Психологическая характеристика основных эмоциональных состояний человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 22:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить психологические основы эмоциональных состояний.
Задачи работы:
Раскрыть понятие эмоций, их виды и роль в жизни человека.
Провести обзор психологических теорий по проблеме эмоций.
Описать характеристики эмоциональных состояний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие о чувствах и эмоциях……………………………………………….4
1.1. Теория эмоций……………………………………………………………...5
1.2. Качества и динамика чувств……………………………………………….7
2. Формы переживания чувств………………………………………………...8
3. Чувства и личность………………………………………………………….11
3.1. Чувства как отражение отношений человека к объекту его устойчивых
потребностей……………………………………………………………..11
3.2.Виды чувств и их формирование…………………………………………13
4.Способы саморегуляции эмоций…………………………………………...14
5.Вывод ………………………………………………………………………..19
6. Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по ПСИХОЛОГИИ.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

2) внешняя  среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие  звуки, неприятная окраска помещения  ухудшают настроение; чистота, умеренная  тишина, свежий воздух, приятная  музыка, соответствующая окраска  помещения улучшают настроение);

3) взаимоотношения  между людьми (приветливость, доверие  и такт со стороны окружающих  делают человека бодрым и жизнерадостным; грубость, безразличие, недоверие и  бестактность угнетают настроение);

4) мыслительные  процессы (образные представления, в которых отражаются положительные  эмоции, создают подъем в настроении; образы, связанные с отрицательными  эмоциями, угнетают настроение).

   Аффекты- сильные и относительно кратко временные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при невозможности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникших ситуаций   Аффект - эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта:

а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во время аффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).

Охваченный аффективной вспышкой ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния, человек в разные моменты неодинаково отражает мир, различным образом выражает свои переживания, в разной мере владеет собой и регулирует свои движения.

   В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что связанно с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практически важного.

   На дальнейших стадиях аффекта, если они наступают, человек утрачивает контроль над собой, совершая уже безрассудные действия, которые позднее будет стыдно вспоминать.

   Человек должен уметь овладевать своими чувствами, сдерживая не всегда уместные их проявления. Это одно из главных отличий человека от животного.

 

 

 

 

3.Чувства и личность.

3.1. Чувства как отражение  отношений человека к объекту  его устойчивых потребностей.

Наряду с мышлением и волей чувства являются важнейшими психическими процессами, характеризующими человека. И действительно, о личности часто можно судить по тому, что и как человек переживает. Немалое значение имеют качества его чувств. В процессе жизни и деятельности эти особенности чувств перерастают в свойства личности. Направленность и принципиальность, а также действенность чувств делают человека цельной личностью, у которой слово не расходится с делом. Людей же, которые немало переживают, но остаются пассивными, ничего не предпринимают, чтобы действовать в соответствии со своими чувствами, называют сентиментальными.

 Судя  по обычным (или часто повторяющимся) психическим состояниям, различают  людей раздражительных, вспыльчивых, которые нередко испытывают аффективные  переживания. По преобладающим настроениям людей делят на веселых, жизнерадостных (у них часто бывает, как говорят, «хорошее расположение духа») и на таких, которыми нередко овладевает грусть. Последние редко радуются, выглядят печальными и даже мрачными.

    Серьезно характеризуют личность нравственные чувства. Если они побуждают человека к определенным положительным действиям, это свидетельствует о высоком моральном уровне личности. Чувство любви к трудящимся, к Родине, к семье, чувство товарищества и дружбы перерастают в такие высокие нравственные качества, как преданность делу коммунизма, коллективизм, патриотизм, гуманизм, доброта, отзывчивость.

 Противоположные  чувства: неприязнь и даже ненависть  к людям, эмоциональная холодность  — делают человека черствым, бездушным, безразличным себялюбцем, индивидуалистом. Таких людей необходимо перевоспитывать, они мешают дружной жизни в  коллективе.

 Другое  дело, если чувство ненависти  человек испытывает к врагам  Родины, к эксплуататорам, тунеядцам, ко всем, кто наносит вред нашему  обществу. Борьба с ними необходима  для счастья народа. Такое чувство  ненависти продиктовано заботой  о трудящихся и потому является  положительным качеством.

 Большое  значение в жизни человека  имеет умение управлять своими  эмоциями. Личность, хорошо владеющая  своими чувствами, становится выше  мелких, низких, угнетающих переживаний  и бывает по-настоящему счастливой.

   Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.

   Любовь. Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности и характеризующих ее эмоциональную сферу. Любовь – одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. В широком значении любовь – это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других. В узком смысле  любовь – это относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями.

   Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувство ответственности, т.е. выступает дополнительным мотивирующим фактором, в других случаях может дезорганизовать поведение. Поскольку причины тревоги часто неизвестны, интенсивность эмоциональных реакций может быт непропорционально высокой по сравнению с реальной опасностью. Если тревожность - эмоциональное проявление неуверенности в будущем, то беспечность - проявление избыточной уверенности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным.           

  Отчаяние - эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить. Надежда на этой шкале занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх - между беспечностью и отчаянием.

3.2. Виды чувств.

Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные).

  Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали. Система нравственных чувств российского человека состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.

  Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явление природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические чувства становятся активными двигателями человеческого поведения.

  Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

    Интеллектуальные чувства, обладая движущей силой человеческого познания, усиливают породившие их потребности к познанию, стимулируют эмоции человека.

 

4.  Способы регуляции  эмоциональных состояний.

Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом.

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев; Вяткин, ; Горбунов; Марищук, Хвойнов; Черникова, Дашкевич и др.).

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он в соответствии с теорией Джемса-Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца - вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

А.В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций (Свенцицкая, 1999).

Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д. Вот как Л.Н. Толстой описывает в «Анне Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: "Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен"».

Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.

Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).

Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.

Физическая разрядка (как говорил И.П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.

Слушание музыки.

Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки .

Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. Фрейд выделил несколько таких защит.

Уход - это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.

Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция - это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на другого.

Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Отрицание - это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.

Вытеснение - крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.

Информация о работе Психологическая характеристика основных эмоциональных состояний человека