Психологическая характеристика внебрачного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить психологические аспекты феномена супружеской
измены в психолого-педагогической литературе
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
Провести теоретический анализ содержание понятия «супружеская измена».
Определить виды, функции и причины супружеской неверности
Изучить модели внебрачного поведения.
Выявить взаимосвязь между изменой и влиянием на нее партнера по браку.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

По мнению С. Кратохвила, склонность к изменам определяется в большей степени особенностями личности партнеров. Для мужчин выделяют следующие типы.

  1. «Донжуан» - незрелая личность, которая, прежде всего, хочет нравиться и от измен испытывает нарцистическое удовлетворение.
  2. «Распутник», или «ловец женщин», - мужчина промискуитетного типа, чья половая активность вытекает из потребности в переменах, в разнообразии или из представлений, что мужественность доказывается большим числом сексуальных побед.
  3. «Вечно неудовлетворенный» - постоянно ищет любви, но ни с одной из женщин не имеет эмоциональных постоянных связей [18].

У женщин выделяют следующие типы:

  1. «Соблазнительница» - хочет любить и иметь поклонников, для чего использует и секс, однако ее действительное стремление к половым связям, как правило, невелико.
  2. «Любительница приключений» - ищет сексуальных кратковременных приключений без вовлечения чувств. Дома это хорошая жена и мать, любит своего мужа, но сексуально не находит с ним общего языка. Партнера по приключению выбирает сама. Ищет сексуальных переживаний, которых не хватает ей в семейной жизни.
  3. «Беззащитная» - не способна к отказу и поэтому половая страсть мужчины сразу же вызывает в ней ответное чувство. Имеет низкий порог половой возбудимости. Сама не проявляет инициативы, удовлетворение находит, покорно отдавая себя во власть партнера, не может оказать сопротивление, т.к. «он сильнее».
  4. «Неудовлетворенная» - не может найти удовлетворения ни в чем: ни в муже, ни в работе, ни в друзьях. Сомневается в правильности выбора партнера, даже когда имеет с ним достаточно длительные связи. Легко влюбляется в другого, которого обычно переоценивает. В любовных связях часто испытывает чувство вины и быстро становится несносной [18].

 

 

2.2 Реакции на супружескую измену

В нашей работе для обозначения супруга «изменившего» или «пострадавшей стороны» будет использоваться словосочетание «второй супруг».

Всякий вид измены опасен для семьи возникновением острой или эмоциональной хронической реакции обманутого супруга, если измена раскроется [1].

С. Кратохвил считает, что ситуационные кратковременные измены или хорошо законспирированы внебрачные связи без излишней эмоциональной вовлеченности не должны никак повредить браку и в конечном итоге могут иногда даже способствовать его оптимизации в зрелости. Однако, по его мнению, сохранить измену в тайне удается очень редко [18].

Как правило, связь влечет за собой скрытность. Если супруг знает о существовании любовника, тогда отношения представляют собой «соглашение» или некий «треугольник». Но представления о границах дозволенного могут существенно отличаться [7]. Связь влечет за собой обман, ложь и автоматическое отдаление супругов друг от друга. Несмотря на то, что существуют люди, которые действительно считают, что связь на стороне способна «помочь» браку, многие осознают саморазрушительный характер их поведения. Они знают, что возможно одно из самых худших вещей, которые они могут сделать, и все же они жаждут этого [5].

Супружеская измена посягает на любовь как основу брака, разрушает целостность семьи, затрагивая все сферы семейного функционирования; представляет угрозу самопринятию, чувству собственного достоинства обманутого супруга. Именно поэтому комплекс чувств, возникающих как реакция на супружескую измену, включает переживание ревности, обиды, одиночества, предательства, утраты стабильности и чувства безопасности [9]. 

К. Витакер рассматривает любовника (любовницу) как «психотерапевта на стороне» одного из супругов. Между тем в большинстве случаев супружеская неверность все  же угрожает целостности семьи как системы. Несмотря на то, что измена возникает в супружеской диаде, ее последствия оказывают влияние на всю семью в целом [17]. 

Для «обманутого» партнера измена супруга является сильнейшей психотравмой, провоцирующая наряду с депрессиями и аутодеструктивным поведением (от алкоголизма до суицидальных попыток) возникновение выраженной агрессии по отношению к «неверному» партнеру. Для обманутого супруга ревность, оскорбленное чувство собственного достоинства и уязвленное самолюбие является уже «необходимым и достаточным» основанием для применения любых средств «восстановления попранной справедливости», от физического воздействия до убийства – примеров из уголовной практики более чем достаточно. Ревность вообще, по данным А. Нохурова (1988) приводит к «особо высокому риску совершения тяжелых противоправных действий» [16, с.11].

