Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 20:19, реферат
Общение- это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностям совместной деятельности.
Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.
Общение играет значительную роль в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности.
Общение- это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностям совместной деятельности.
Обычно общение включено
в практическое взаимодействие людей
(совместный труд, учение, коллективная
игра и т.п.), обеспечивает планирование,
осуществление и контролирование их деятельности.
Вместе с тем общение удовлетворяет особую
потребность человека в контакте с другими
людьми.
Общение играет значительную роль
в развитии личности. Вне общения невозможно
формирование личности. Именно в процессе
общения усваивается опыт, накапливаются
знания, формируются практические умения
и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
Только в процессе общения формируются
духовные потребности, морально-политические
и эстетические чувства, складывается
характер.
Общение имеет огромное значение в
развитии не только отдельной личности,
но и общества в целом. В процессе общения
складываются и реализуются как личные,
так и общественные отношения. Развитие
человеческого общества и общение людей -
сложный диалектический процесс.
Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения.
Вторая сторона общения — взаимодействие обижающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.
Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется. Таким образом, существуют три способа общения: перцептивный (люди воспринимают друг друга зрительно, интуитивно), интерактивный (люди взаимодействуют друг с другом) и информационный (обмен мыслями, идеями, духовными ценностями, интересами, чувствами и т.п.). Эти три способа могут использоваться и отдельно, и в совокупности.
Единицей общения является акт общения, в котором всегда участвуют минимум два человека. Каждый из общающихся в результате воздействия друг на друга приобретает новые знания, мысли, намерения и т.п., т.е. он интерпретирует получаемую информацию. Поэтому можно сказать, что продуктом общения является интерпретация информации.[ ]
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение.
При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Интерактивна сторона общения является наиболее важной, так как общение всегда должно предполагать некий результат, а именно- изменение поведения и деятельности людей. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. В контексте обучения иностранному языку, общение является основой познавательной деятельности, целью, а также средством обучения. Также благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность. Вне общения невозможна никакая другая деятельность; "без общения часто невозможно само существование человеческих индивидуальностей" [ ]. Итак, общение есть способ поддержания жизнедеятельности человека как индивидуальности.