Психологическая характеристика интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Связь интеллекта с управлением, с эффективностью управленческой деятельности представляется предельно очевидной. В силу этого можно было бы ожидать, что тема «интеллект руководителя» хорошо и подробно изучена. К сожалению, это не так и конкретных данных по ней явно недостаточно. Одной из причин этого является исторически сложившаяся традиция изучения интеллекта в той его форме, которая представляется наиболее сложной, — в форме теоретического интеллекта.

Вложенные файлы: 1 файл

аверина-интеллект.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Связь интеллекта с управлением, с эффективностью управленческой деятельности представляется предельно очевидной. В силу этого  можно было бы ожидать, что тема «интеллект руководителя» хорошо и подробно изучена. К сожалению, это не так и конкретных данных по ней явно недостаточно. Одной из причин этого является исторически сложившаяся традиция изучения интеллекта в той его форме, которая представляется наиболее сложной, — в форме теоретического интеллекта. Интеллект же практический, связанный, например, с управленческой деятельностью, долго оставался вне сферы исследований, и было широко распространено представление о нем, как о низшем, более простом по сравнению с теоретическим интеллектом типе и потому — не заслуживающим внимания. Кроме того, практический интеллект гораздо труднее исследовать строгими научными методами, поскольку они должны при этом применяться не в лабораторных, а в естественных условиях профессиональной деятельности.

1. Интеллект руководителя  и его умение  мыслить

 

       Важнейшую роль в управлении наряду со способностью получать и сохранять информацию имеет, и способность сопоставлять данные полученного опыта и делать на его основе те или иные выводы, т.е. умение рассуждать, мыслить. В мыслительном процессе, мышлении участвуют как чувства, так и разум человека, объединяются, синтезируются чувственные и логические формы познания.

       Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) в широком смысле — это совокупность всех познавательных особенностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией. Поэтому, строго говоря, все то, что говорится о восприятии, памяти и мышлении и других познавательных процессах, является одновременно и характеристикой отдельных сторон интеллекта. Но познавательные процессы не являются независимыми друг от друга, они тесно взаимосвязаны, образуют целостную систему. Взаимодействуя, они взаимоусиливают друг друга, благодаря чему возникают новые свойства, которых нет у отдельных познавательных процессов, тем самым способствуя развитию креативности.

         Креативность — это сочетание  высокой способности к порождению  оригинальных идей и использованию  нестандартных способов интеллектуальной  деятельности. Креативы — это люди, не только способные решать сложные интеллектуальные задачи, но и испытывающие потребность именно в этом.

       Именно  способностью мыслить объясняют  философы-рационалисты величие человека. Умение мыслить, прежде всего, проявляется в умении говорить. Мышление определяют как немую, внутреннюю речь, а речь — как озвученное мышление. Вполне справедливо, поэтому известное утверждение: «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает».

       Мышление  — сложный, многоплановый процесс, он может характеризоваться с  разных позиций:

       1. свойства мышления оцениваются  с точки зрения его логичности, т.е. соблюдения установленных  норм мышления, проблемности, умения  изучать и решать сложные теоретические  и практические вопросы;

       2. операциональностъ мышления оценивается  как его применение для осуществления различных мыслительных операций,например таких, как анализ (мысленное разделение объекта на составные части в целях выяснения их свойств) или синтез (противоположная анализу мыслительная операция соединения элементов изучаемого объекта в единое целое с целью выяснения свойств этого целого);

       3. среди форм мышления выделяются:

       понятия, выражающие существенные признаки предметов;

       суждения, устанавливающие связи и отношения  между предметами;

       умозаключения, фиксирующие связи между понятиями и суждениям, т.е. сложные суждения;

       4. мышление разделяется на следующие  типы:

       понятийное  мышление, оперирование понятиями;

       образное, использующее образное, целостное восприятие предметов;

       действенное, практическое, обеспечивающее предметно-практическую деятельность человека;

       5. мышление предусматривает следующие  этапы:

       осознание какой-либо проблемы при осуществлении  той или иной деятельности;

       поиск возможных вариантов ее решения;

       выбор одного из этих вариантов в качестве наиболее приемлемого;

       реализация  принятого варианта в практической деятельности.

       Эти основные характеристики мыслительной деятельности в целом характеризуют  и аналогичную деятельность руководителя. Однако управленческая деятельность специфична, поэтому при ее осуществлении востребованы особые стороны мышления. 

       Главная особенность мышления руководителя, которая обусловлена характером его профессиональной деятельности, — его практическая направленность, т.е. направленность не на те или иные символы, знаки, как это имеет  место в деятельности ученого, а на реальные объекты и процессы, прежде всего на людей и их взаимоотношения. Мышление руководителя как бы вплетено во все формы управленческой деятельности — планирование, организацию, мотивацию, контроль. Этим объясняются и некоторые другие его особенности:

       почти всегда руководитель вынужден осмысливать  проблему в условиях жесткого лимита времени, что делает невозможным  выдвижение множества гипотез;

       проблемы, возникающие в процессе управленческой деятельности, как правило, не имеют однозначного решения; эти решения являются лишь более или менее правильными;

       результаты  мышления сразу используются для  изменения характера проблемной ситуации;

       при осмыслении ситуации руководитель должен учитывать не только ее главные, но и второстепенные особенности, поскольку детали могут иметь решающее значение.

