Психологические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:31, реферат

Краткое описание

Цель работы: выявить и охарактеризовать психологические аспекты воспитания и обучения студентов в вузе.
Исходя из заявленной цели, мы определяем следующие задачи:
Проанализировать психологические особенности воспитания студентов в вузе.
Выявить психологические особенности обучения студентов в вузе.
Определить психологический смысл единства воспитания и обучения студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат готовый.docx

— 47.78 Кб (Скачать файл)

Современный специалист - это специалист широкого профиля. К этому выводу приходят многие. Например, М. М. Гуренко говорит: практика убедительно показала, что при высоких темпах научно-технического прогресса знания и опыт узкого специалиста быстро морально устаревают: они используются в течение 5-6 лет, после чего необходимо переучиваться и, по существу, приобретать новую специальность, более соответствующую происшедшим изменениям в сфере инженерной деятельности без экономических, моральных и иных издержек для него при узком профиле его подготовки. Отсюда и возникло понятие «широкого профиля» как реакция на реально вскрытые противоречия и попытки сформулировать новый принцип построения модели современного технического специалиста. Для усвоения этого инварианта надо ввести лишь несколько частных функций, работая с которыми студенты усваивают метод, пригодный для анализа любой функции данного класса.

Таким образом, делает вывод Н. Ф. Талызина, для ликвидации перегрузки студентов необходим  новый способ хранения информации: вместо хранения большого числа готовых  знаний хранить метод, позволяющий  анализировать и воссоздавать всю  систему частных явлений.

Усвоение  знаний, выработка навыков, умений основываются главным образом на познавательной деятельности, но в ходе обучения проявляются  интересы, способности, темперамент, характер и другие стороны психики студентов. Поэтому, приступая к обучению, преподавателям необходимо уяснить, от каких психических  процессов, состояний и свойств  зависит достижение главной цели, как использовать учебный материал и условия обучения для всестороннего  развития студентов, их теоретической  и практической подготовки.

Многие  подчеркивают значение учета психологической  стороны обучения. Так, один из преподавателей философии пишет, что безукоризненная логика изложения материала, глубокое его содержание и целеустремленность, учет гносеологической природы учения, принципов диалектики и стремления реализовать их в соответствии со спецификой философии - все эти важнейшие слагаемые научной методики не дадут ожидаемых результатов, если преподаватель не учитывает или игнорирует психологическую сторону процесса обучения.

Скорость  и прочность овладения знаниями, навыками, умениями, трудности, ошибки, обнаруживающиеся в ходе обучения, зависят от индивидуальных особенностей, как познавательных процессов, так и мотивов учебной деятельности, способностей и других свойств личности студента.

В отличие  от школы в вузе преподаватель  должен не столько вести за собой  учащегося, сколько указывать ему  путь к знаниям. Уместно напомнить  слова К. Маркса о том, что «в науке  нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Задача преподавателя вуза - указать направление самостоятельной работы, познакомить с ее методикой, «карабкаться» же на вершину должен сам студент, не ожидая, пока его поднимет туда преподаватель.

Очень важно  первокурсников сразу же ознакомить с особенностями вузовского обучения, создать у них нужные установки. Например, в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена разработан ряд рекомендаций относительно того, как организованно начать учебу  в вузе. Каждому поступившему выдается брошюра, в которой имеются методические советы о том, как сочетать учебу  и отдых, как слушать и записывать лекции, как работать с книгой, составлять планы, конспекты, рефераты, как готовиться к семинару и экзаменационной  сессии, что особенно важно для  первокурсников, которые только начинают студенческую жизнь.

Изучая  практику обучения студентов, психология высшей школы накапливает конкретные факты и обобщения, в которых  выявляется связь, зависимость между  педагогическими воздействиями  и их результатами изменения в  личности студентов, в их поведении, в теоретической и практической подготовке к будущей деятельности. Существенные связи между явлениями обучения отражаются в его принципах и методах. 
Психологический смысл принципов обучения (научность, сознательность, учить тому, что необходимо на практической работе, наглядность и др.) и применения конкретных методов обучения (устное изложение, упражнение, самостоятельная работа и др.) заключается в построении наиболее рационального соотношения между деятельностью преподавателей и учебной деятельностью студентов.