В старину прелюбодеяние не рассматривалось основанием для расторжения брака. От обманутого мужа ожидали вразумления неверной жены, а не развода. Жен, уличенных в измене, жестоко избивали. На такие расправы в селе смотрели как на полезное дело. По понятиям крестьян с женой всегда нужно обращаться строго – чтобы она не забаловалась [4].

Следует отметить, что ревность – одна из реакций на угрозу распада партнерства в ситуации соперничества. Угроза – одно из условий ревности, т.к., согласно Э. Линдеманну [12], при реальном распаде партнерства возникает реакция горя. Угроза может быть реальной - существует соперник, претендующий на партнера и имеющий шанс его завоевать, и мнимой - наличие соперника основывается на предположениях, вызванных охлаждением чувств в партнерстве, или противоречивым, подозрительном поведении, или отсутствием в партнерстве информации о характере отношений (например, при разлуке) [8].

При завышенной самооценке наблюдается деспотический вариант переживания ревности, при заниженной – остро переживает собственную неполноценность [1].

В случае адекватного поведения супружеская измена может даже существенно повысить рейтинг того, кому изменили, тем самым, сыграв положительную роль для супружеского союза, вызвав мощное раскаяние и существенный пересмотр своего поведения «изменником». Влияние измены на супружеский союз будет зависеть от поведения «верного» супруга более чем от поведения «изменившего».

Наличие в системе мировоззренческих представлений субъекта сведений о реальности адюльтера существенно снижает травматичность самого факта супружеской измены и повышает возможность нахождения  выхода из сложившейся ситуации. Таким образом, явно нереалистичная установка обманутого партнера не позволяет сохранить семью, даже при максимальном раскаянии со стороны изменившего, т.е. когда формальная измена (в виде реализации случайной возможности) ведет к крушению до того удовлетворительного брака. Тогда формирование у обманутого партнера более «широкого» взгляда позволило бы ему понять, простить и «принять заблудшего» [21]. 

Как отмечал В. Райх, обманутую женщину не призирают,  ей сочувствуют, поскольку для женщины, находящейся в зависимом положении, неверность супруга означает действительную опасность. Напротив, неверность женщины является для общественного мнения доказательством неспособности супруга соблюсти свои права, а может быть, и его сексуальной несостоятельности, которая не позволила ему обеспечить верность жены [19].

Если изменивший супруг по какой-либо причине признается в неверности, реакция партнера в значительной степени будет зависеть от продолжительности и глубины побочной связи. Легче понять и простить случайную короткую связь, чем длительный роман [25].

 

2.3 Гендерные различия в отношении к супружеской измене

Мужское отношение к супружеской неверности.

В 2001 году Ю.А. Шмотченко провела исследование взглядов мужчин на семейные отношения и на внебрачные связи. Опрошено 70 человек – охранники ночных клубов в возрасте от 19 до 35 лет (женатые, состоящие в «гражданском браке» и холостые). Обнаружилось, что подавляющее большинство принявших участие в исследовании мужчин рассматривают измену как одну из причин, которые могут разрушить брак (так считают 82%). Вопрос об отношении к супружеской неверности вызвал у трети опрошенных (38%) отрицательную реакцию, т.к. измена является для них неприемлемой; другие 34%  ответили, что если она не наносит вред семейным отношениям, тогда иногда может быть допустима. Причиной же такой измены может быть «смена обстановки». На прямой вопрос о том, как бы они поступили, если бы им представился случай внебрачной связи, 40% ответили, что они не воспользовались бы этой ситуацией, однако 39 % предположили, что легкий флирт с женщинами никому не навредит [1].

В исследовании Ю.А. Шмотченко была поставлена задача определить, насколько распространен  «двойной стандарт» в представлениях мужчин о верности-неверности. Было обнаружено, часть тех мужчин, которые не упускают возможности супружеской неверности для себя, незамедлительно расстанутся  со своими женами в случае их измены (26%), часть же из тех, кто считает, что легкий флирт никому не навредит, полностью разочаруются в своих супруге, если узнают о ее измене, а затем также расстанутся с ней (35%).

Таким образом, примерно у трети мужчин явно прослеживается наличие злополучного «двойного стандарта» в области морально-этических принципов [1].

