Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:58, реферат
Целью данной научно-исследовательской работы стало выявление преобладающего типа темперамента у студентов МГУТУ им. Разумовского. Для выполнения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи: изучить литературу по данному вопросу, собрать материалы для исследования, провести опрос, сделать анализ собранных данных, составить выводы.
Введение……………………………………...................................................3
Глава 1
1.1 История учения темперамента………………………………………….4
1.2 Психологическая характеристика типов темперамента………………5
1.3 Классификация темпераментов………………………………………...6
Глава 2
Исследование………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………….13
Используемая литература………………………………………………….14
Приложения…………………………………………………………………15
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………........
Глава 1
Глава 2
Исследование………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая литература…………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.
"Темперамент" - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности. В этом понятии исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем его для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление понятия, потеряло бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает это понятие? Слово "темперамент " употребляется нами постоянно и повсеместно, и всегда выполняет свою роль. В него вкладывается достаточно определенный смысл и с его помощью достигается взаимопонимание между людьми.
Итак, целью данной научно-исследовательской работы стало выявление преобладающего типа темперамента у студентов МГУТУ им. Разумовского. Для выполнения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи: изучить литературу по данному вопросу, собрать материалы для исследования, провести опрос, сделать анализ собранных данных, составить выводы.
Глава 1
1.1 ИСТОРИЯ УЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА.
Слово "темперамент", (в переводе с латинского) обозначает "надлежащее соотношение частей". Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. В настоящее время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.
Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой - пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движения и речи.
Второй показатель динамичности - эмоциональность - выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям).
Древнегреческий врач Гиппократ (V - IV вв. до нашей эры) считал, что темпераменты объясняются различными соотношениями основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински "сангвис"), слизь (по-гречески "флегма"), красно-жёлтая желчь (по-гречески "холе") или чёрная желчь (по-гречески "мелайн холе"). Теперь ясно, откуда взялись названия темпераментов и сам термин "темперамент".
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Дальнейшие исследования школы Б. Теплова - В. Небылицина обнаружили сложный и многомерный характер свойств нервной системы. Они дополнили классификацию свойств нервной системы, предложенную Павловым, такими психологическими характеристиками, как:
Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.
Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).
Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек
воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.
Соотношение реактивности и активность - то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.
Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и
процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.
Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).
Экстраверсия и противоположное ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке.
Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ.
В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у одной группы людей.
Сангвиник. Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сесредоточивает внимание. Пониженная сензитивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые звуки и световые раздражители не замечает. Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи. Быстрота ума, находчивость. Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым требованиям и новой обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума. Экстравертирован.
Холерик как и сангвиник, отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более фрегиден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость интересов, большая настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый психический темп.
Флегматик малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или расстроить. Невозмутим. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения невыразительны. Энергичен, отличается высокой работоспособностью. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью. Терпелив, хорошая выдержка, самообладание. Медленный темп движения и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание, медленно его переносит. С трудом приспосабливается к новой обстановке, сложности с перестройкой навыков и привычек. Ригиден. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на новые впечатления.
Меланхолик высокая сензитивность. Повышенная чувствительность. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Не любит находиться в центре внимания. Неуверен в себе, робок. Малейшая трудность заставляет опускать руки, ненастойчив, неэнергичен, легко утомляется и малоработоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое
внимание. Медленный психических тип. Ригиден. Интровертирован.
Темперамент не изменяется под внешним воздействием, но может
измениться в онтогенезе, т.к. нервная система человека имеет функциональную слабость, которая проходит с возрастом. Поэтому человек, имеющий черты, характерные для холерика или меланхолика, с возрастом может несколько изменить реакции, их выраженность может быть менее значительной.
Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЕ
Как мы уже знаем, динамические черты выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они дают себя знать и в умственной сфере, в сфере побуждений, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде.
Главное, нужно иметь в виду, что различия по темпераментам — это прежде всего различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Каждый темперамент имеет и положительную, и отрицательную стороны. Конкретное представление об этом дают результаты изучения влияний на деятельность отдельных свойств типа нервной системы и соответствующих им черт темперамента.
Цель моего исследования выявить каким же темпераметром обладает молодежь нашего университета, и какой из перечисленных преобладает у большинства обучающихся.
Свое исследование я решила провести в виде опроса студентов МГУТУ 1 и 2 курсов. И выгдядит это следуюшим образом:
Для начала проведем опрос окружающих « Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если нет». Итак, Вы:
Информация о работе Психологическая характеристика типов темперамента