       Эти особенности управленческого мышления выдвигают особые психологические  требования к интеллектуальным способностям менеджера:

       Мышление  руководителя должно быть стабильным, т.е. отличаться высокой степенью устойчивости. Необходимость этого качества объясняется тем, что он имеет дело, прежде всего с людьми, которые могут подчиняться ему не в полной мере, скрывать свои подлинные чувства и намерения, а иногда и пытаться манипулировать руководителем. Поэтому руководитель должен уметь логически мыслить и последовательно действовать в условиях сложной, неопределенной ситуации.

       Решения руководителя должны быть четкими, ясными, не допускающими возможности их превратного  истолкования. Это облегчит последующую проверку их исполнения.

       Руководитель  должен уметь предвидеть. Именно это  качество мышления руководителя позволяет  ему на основе обобщения больших  массивов информации прогнозировать не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности.

       Руководитель  должен обладать определенным уровнем  интеллекта. Однако, как показывает опыт, в действительности жесткой  связи между уровнем интеллекта и уровнем руководства нет. Существует лишь некоторая зависимость, но не прямая, а опосредованная множеством условий, прежде всего уровнем профессиональной управленческой подготовки, важной составной частью которой является и психологическая подготовка. Мыслительные способности тесно связаны со многими другими качествами личности, существенно важными для управленческой деятельности, в частности с волевыми качествами.

2. Зависимость между  интеллектом и  эффективностью управленческой  деятельности

         Прямая зависимость между успешностью  управленческой деятельности и  интеллектом руководителя представляется  на первый взгляд явной и самоочевидной. Именно это представление, являющееся в действительности иллюзорным, очень долгое время фактически блокировало не только исследования в данной области, но и саму постановку вопроса о связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности. И лишь в начале 60-х гг. была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эти два наиболее обобщенных явления — интеллект и эффективность управленческой деятельности. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая, а криволинейная зависимость. Это означает, что наибольшей успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не низкий и не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности.

         Эти результаты оказались довольно  неожиданными и стимулировали  новые исследования в данной  области, которые в целом подтвердили  первоначально установленную зависимость.  Она стала в настоящее время  «хрестоматийной». В частности, Т. Коно обнаружил, что студенты, имевшие исключительно высокие оценки в школе и в университете, поступая в дальнейшем на службу в японские корпорации, не становятся там, как правило, высшими менеджерами. В исследовании Ф. Филлера и А. Лейстера также были обнаружены очень невысокие корреляции между интеллектом и успешностью деятельности руководителя.

         И все же, несмотря на многочисленность  и убедительность подобных результатов,  они плохо согласуются с обыденными  представлениями об «уме как  залоге эффективного руководства», о том, что «хороший руководитель — это очень умный руководитель».

         Сложный — криволинейный характер  зависимости эффективности управленческой  деятельности от уровня интеллекта  объясняется также и другими  установленными в последнее время причинами. Во-первых, была обнаружена обратная связь между уровнем интеллекта и стажем управленческой деятельности (отрицательные корреляции в диапазоне 0,15—0,20). Во-вторых, наиболее высокие значения интеллекта выявлены как раз у тех лиц, которые характеризуются относительно меньшим стажем управленческой деятельности. Поэтому уменьшение эффективности управленческой деятельности  при больших значениях интеллекта обусловлено не столько «отрицательным влиянием» высокого интеллекта как такового, сколько относительно меньшим стажем деятельности на интервале «высокий интеллект».

       Существует  две основные причины снижения интеллектуальных показателей при увеличении стажа. Первая — стаж прямо связан с  возрастом, но, как известно, в 50—60 лет, а тем более — в старшем возрасте происходит естественная инволюция интеллекта. Вторая — с увеличением стажа «все дальше уходят в прошлое», «забываются» те академические знания и навыки, на материале которых основано большинство интеллектуальных тестов. Сам интеллект руководителя во все меньшей степени выступает как «теоретический» и во все большей степени — как «практический», что также ведет к снижению показателей интеллектуальных тестов. Таким образом, не интеллект как таковой, а стаж и производный от него профессиональный, жизненный опыт являются более сильным фактором, влияющим на общую эффективность управленческой деятельности. Кроме того, опыт выполняет и своеобразную компенсаторную функцию по отношению к интеллекту. Упрощенно говоря, там, «где трудно сообразить», можно подыскать выход из ситуации, содержащийся в опыте.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         Итак, связь уровня интеллекта  с эффективностью управленческой  деятельности достаточно сложна  и многократно опосредована. Она  зависит от многих дополнительных  факторов и, прежде всего, от профессионального опыта руководителя. Кроме того, значимое воздействие на управленческую деятельность оказывает даже не абсолютный уровень интеллекта, а его содержательные особенности, черты практического интеллекта. Это те интеллектуальные свойства, которые, складываясь под влиянием управленческой деятельности, сами затем оказывают на нее определяющее воздействие.

     Интеллект в широком смысле — это совокупность всех познавательных особенностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией. Поэтому,  все что говорится о восприятии, памяти и мышлении и других познавательных процессах, является одновременно и характеристикой отдельных сторон интеллекта.

       Понятие интеллекта определяется  как интеграция, т.е. целостная система, единство всех частных (специальных) и общих познавательных способностей человека. Связь уровня интеллекта с эффективностью управленческой деятельности достаточно сложна и многократно опосредована и зависит от многих дополнительных факторов и, преимущественно, от профессионального опыта руководителя. Кроме этого, важное воздействие на управленческую деятельность оказывает даже не абсолютный уровень интеллекта, а его содержательные особенности, черты практического интеллекта.

Информация о работе Психологическая характеристика интеллекта