Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:03, контрольная работа
Связь интеллекта с управлением, с эффективностью управленческой деятельности представляется предельно очевидной. В силу этого можно было бы ожидать, что тема «интеллект руководителя» хорошо и подробно изучена. К сожалению, это не так и конкретных данных по ней явно недостаточно. Одной из причин этого является исторически сложившаяся традиция изучения интеллекта в той его форме, которая представляется наиболее сложной, — в форме теоретического интеллекта.
Содержание
Связь интеллекта с управлением, с эффективностью управленческой деятельности представляется предельно очевидной. В силу этого можно было бы ожидать, что тема «интеллект руководителя» хорошо и подробно изучена. К сожалению, это не так и конкретных данных по ней явно недостаточно. Одной из причин этого является исторически сложившаяся традиция изучения интеллекта в той его форме, которая представляется наиболее сложной, — в форме теоретического интеллекта. Интеллект же практический, связанный, например, с управленческой деятельностью, долго оставался вне сферы исследований, и было широко распространено представление о нем, как о низшем, более простом по сравнению с теоретическим интеллектом типе и потому — не заслуживающим внимания. Кроме того, практический интеллект гораздо труднее исследовать строгими научными методами, поскольку они должны при этом применяться не в лабораторных, а в естественных условиях профессиональной деятельности.
Важнейшую роль в управлении наряду со способностью получать и сохранять информацию имеет, и способность сопоставлять данные полученного опыта и делать на его основе те или иные выводы, т.е. умение рассуждать, мыслить. В мыслительном процессе, мышлении участвуют как чувства, так и разум человека, объединяются, синтезируются чувственные и логические формы познания.
Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) в широком смысле — это совокупность всех познавательных особенностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией. Поэтому, строго говоря, все то, что говорится о восприятии, памяти и мышлении и других познавательных процессах, является одновременно и характеристикой отдельных сторон интеллекта. Но познавательные процессы не являются независимыми друг от друга, они тесно взаимосвязаны, образуют целостную систему. Взаимодействуя, они взаимоусиливают друг друга, благодаря чему возникают новые свойства, которых нет у отдельных познавательных процессов, тем самым способствуя развитию креативности.
Креативность — это сочетание
высокой способности к
Именно способностью мыслить объясняют философы-рационалисты величие человека. Умение мыслить, прежде всего, проявляется в умении говорить. Мышление определяют как немую, внутреннюю речь, а речь — как озвученное мышление. Вполне справедливо, поэтому известное утверждение: «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает».
Мышление — сложный, многоплановый процесс, он может характеризоваться с разных позиций:
1.
свойства мышления оцениваются
с точки зрения его логичности,
т.е. соблюдения установленных
норм мышления, проблемности, умения
изучать и решать сложные
2.
операциональностъ мышления
3.
среди форм мышления
понятия, выражающие существенные признаки предметов;
суждения,
устанавливающие связи и
умозаключения,
фиксирующие связи между
4.
мышление разделяется на
понятийное мышление, оперирование понятиями;
образное, использующее образное, целостное восприятие предметов;
действенное, практическое, обеспечивающее предметно-практическую деятельность человека;
5.
мышление предусматривает
осознание какой-либо проблемы при осуществлении той или иной деятельности;
поиск возможных вариантов ее решения;
выбор одного из этих вариантов в качестве наиболее приемлемого;
реализация принятого варианта в практической деятельности.
Эти
основные характеристики мыслительной
деятельности в целом характеризуют
и аналогичную деятельность руководителя.
Однако управленческая деятельность специфична,
поэтому при ее осуществлении востребованы
особые стороны мышления.
Главная особенность мышления руководителя, которая обусловлена характером его профессиональной деятельности, — его практическая направленность, т.е. направленность не на те или иные символы, знаки, как это имеет место в деятельности ученого, а на реальные объекты и процессы, прежде всего на людей и их взаимоотношения. Мышление руководителя как бы вплетено во все формы управленческой деятельности — планирование, организацию, мотивацию, контроль. Этим объясняются и некоторые другие его особенности:
почти всегда руководитель вынужден осмысливать проблему в условиях жесткого лимита времени, что делает невозможным выдвижение множества гипотез;
проблемы, возникающие в процессе управленческой деятельности, как правило, не имеют однозначного решения; эти решения являются лишь более или менее правильными;
результаты мышления сразу используются для изменения характера проблемной ситуации;
при осмыслении ситуации руководитель должен учитывать не только ее главные, но и второстепенные особенности, поскольку детали могут иметь решающее значение.
Эти
особенности управленческого
Мышление руководителя должно быть стабильным, т.е. отличаться высокой степенью устойчивости. Необходимость этого качества объясняется тем, что он имеет дело, прежде всего с людьми, которые могут подчиняться ему не в полной мере, скрывать свои подлинные чувства и намерения, а иногда и пытаться манипулировать руководителем. Поэтому руководитель должен уметь логически мыслить и последовательно действовать в условиях сложной, неопределенной ситуации.
Решения руководителя должны быть четкими, ясными, не допускающими возможности их превратного истолкования. Это облегчит последующую проверку их исполнения.
Руководитель должен уметь предвидеть. Именно это качество мышления руководителя позволяет ему на основе обобщения больших массивов информации прогнозировать не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности.
Руководитель должен обладать определенным уровнем интеллекта. Однако, как показывает опыт, в действительности жесткой связи между уровнем интеллекта и уровнем руководства нет. Существует лишь некоторая зависимость, но не прямая, а опосредованная множеством условий, прежде всего уровнем профессиональной управленческой подготовки, важной составной частью которой является и психологическая подготовка. Мыслительные способности тесно связаны со многими другими качествами личности, существенно важными для управленческой деятельности, в частности с волевыми качествами.
Прямая зависимость между
Эти результаты оказались
И все же, несмотря на многочисленность
и убедительность подобных
Сложный — криволинейный
Существует
две основные причины снижения интеллектуальных
показателей при увеличении стажа.
Первая — стаж прямо связан с
возрастом, но, как известно, в 50—60 лет,
а тем более — в старшем возрасте
происходит естественная инволюция интеллекта.
Вторая — с увеличением стажа «все дальше
уходят в прошлое», «забываются» те академические
знания и навыки, на материале которых
основано большинство интеллектуальных
тестов. Сам интеллект руководителя во
все меньшей степени выступает как «теоретический»
и во все большей степени — как «практический»,
что также ведет к снижению показателей
интеллектуальных тестов. Таким образом,
не интеллект как таковой, а стаж и производный
от него профессиональный, жизненный опыт
являются более сильным фактором, влияющим
на общую эффективность управленческой
деятельности. Кроме того, опыт выполняет
и своеобразную компенсаторную функцию
по отношению к интеллекту. Упрощенно
говоря, там, «где трудно сообразить»,
можно подыскать выход из ситуации, содержащийся
в опыте.
Итак, связь уровня интеллекта
с эффективностью
Интеллект в широком смысле — это совокупность всех познавательных особенностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией. Поэтому, все что говорится о восприятии, памяти и мышлении и других познавательных процессах, является одновременно и характеристикой отдельных сторон интеллекта.
Понятие интеллекта
Информация о работе Психологическая характеристика интеллекта