Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 19:41, реферат
Издавна замечено, что цвет активно воздействует на психоэмоционалную сферу человека.
Х.Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево – красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево-красного цвета эти вегетативные функции повысились.
Издавна замечено, что цвет активно воздействует
на психоэмоционалную сферу человека.
Х.Вольфарт (Канада) показал своим студентам
на несколько минут оранжево – красный
цвет теста Люшера. До и после эксперимента
он измерил пульс, давление крови и частоту
дыхания. Произошло то, что и ожидалось:
после рассматривания оранжево-красного
цвета эти вегетативные функции повысились.
На темно-синий цвет нервная система студентов
реагировала обратным образом–наступало
успокоение: пульс становился спокойнее,
давление в крови снижалось, а дыхание
замедлялось.
То, что произошло с канадскими студентами,
случается со всеми людьми во всем мире.
«Язык» цветов интернационален. Он не
связан с расой и культурой.
Люди специфически реагируют на цвета.
Физиологический механизм этого в настоящее
время выявлен только частично. Бехер
доказал, что от глаза к промежуточному
мозгу ведет вегетативная нервная (волокнистая)
система, управляющая цветовым раздражением.
Промежуточный мозг через гипофиз и нервную
систему регулирует взаимодействие органов.
Если регуляция настроена на ускорение
и повышение функциональной способности
(эрготропная), то состояние возбуждения
нервов соответствует частоте колебаний
оранжево – красного цвета. Если нервная
вегетативная система настроена на замедление,
успокоение и отдых (трофотропная), то
ей соответствует темно – синий цвет.
Многие люди, склонные к возбуждению и
не выдерживающие его в течение продолжительного
времени, предпочитают темно – синий цвет.
Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель
– иметь возможность жить в мире и гармонии.
Так как их общее, психическое и вегето-нервно-соматическое
состояние более не выдерживает возбуждающих
воздействий, то они отвергают возбуждающий
красный цвет.
Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный,
находится в состоянии перевозбуждения
и легко раздражается.
В 1885 году Ван-Гог с восхищением открыл:
«Цвет сам по себе, что-то выражает». В
своей картине «Ночное кафе» я попытался
выразить, что кафе является таким местом,
где можно разориться, сойти с ума, совершить
преступление. В конце концов, я попытался
контрастами нежно-розового, кроваво-красного
и цвета дрожжей – все в атмосфере огненного
ада – выразить мрачную притягательную
силу питейного заведения».
Франц Марк на известной картине «Три
лошади» изобразил лошадей в красном цвете,
чтобы выразить их импульсивный, быстро
возбудимый темперамент. Поэтому, он взял
вместо коричневого цвета – красный.
Красный цвет возбуждает, а потому импонирует
зрителю. Красный цвет соответствует античному
элементу «огонь», холерическому темпераменту,
а в категориях времени – современности,
(тогда как желтый указывает на будущее).
Синий цвет тоже легко понятен. Он также
отражает физиологическую и психологическую
потребность, а именно: покой.
И. Гете выразил сущность синего цвета
поэтическим понятием «очаровательное
ничто». Этим он не объясняет, что именно
представляет собой синий цвет, а выражает
оптическое впечатление словами той же
тональности. Чем глубже синий цвет, тем
сильнее он зовет человека в бесконечность,
будит в нем стремление к чистому и, наконец,
к сверхъестественному. Синий – это типично
небесный цвет. С большим проникновением
он развивает элемент покоя. Склоняясь
к черному, он приобретает оттенок нечеловеческой
печали. Он как бесконечное углубление
в серьезное, где нет и не может быть конца».
В. Кандинский толкует синий цвет как концентрическое
движение.
Рудольф Штайнер пытается свести действие
желтого и синего цвета к одной формуле
и говорит: «Желтый – излучающий, синий
– поглощает, втягивает лучи в себя». Кандинский
описывает тоже действие: «Желтый движется
из центра и почти приближается к человеку,
а синий развивает концентрическое движение
(как улитка, вползающая в свой домик) и
удаляется от человека. Одновременно он
чувствует, что в «синем можно утонуть».
Чтобы повысить основное воздействие
синего цвета, а именно усилить чувство
покоя, в тесте Люшера используется темно
– синий цвет.
Темно – синий вызывает безмятежный покой.
При рассматривании темно – синего цвета
наступает вегетативное успокоение. Пульс,
давление крови, частота дыхания и функция
бодрствования снижаются и регулируются
трофотропно. Организм настраивается
на успокоение и отдых. При заболевании
и переутомлении потребность в синем цвете
повышается. Повышаются также восприимчивость
и готовность к боли.
