беременностей, психологический микроклимат в семье и на работе, материально-бытовые условия [50].
При всем разнообразии протекания беременности у разных представительниц, существуют определенные универсальные преобразования, происходящие в психосоматической сфере женщин в период ожидания ребенка [51]. С точки зрения психологов «беременность, как ни один другой период в жизни женщины, сопровождается глобальными изменениями и глубокой внутренней работой» и «можно выделить следующие уровни рассмотрения беременности, на которых происходят значительные изменения личности женщины: физиологический, эмоциональный, когнитивный, социальный, экзистенциальный» [26, стр. 83 - 84]. Меняется внешний облик, телесные ощущения, ритмы функционирования организма. Изменяется социальная позиция женщины: она уже не ребенок своих родителей, но еще и не мать; в ее отношениях с отцом ребенка появляются незнакомые до сих пор формы и роли; ей предписываются новые виды взаимодействия с работниками медицинских и социальных служб. Трансформируется мировоззрение и самовосприятие в силу осознания причастности к акту творения и становления Матерью. Из наиболее заметных для окружающих психологических изменений в период беременности можно назвать эмоциональные характеристики [52]. Беременность делает женщину ранимой, склонной к беспокойству, более чувствительной к негативным переживаниям (например, по поводу неблагоприятного исхода родов, что само по себе является психотравмирующим фактором, влияющим на состояние эмоциональной сферы) [53 - 54]. Причиной столь сильных изменений чувств первоначально служит серьезная гормональная перестройка, происходящая в первые месяцы беременности. При дальнейшем течении беременности отмечается, что в 95 % случаев причинами развития невротических расстройств были нарушения значимых для беременных внутрисемейных отношений [55], а также эмоциональных реакций [56 – 81, 82 – 83, 84 – 85, 86, 87]. Другие исследователи считают наиболее сильными стрессовыми факторами соматические заболевания; госпитализация женщин при обострении соматического заболевания является психогенией, способствующей развитию соматопсихических расстройств [88 – 89, 90].
В обыденном сознании распространено мнение о том, что беременная должна находиться в состоянии абсолютного покоя и блаженства, необходимого ребенку для гармоничного развития. С научной точки зрения беременность, как и любое другое кризисное состояние, может сопровождаться сильными переживаниями, в том числе и негативными. Но важно, чтобы это приводило к более глубокому пониманию себя, ребенка, его места в своей жизни, роли и значения других людей, т.е. являлось основой для личностного развития, а не регрессии и вторичного переживания ранних кризисов собственного детства. Эмоции должны работать на выстраивание родительской позиции женщины, например, вследствие гормональной перестройки первых месяцев беременности душевное состояние женщины приближается к детскому, что способствует еще большему, не только телесному, но и психологическому, слиянию с ребенком [91].
Конечно, преобразования носят не только эмоциональный, а комплексный характер. В психологии существует представление об этих многоаспектных изменениях, происходящих в разные триместры. Так, первые месяцы беременности – это время революционных перемен в физиологии и психологии женщины. Физиологию этого этапа отмечает высокий уровень прогестерона, что ведет к физическому недомоганию и изменениям в телесном Эго беременной, таким как увеличение молочных желез, тем самым пробуждая у нее ощущения, порожденные подростковыми телесными изменениями. Наблюдаются частые колебания настроения и воскрешение прежних тревог. В течение первых 12 недель беременности степень развития плода достигает уровня, при котором распознаются «контуры» человека и его половых органов. Происходит формирование хрящевой модели скелета [92]. Кроме того, в теле зародыша появляются кровеносные сосуды и формируется сердце. Артериальная и венозная системы кровообращения плода функционируют уже на 3 - 4 неделе развития. Еще до 20 недели его печень и костный мозг уже начинают выполнять кроветворную функцию. Селезенка начинает вырабатывать лимфоциты, являющиеся иммунокомпетентными клетками, с 14 недели.
Во внутреннем, сокровенном мире ее «Я» появилось пространство другого человека, с существованием которого нужно не просто считаться, а, возможно, перестроить свою жизнь, изменить планы. Не все женщины способны безоговорочно принять эти перемены, даже если ребенок желанный и долгожданный. Душевные конфликты вызывают не только чувство усталости и раздражительности, но могут даже стать причиной токсикоза или угрозы прерывания беременности. Поэтому на протяжении первого триместра особую значимость приобретают, помимо запланированности и желательности беременности, факторы изменения социального статуса и отношений в микрогруппе, прежде всего, принятие беременности со стороны референтного окружения, даже незначительные конфликты с которым вызывают усиление конфронтации беременной с новой для нее ситуацией и образом ребенка. Принятие на себя родительской ответственности можно рассматривать в более широком контексте, чем ответственность за судьбу конкретного ребенка. По сути, семья в период появления ребенка представляет собой связующее звено между прошлым и будущим нескольких семейных ветвей.
В течение второго триместра как составные части тела у плода завершают перинатальный этап формирование системы дыхания (дыхательные движения достигают 50 - 60 в минуту), органов пищеварения и выделения, центральной нервной системы, органов чувств и эндокринной системы [35]. Считается, что с 4,5 месяцев половые железы начинают вырабатывать гормоны [92].