Больше половины опрошенных мужчин воспринимают измену как предательство (68%), но 23% отметили, что она представляет собой удовлетворение тех потребностей, которых не удовлетворяются в браке. Небольшое количество опрошенных мужчин полагают, что в измене необходимо  признаться партнеру, т.к. «лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (21%). 42% признались, что никогда бы не признались в измене своей жене, а 34% просто затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос: «Сможете ли вы простить факт измены супруге?» около трети ответили утвердительно (34%), приблизительно столько же заявили, что никогда бы не смогли этого сделать (33%).

На вопрос о привлекательности неверности большинство опрашиваемых (29%) не имели на этот счет определенного мнения, 26% ответили, что супруги должны пользоваться абсолютной свободой,24% - никогда не допустят измены, и все же 21% допускают неверность, но только в том случае, чтобы не возникало недоразумений в семье [1].

В анкету также был включен и прямой вопрос о внебрачных связях. Ответы на этот вопрос были проанализированы только у мужчин, состоящих в законном и гражданском браке. Результаты оказались следующие:

  • Отрицают у них наличие внебрачных связей – 47% мужчин;
  • Не изменяют в данное время – 28%;
  • Имеют внебрачную связь в настоящее время – 25%.

Таким образом, по данным исследования выяснилось, что почти половина мужчин сохраняли и сохраняют верность своим избранницам, чуть больше половины – нарушали или нарушают в настоящее время нравственные нормы.

Также выяснилось, что лишь 14% мужчин (в основном это были мужчины, которые находятся в браке уже несколько лет, имеют детей и налаженный семейный быт), полагают, что нет других вариантов, кроме сохранения верности в супружестве на протяжении всей жизни; половина же опрошенных ответила, что к этому надо стремиться, но это очень сложно (47%). Остальные просто не верят в возможность сохранения верности на протяжении всего супружества. Наверное, стабильность брака, дети, гармония в семье являются следствием установки на верность у мужчины, а не ее причиной. То есть те, кто подразумевает как само собой разумеющееся, что они должны сохранять верность в супружестве и что возможен долговременный союз с одной женой, имеют больше шансов на сохранение этого союза, чем те, кто с самого начала прогнозирует для себя возможность адюльтера [1].

Итак, на основании исследования можно говорить о наличии связи между привлекательностью неверности и отдельными личностными чертами  и ценностями, а также о наличии участи мужчин «двойного стандарта» в отношении нравственных норм. Около половины опрошенных не изменяли и не изменяют своим женам (или сожительницам), но лишь 14% верит в то, что, несомненно, можно сохранить верность на протяжении всего супружества [1].

 

Женское отношение к супружеской неверности.

 

В 1997 году было проведено исследование семейно-брачных потребностей женщин, частью которого являлось изучения отношения женщин к неверности (Т.В. Андреева, Т.Ю. Пипченко 1998, 2000). Объектом исследования являлись белорусские женщины в возрасте от 20 до 60 лет, состоящие в первом браке, имеющие среднее специальное образование. Выборка составила 58 человек.

Анализ результатов исследования отношения женщин к возможной неверности партнера показал значимую положительную связь возраста женщин, с одной стороны, и категорического неприятия возможной измены супруга – с другой. Такая же связь получена и между стажем семейной жизни и отношением к измене. Таким образом, замужние женщины более зрелого возраста склонны принципиальнее относиться к нарушению уз супружеского союза, чаще расценивания это как аморальное поведение. Скорее всего, это различие из-за того, что выборка состоит из женщин разных поколений и, соответственно, разных взглядов [1].

Чем более терпимо относятся женщины к неверности, тем более у них выражена сексуальная потребность в посвящении мужа семье.

В данном исследовании показано, что сексуальные потребности входят в число лидирующих в группе молодых женщин (20-30-летнего возраста), а посвященность мужа семье оказывается на первом месте по значимости в 40-50 лет и продолжает оставаться таковой в пожилом возрасте (50-60 лет). Таким образом, женщины старшего возраста больше молодых заинтересованы в посвященности мужа семье (заботе о детях) и категорически не приемлют внебрачные связи, и, наоборот, молодым женщинам более свойственно лидирование сексуальной потребности среди других брачно-семейных потребностей, и они несколько более терпимо относятся к свободе нравов [1].

Также было выявлено, что терпимость к измене партнера положительна связана с потребностью во внешней привлекательности супруга и  отрицательно – с потребность в искренности и открытости отношений с ним. Эта закономерность, наверное, обусловлена тем, какие ценности ложатся в основание супружеского союза. Ориентация на красоту мужчины требует примиренческого отношения к тому, что у него, возможно, будут внебрачные связи. А для женщин, которые больше всего ценят честность и открытость в супружеских отношениях, возможность неверности неприемлема даже теоретически.

Информация о работе Психологическая характеристика внебрачного поведения