Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:56, доклад

Краткое описание

Два вида недостаточности слуховой функции: глухота и тугоухость (слабослышащие) Глухота- стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и некоторые речевые звуки на близком расстоянии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.66 Кб (Скачать файл)
 
 

Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха 


 
 

Два вида недостаточности  слуховой функции: глухота и тугоухость (слабослышащие) Глухота- стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное  овладение речью и разборчивое  восприятие речи даже на самом близком  расстоянии от уха. При этом сохраняются  остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и  некоторые речевые звуки на близком  расстоянии.


 
 

Тугоухость – стойкое  понижение слуха, возможно накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха. Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная.


 
 

Причины глухоты: 1) Применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов), 2) Повышение общего радиационного  фона и увеличение пороков развития уха, 3) Увеличение числа вирусных заболеваний, 4) Алкогольная и иная интоксикация в период беременности.


 
 

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся: неблагоприятное  течение беременности: токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных  родов, резусконфликт матери и плода, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.) и др. патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание  и др. патологии. патология периода  новорожденности: выраженная желтуха, вызванная гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, вес  до 1500 г, врожденные пороки развития (в  том числе лор-органов) и др.


 
 

факторы риска раннего  детства: сепсис появление и размножение  болезнетворных бактерий в крови  новорожденного; заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит воспаление мозга и его оболочек; болезни лорорганов; черепно-мозговые травмы; наркоз и др. наследственная патология 


 
 

Формы наследственной сенсоневральной  тугоухости: 1) Изолированная, т.е. без  другой сопутствующей патологии. 2) Связанная с различными сопутствующими патологиями, такими как: аномалии наружного  уха; заболевания глаз; заболевания  костно-мышечной системы; поражения  кожных покровов; заболевания почек  патологии нервной и эндокринной  систем.


 
 

Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения  слуха 


 
 

Ощущение и восприятие. Особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Более тонко  дифференцируют оттенки цветов. При  полном выключении слухового анализатора  тактильно-вибрационная чувствит-ть резко  обостряется.


 
 

Внимание зависит от характера  предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры. Память давно усвоенные представления  могут уподобляться у глухих новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.


 
 

Воображение образы художественной литературы, не всегда соответствуют  описанию, чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть. Мышление долгое время преобладает наглядно- образного мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют  внимание на важных деталях, говорят  о различиях, чем сходствах.


 
 

Абстрагирование Только в  старшем школьном возрасте начинает формироваться абстрактно - понятийное мышление. К моменту окончания  школы недостаточно сформированы приемы построения логических заключений.


 
 

Психологические особенности  формирования речи у неслышащих детей  Без специального обучения речь у  глухого не развивается. И чем  раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут  результаты в этом направлении. У  глухого процессы овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной.


 
 

Письменная речь Наиболее трудным для глухого ребенка  является усвоение грамматического  строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной  письменной речи глухих отмечаются и  недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей  затруднено планирование излагаемого  материала.


 
 

Дактильная речь Глухие ученики, овладевшие дактилологией, лучше осваивают  звуковой состав слова. У них образуются условные связи между звуковым и  дактильным образом слова. Такая  речь является вспомогательным средством  при овладении письменной речью, при чтении с губ речи окружающих глухими.


 
 

Мимико-жестовая речь Мимико–жестовая  речь служит средством общения и  познания окружающего мира. Мысли  у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся  органам чувств (зрению, осязанию, тактильно  – вибрационным анализаторам).


 
 

Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха Особенности  развития личности, имеющей нарушения  слуха зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени  потери слуха, уровня интеллектуального  развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений.


 
 

Отставание в овладении  речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появление фрустрации. Трудности  в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий. Глухие дети менее социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники.


 
 

Самооценка и уровень  притязаний Представление глухих детей  о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми.


 
 

Развитие самооценки и  уровня притязаний глухих школьников идет в том же направлении, что  и в норме. Наблюдается отставание глухих от слышащих, проявляющееся  у младших подростков в ситуативности  оценок, их обоснования, зависимости  их от мнения педагога, окружающих.


 
 

Уровень притязания глухих учащихся в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью). С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность  глухих детей повышается.


 
 

У глухих детей большие  трудности в формировании морально - этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние  оценки, затруднено понимание причинной  обусловленности эмоциональных  состояний, и выделение и осознание  личностных качеств. Это мешает как  адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких  детей правильной самооценки.


 
 

Интересы и жизненные  ценности Для глухих подростков первая тройка жизненных ценностей- счастливая семейная жизнь (72%), успешная профессиональная деятельность (36,5%), воспитание детей (34,1%); для слабослышащих - счастливая семейная жизнь (65,6%), достижение успеха в жизни (60,8%), успешная профессиональная деятельность (45,6%).


 
 

Учебная деятельность Сознавая важность учения, глухие учащиеся часто  не проявляют к нему интереса. Основным мотивом учебной деятельности у  глухих старшеклассников является получение  образования. Интерес к самим  знаниям у многих глухих старшеклассников отодвигается на второй план.


 
 

Стремление к самоусовершенствованию приводит одних учащихся старших  классов к чрезмерному увлечению  спортом, которые затмевают все  другие интересы, у других - к бездеятельности  и иждевенчеству.


 
 

Учитель в школе для  неслышащих обладает большим социальным авторитетом по сравнению с той  ролевой позицией, которую занимает на уроке учитель общеобразовательных  школ. У глухих и слабослышащих  доминируют позитивные характеристики к взаимодействию с учителем на уроке.


 
 

Межличностные отношения  В коллективе неслышащих к числу  лиц, имеющих хорошее социометрическое положение, в основном (80%) относятся  ученики контактные, с хорошо развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично». Только 20% детей этой группы имеют неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение.


 
 

Среди учеников, имеющих  плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую речь, тяжелые  нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер. Замкнутость  и некоммуникабельность - это те основные качества, которые отличают детей, имеющих плохое социометрическое положение.


 
 

Самочувствие Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у неслышащих можно считать следствием низкого  уровня сформированности умений и навыков  планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к труду.


 
 

Двигательная сфера У  неслышащих наблюдается: -недостаточно точная координация и неуверенность  движений. -замедленность в овладении  двигательными навыками. -трудности  в овладении статического и динамического  равновесия. -нарушение плавности  и синхронности движения. -низкий уровень  пространственной ориентировки. -замедленная  скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом.



Информация о работе Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха