Психологическая характеристика бессознательного. Сознание и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

Необходимым условием является обозначить круг задач, предусмотренных для более полного и детального раскрытия заявленной темы и достижения поставленной цели:
во-первых, следует дать понятие и краткую характеристику такого явления человеческой психики как сознание;
следующим этапом на основе полученной информации следует выделить понятие бессознательное и разграничить сознание и бессознательное;
далее представляется возможным дать определение бессознательному и выделить основные его психологические характеристики.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 41.64 Кб (Скачать файл)

 

                                      ВВЕДЕНИЕ 

 

 Человеческая психика являет собой многообразный и довольно сложный предмет для изучения. С незапамятных времен человек пытался проникнуть в ее глубины, познать истинную ее суть. Постепенно люди переходили от простого к более сложному. Раньше принято было считать, что человек обладает исключительно сознанием, в следствии чего, ему подвластно все его действия. Сознание в свою очередь определяет мотивацию поступков человека, его желания. Именно такой точки зрения придерживались представители классической психологии

Время же не стояло на месте, человечеству требовались все новые  открытия, новые более глубокие знания о, казалось бы, уже известных предметах  и явлениях действительности. Еще древние философы пытались выяснить и объяснить, откуда берутся сны  и их подлинный смысл, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На данные и многие другие, еще более сложные по своему содержанию вопросы «всемогущее» сознание уде не могло дать ответа и разъяснения. Именно тогда на свет появляется понятие бессознательное, которое в свою очередь является своеобразной копилкой тайных, сокровенных и вытесненных за рамки сознания желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, покоящихся в пределах бессознательного. Бессознательное выходит на первый план только при определенных обстоятельствах, например, когда человек находится в состоянии сна или же в стрессовых ситуациях, в бреду или под гипнозом и т. п.

Проанализировать бессознательное  можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856 - 1939). Он первый в науке предположил,  а после и развил мысль о том, что сознание является не единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. Большая часть теории З. Фрейда основана на сексуальности человека, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения. Этим он заслужил непонимание со стороны многих его ученых-современников. Его теории высмеивались, книги сжигались. Сейчас же фрейдизм – это одно из направлений в современном психоанализе.

Современный психоанализ  помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает  бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека.

Опираясь на все выше сказанное, является возможным сформулировать цель данной контрольной работы. В рамках заявленной темы необходимым условием будет рассмотреть понятие бессознательное с точки зрения современных знаний в области психологии, определить закономерную связь между сознанием и бессознательным.

Необходимым условием является обозначить круг задач, предусмотренных  для более полного и детального раскрытия заявленной темы и достижения поставленной цели:

    1. во-первых, следует дать понятие и краткую характеристику такого явления человеческой психики как сознание;
    2. следующим этапом на основе полученной информации следует выделить понятие бессознательное и разграничить сознание и бессознательное;
    3. далее представляется возможным дать определение бессознательному и выделить основные его психологические характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЗНАНИЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ

 

Для начала дадим четкое определение понятию сознание.

Сознание  есть форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно исторической практики это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические  характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ, который способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Сознание характеризуется  также рядом специфических свойств.

 Одно из них -  осмысленность представляемого или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная обозначенность, наделенность определенным смыслом, связанным  с человеческой культурой.

Второе свойство состоит  в том, что в сознании отражаются лишь основные, главные характеристики предметов, событий и явлений.

Сознание тесно связано  с речью. Именно  оно отвечает за осмысленность разговора, названия предметов, коммуникабельную способность данного человека. Сознание позволяет нам с помощью языка не только выразить свои внутренние состояния, но и рассказать о том, что мы знаем, видим, понимаем, т.е. сообщить объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого  сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Под схемой мы имеем в виду определенную умственную структуру, в соответствии, с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе. Схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, которые люди используют для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок. Это выражается в отборе, классификации информации, отнесении ее в ту или иную категорию.

Обмениваясь друг с другом информацией, люди выделяют в передаваемом сообщении главное. Откладываясь в лексиконе, в семантике в понятийной форме, эта информация затем становится достоянием индивидуального сознания человека, по мере того как он осваивает язык и пользуется им как средством общения и мышления. Поэтому мы можем сделать вывод, что без языка и речи сознание и мышление немыслимо.

Сознание, однако, существует не только в словесной форме, но и в образной форме. В этом случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, называющей преобразующей соответствующие образы. В качестве примера образного человеческого сознания можно назвать искусство, литературу, музыку. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

1. когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

2. когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

3. когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;

4. когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных   действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЗНАНИЕ И  БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

 

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.

Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так  или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Взаимосвязь сознания и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Было бы неверно на том  основании, что бессознательное и сознание - это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно.

Бессознательное - это столь  же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозге человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

 

Опираясь на выше сказанное, постараемся дать характеристику бессознательного, как самостоятельной части человеческой психики, контактирующей с сознанием.

Переходя, непосредственно, к характеристике бессознательного, для начала сформулируем четкое определение понятия бессознательное с точки зрения современной психологии.

Итак, бессознательное есть теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия бессознательного, как уже было отмечено выше, была начата З. Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательное было существенно расширено.

 Опираясь на определение, выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

  1. неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
  2. поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
  3. подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Выделим ряд признаков, характеризующих  процессы, входящие в сферу бессознательного:

      • они неподвластны контролю человека, изолированы от ядра личности. Воспринимаются как непроизвольное, автоматическое течение психических актов;
      • бессознательное почти всегда содержит в себе информацию, которая противоречит сознанию и расценивается индивидом как нечто совершенно чуждое и непонятное личности;
      • бессознательные процессы имеют свой  язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные логической последовательности. В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая эмоциями и называемая, поэтому аффективной;
      • на уровне бессознательного не существует разграничения на внутренний и внешний миры. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира;
      • человек, находящийся в бессознательном состоянии, не разграничивает объективное и субъективное в содержании переживаний;
      • динамика психических актов и действий в сфере бессознательного лишена временных и пространственных ограничений, которые свойственны сознанию. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи.

Информация о работе Психологическая характеристика бессознательного. Сознание и бессознательное