Актуальными являются задачи развития активности студентов в обучении; сущность и  особенности проблемного обучения в вузе; эффективные условия создания и организации решения проблемных ситуаций; дидактические основы разработки и использования познавательных задач по каждому предмету (включая  и гуманитарные дисциплины); формы  и методы организации в учебном  процессе научного поиска студентов; выявление  новых форм активизации учебной  деятельности студентов, в частности  широкое использование в учебном  процессе дискуссий и т.д.

Таким образом, содержание, принципы и методы обучения студентов должны быть подчинены  достижению основной учебно-воспитательной цели - обеспечить всестороннее развитие, высокую профессиональную подготовку студентов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологический смысл единства воспитания и обучения студентов

 

Несмотря  на различия, о которых шла речь, воспитание и обучение студентов  находятся в единстве. Это две  взаимосвязанные стороны процесса их подготовки и формирования личности. Достижение целей воспитания способствует обучению, осуществление обучения помогает воспитанию. 
Каждый вуз не только дает знания студентам, но и обеспечивает их всестороннее развитие и профессиональную готовность. Все дальнейшее обучение в виде курсов повышения квалификации, аспирантуры и т. п. занимает в развитии личности специалиста место, которое определено в основном тем, для какой специальности, для какой профессии его готовили в вузе.

Психологический смысл единства обучения и воспитания заключается в том, что на основе определенного образования необходимо обеспечить развитие в процессе обучения направленности личности, характера, способностей студентов, их мировоззрения, высоких  моральных чувств, интеллектуальных способностей, эстетических потребностей и вкусов, физических качеств. И здесь, решая задачи воспитания, нужно учитывать  возрастные, социально-психологические  и индивидуальные особенности студентов. Студенты вузов - это сравнительно высокоразвитые люди. Их духовный мир, нравственный облик и физические качества являются существенным условием, положительно влияющим на дальнейшее движение вперед.

Обучаясь, воспитываясь, студенты развиваются  как будущие высококвалифицированные  специалисты. Существенным поэтому  является подход к процессу их подготовки как единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит всестороннее развитие личности. Закономерности развития личности студента, раскрытие  движущих сил этого развития требуют  определенного способа и методов  руководства данным процессом: воспитание должно одновременно укреплять стремление к самовоспитанию, обучение должно быть развивающим.

Общепризнано, что высшая школа формирует не только специальные знания и мышление своих воспитанников, но и их духовный мир. Сформировать личность возможно лишь в атмосфере творческого поиска, профессиональных раздумий. Хорошая  книга, спектакль, концерт играют сегодня  не меньшую роль, чем первоклассно оборудованная учебная лаборатория. Возмужание молодого человека происходит в сложном переплетении традиций и новаторства, где свежая мысль  ученых института находит опору  в производственной и культурной жизни народа.

В развитии личности студента большое место  занимает его работа над собой. Повышая  свое образование, вырабатывая и  приобретая все новые навыки, студент  может существенно изменяться, развивать  свои способности, духовные потребности, вырабатывать сильный и твердый  характер. Воспитание и обучение не могут дать ожидаемых результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию. 
Воздействие, оказываемое на нас любым событием в жизни, справедливо отмечал известный советский психолог С. Л. Рубинштейн, всегда обусловлено тем, что мы до того пережили и передумали, какую внутреннюю работу проделали.

Внешние воздействия влияют на человека через  его мысли, чувства, настроения, опыт. Поэтому эффективным является такое  педагогическое влияние, когда учитывают  уже имеющиеся индивидуальные качества, текущие мотивы и психические состояния студентов.

Внутренние  причины развития личности студента заключаются в особенностях его  психики, в мотивах его поведения  и индивидуальных качествах. Способ их проявления и изменения представляет собой внутренние закономерности развития личности студента. Основная черта  этого проявления - закономерная последовательность отдельных этапов развития, которую воспитательное воздействие может ускорить или замедлить, но не может не считаться с ним.

Неравномерность психического развития проявляется  в том, что отдельные психические  процессы и качества, хотя они и  являются взаимосвязанными, у разных студентов развиваются разными  темпами. Это объясняется отчасти  тем, что результаты воспитания и  обучения в высшей школе в большей  мере зависят от индивидуальных качеств  и отношения студентов к избранной  профессии, к учебному труду, к коллективу и себе.

Поэтому подготовка специалиста с определенными качествами требует создания не только оптимальных внешних, но и внутренних условий, учета внутренних закономерностей развития личности студентов. Это является необходимой предпосылкой и чертой целеустремленно и планомерно осуществляемого воспитания и обучения. Педагогическое воздействие результативно только в том случае, когда его содержание и форма отвечают как целям воспитания и обучения, так и возрастным, индивидуальным и социально – психологическим особенностям студентов.

Учет  возрастных и других особенностей студентов  позволяет эффективнее осуществлять единство обучения и воспитания, добиваться качественного обучения (знания, навыки, умения) и воспитания (мировоззренческое  и нравственное развитие, укрепление воли, профессионально важных качеств студента). В этой связи заметим, что в педагогической литературе некоторые авторы принципы вузовского обучения и воспитания сводят, по сути дела, к школьным. Но поскольку вузовское обучение и воспитание специфично, в нем помимо школьных действуют свои особые принципы, такие например, как: учить тому, что необходимо на практической работе после вуза; учитывать возрастные, социально – психологические и индивидуальные особенности студентов; профессиональная направленность обучения и воспитания; органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.

В процессе обучения и воспитания студент должен быть активным, что обеспечивается формированием положительных мотивов, побуждающих его к деятельности. Воспитателю необходимо программировать  не только учебно-воспитательный материал, но также и деятельность студента, преследуя этим достижение целей  формирования определенных качеств  и свойств его личности.

Приобретенные знания, умения, навыки и свойства должны быть применены в последующей  работе. Именно активная практическая деятельность формирует богатство  отношений студента к учению, к  коллективу, к себе, благодаря чему развивается личность будущего специалиста.

Соответствие  деятельности преподавателей закономерному  требованию – обеспечить единство воспитания и обучения будущих специалистов – это непрерывный и сложный процесс. Каждый преподаватель, который хочет успешно обучать и воспитывать, должен знать суть этого процесса, уметь им управлять. Учитывая состав студенческой учебной группы, индивидуальные особенности студентов, их отношение к учебным заданиям, преподаватели находят способы и приемы учебно-воспитательной работы, выбирают наилучшие педагогические решения. Так, например, все большую популярность приобретает так называемая система физтеха, рожденная в Московском физико-техническом институте. Она умело сочетает фундаментальную общенаучную подготовку студентов с последующей специализацией в НИИ, конструкторских бюро, на крупных предприятиях.

Практика  постоянно ставит вопрос перед преподавателями, как добиться наилучшего использования  педагогических и психологических  факторов, как уменьшить возможные  отрицательные явления (возникновение  психологического барьера, формального  отношения к учению и т. д.).

 Обеспечить единство и достижение задач воспитания и обучения преподаватель сможет тогда, когда он будет отчетливо представлять себе личные качества, которыми должен обладать будущий специалист, степень соответствия их предъявляемым требованиям и закономерности развития этих качеств, реально определять учебно-воспитательные цели (в соответствии с динамикой развития студентов от курса к курсу).

Целевые установки отдельных предметов  не являются простой дедукцией идейно-политических, научных и психолого-педагогических положений применительно к отдельным  предметам. Они создаются с учетом общественной роли данного вуза, определенной науки, воспитательных возможностей, заложенных в данном предмете. Только сопоставляя  эти функции, мы получим конкретное представление о целях предмета и его роли в системе подготовки специалиста. Основным при этом анализе  должно быть не «освоение основ определенной науки», а прежде всего конкретное определение тех целей воспитания и обучения студентов, которые могут  быть достигнуты в процессе преподавания данного предмета. Такой подход помогает преподавателям уяснить, какие качества личности будущего специалиста можно  вырабатывать в ходе учебно-воспитательного  процесса.

Информация о работе Психологические аспекты