Красно-синий – это внутреннее возбуждение,
духовное вдохновение, т.е. то, что можно
выразить словами: сердечность, задушевность.
Это любимый цвет Шагала, картины которого
часто затрагивают тему задушевности.
Мужской красный и женский синий сливаются
в фиолетовый. 75% детей до наступления
половой зрелости, в возрасте с недифференцированными
половыми признаками предпочитают фиолетовый
цвет. Как в средневековой живописи по
стеклу (роспись окон в церквях), так и
в сохранившемся до сегодняшних дней римско-католическом
церковном культе фиолетовый является
цветом искреннего раскаяния, смирения,
кротости, святого уединения. Красный
и синий, мужской и женский, активный и
пассивный – эти две противоположности
в фиолетовом уничтожаются.
В. Кандинский так объяснил психологическую
особенность зеленого цвета: «Синий, как
противоположное движение, тормозит желтый,
при этом, в конце концов, при дальнейшем
добавлении синего, оба противоположных
движения взаимно уничтожаются, и возникает
полная неподвижность и покой. Это – зеленый
цвет. В зеленом цвете желтый и синий, как
парализованные силы, которые могут вновь
активизироваться. В зеленом заложена
жизненная возможность, которая совершенно
отсутствует в сером». Далее Кандинский
справедливо отмечает: «Абсолютный зеленый
– самый спокойный цвет из существующих».
Желтый - основной цвет. Он выражает основную
психическую потребность – раскрыться.
В развитии и раскрытии заложен индивидуальный
смысл всех изменений. В них заключена
надежда, стремление к радости, счастью.
Желтый, как цвет разрядки, освобождающей
от раздражающего напряжения, выражает
только нервное и психическое состояние.
Коричневый – это затемненный желто –
красный. Он возникает из оранжевого, например,
к которому подмешивают черный. Импульсивная
жизненная сила красного в коричневом,
благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается,
или, как говорят художники, «замирает».
Коричневый теряет активный экспансивный
импульс и ударную силу красного. В коричневом
остается только жизненность, потерявшая
активность. Поэтому коричневый цвет выражает
жизненные, чувственные ощущения тела,
инстинктивное в управлении им.
Промежуточный серый не является ни цветным,
ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого
возбуждения и свободен от какой – либо
психической тенденции.
Во всех ахроматических цветах, (серый,
белый, черный) отсутствует деффиринцированное
отношение к объекту. И наоборот, выбор
среди ряда хроматических цветов (по восьмицветовой
таблице теста) показывает, насколько
эмоционально относительно фиксированная
структура личности реагирует на окружающую
ситуацию.
При оформлении товаров и помещений следует
учитывать, что надписи, символы и формы
предметов должны привлекать внимание.
Определенную роль играет здесь контрастное
и раздражающее размещение предметов.
Контрастные размещения вызывают у человека
состояния напряжения, пробуждающие интерес
к предмету. Однако длительное воздействие
контрастов может вызвать состояние стойкого
напряжения, что вредно отражается на
здоровье.
Люди могут не только воспринимать цвета,
но и вызывать их в своем воображении.
Процесс репродуцирования принятой информации
всегда сопровождается переживаниями.
Впечатления о красоте человека, рабочего
места, ландшафта, непосредственно после
того, как они были восприняты, но и в виде
мысленных представлений, доступных человеку
в любой момент.
Цвет черпает свою значимость из реальной
действительности, и его воздействие определяется
целой суммой факторов, куда входит и социальный
опыт человека.
При подборе картин необходимо проявлять
максимум требовательности к их художественному
совершенству и тщательно учитывать соответствие
их содержания тем или иным условиям. Так,
например, удачно подобранные и развешанные
в помещении столовой натюрморты могут
возбуждать аппетит. Однако если обилием
и качеством съестного они будут значительно
превышать то, что предлагает меню столовой,
то это ведет к снижению аппетита. Такое
же отрицательное влияние оказывают помещенные
в кабинетах и приемных администрации
школы картины, изображающие кровавые
битвы, тоскующих узников в темницах, драматические
бытовые сцены. Это необходимо иметь ввиду,
если требуется, чтобы убранство интерьера
отвечало своему назначению.
Можно найти соответствия определенных
цветов и звуков. Так красному соответствуют
низкие, а синему высокие звуки.