Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:56, доклад
Два вида недостаточности слуховой функции: глухота и тугоухость (слабослышащие) Глухота- стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и некоторые речевые звуки на близком расстоянии.
Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха |
Два вида недостаточности слуховой функции: глухота и тугоухость (слабослышащие) Глухота- стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и некоторые речевые звуки на близком расстоянии. |
Тугоухость – стойкое понижение слуха, возможно накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха. Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная. |
Причины глухоты: 1) Применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов), 2) Повышение общего радиационного фона и увеличение пороков развития уха, 3) Увеличение числа вирусных заболеваний, 4) Алкогольная и иная интоксикация в период беременности. |
К факторам риска по тугоухости
и глухоте относятся: неблагоприятное
течение беременности: токсикоз беременности,
угроза выкидыша и преждевременных
родов, резусконфликт матери и плода,
заболевания матери во время беременности
(краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная
инфекция и др.) и др. патологические
роды: преждевременные, стремительные,
затяжные, наложение щипцов, кесарево
сечение, частичная отслойка плаценты,
ягодичное и тазовое |
факторы риска раннего детства: сепсис появление и размножение болезнетворных бактерий в крови новорожденного; заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит воспаление мозга и его оболочек; болезни лорорганов; черепно-мозговые травмы; наркоз и др. наследственная патология |
Формы наследственной сенсоневральной
тугоухости: 1) Изолированная, т.е. без
другой сопутствующей патологии. 2)
Связанная с различными сопутствующими
патологиями, такими как: аномалии наружного
уха; заболевания глаз; заболевания
костно-мышечной системы; поражения
кожных покровов; заболевания почек
патологии нервной и |
Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха |
Ощущение и восприятие. Особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствит-ть резко обостряется. |
Внимание зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры. Память давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст. |
Воображение образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть. Мышление долгое время преобладает наглядно- образного мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах. |
Абстрагирование Только в старшем школьном возрасте начинает формироваться абстрактно - понятийное мышление. К моменту окончания школы недостаточно сформированы приемы построения логических заключений. |
Психологические особенности формирования речи у неслышащих детей Без специального обучения речь у глухого не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. У глухого процессы овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. |
Письменная речь Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала. |
Дактильная речь Глухие ученики, овладевшие дактилологией, лучше осваивают звуковой состав слова. У них образуются условные связи между звуковым и дактильным образом слова. Такая речь является вспомогательным средством при овладении письменной речью, при чтении с губ речи окружающих глухими. |
Мимико-жестовая речь Мимико–жестовая
речь служит средством общения и
познания окружающего мира. Мысли
у глухого формируются на основе
конкретных образов, представлений, восприятий,
возникающих благодаря |
Особенности развития личности,
имеющей нарушения слуха |
Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появление фрустрации. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий. Глухие дети менее социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники. |
Самооценка и уровень
притязаний Представление глухих детей
о самих себе часто бывают неточными,
для них характерны преувеличенные
представления о своих |
Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в том же направлении, что и в норме. Наблюдается отставание глухих от слышащих, проявляющееся у младших подростков в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих. |
Уровень притязания глухих
учащихся в учебной деятельности
характеризуется высокой |
У глухих детей большие
трудности в формировании морально
- этических представлений и |
Интересы и жизненные ценности Для глухих подростков первая тройка жизненных ценностей- счастливая семейная жизнь (72%), успешная профессиональная деятельность (36,5%), воспитание детей (34,1%); для слабослышащих - счастливая семейная жизнь (65,6%), достижение успеха в жизни (60,8%), успешная профессиональная деятельность (45,6%). |
Учебная деятельность Сознавая важность учения, глухие учащиеся часто не проявляют к нему интереса. Основным мотивом учебной деятельности у глухих старшеклассников является получение образования. Интерес к самим знаниям у многих глухих старшеклассников отодвигается на второй план. |
Стремление к |
Учитель в школе для
неслышащих обладает большим социальным
авторитетом по сравнению с той
ролевой позицией, которую занимает
на уроке учитель |
Межличностные отношения
В коллективе неслышащих к числу
лиц, имеющих хорошее |
Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер. Замкнутость и некоммуникабельность - это те основные качества, которые отличают детей, имеющих плохое социометрическое положение. |
Самочувствие Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у неслышащих можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к труду. |
Двигательная сфера У неслышащих наблюдается: -недостаточно точная координация и неуверенность движений. -замедленность в овладении двигательными навыками. -трудности в овладении статического и динамического равновесия. -нарушение плавности и синхронности движения. -низкий уровень пространственной ориентировки. -замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом. |
Информация о работе Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха