Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:35, реферат
Становление и развитие науки Древней Греции невозможно представить без идей Сократа (470-469 - 399 до н. э.).
Парадокс заключается в том, что сделав философию делом своей жизни, Сократ не оставил после своей кончины никаких произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал наговаривать в устной форме своим ученикам, слушателям и оппонентам.
Введение…………………………………………………….. 3
Психологические взгляды Сократа……………………….. 4
Заключение…………………………………………………. 10
Список использованной литературы…………………….. 11
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Воронежский филиал
Факультет гуманитарно-правовой
Кафедра психологии
Учебная дисциплина
История психологии
РЕФЕРАТ
Тема: «Психологические взгляды Сократа»
студентки 3 курса
Якуниной Ирины Николаевны
Воронеж
2013
Содержание
Становление и развитие науки Древней Греции невозможно представить без идей Сократа (470-469 - 399 до н. э.).
Парадокс заключается в том, что сделав философию делом своей жизни, Сократ не оставил после своей кончины никаких произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал наговаривать в устной форме своим ученикам, слушателям и оппонентам.
Следы жизнедеятельности Сократа дошли до нас в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Именно основываясь на их воспоминаниях, в настоящее время излагаются взгляды Сократа, так как информация, которую мы находим у Аристотеля, по существу, повторяет то, что уже было сказано Ксенофонтом или Платоном.
Современников восторгало у Сократа многое: неординарная внешность, нетипичный образ жизни, высокая нравственность, неоднозначность суждений и глубины философского анализа.
Сократ является, по сути, первым древнегреческим философом, отошедшим от натурфилософского истолкования мира и путем рассуждений и умозаключений, искавший истину, ответы на поставленные как им самим так и его предшественниками-философами вопросы. Иначе говоря, предметом его философских рассуждений были человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос и природа, как это было у его предшественников. И хотя уровень его философии несколько отличается от платоновского или аристотелевского понимания, несомненно, что именно он заложил основы их концепций.
Вся этическая концепция Сократа строится на стремлении понять, что является истинным назначением человека. Последнее с точки зрения Сократа выражается в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства.
Подлинный смысл человеческой жизни считал Сократ, определяется тем, как человек все это понимает, ценит и употребляет.
Главный принцип Сократа – это умеренность.
Излишнее стремление к физиологическим наслаждениям деструктивно влияет на тело и подавляет душевную активность. Человеку необходимо стремиться обходиться удовлетворением минимальных потребностей, причем удовлетворять их необходимо, только в том случае, когда они уже достигли своей высшей точки напряжения. Все это приближает человека к околобожественному состоянию, когда, главные усилия воли и разума направляются на установление истины и смысла жизни.
Психологическая составляющая учения Сократа имеет абстрактно-идеалистический характер. Человек и его душа божественный дар. По сравнению с животными человек наделен Богом более совершенным строением и душевными способностями. Божественное начало дало человеку следующие преимущества:
Основой душевной деятельности служат не ощущения и восприятия, являющиеся внешними по отношению к субъекту, а понимание, будучи определенно душевным актом, выражающимся в пробуждении, активизации и припоминании знаний, которые уже при рождении изначально были заложены в самой душе.
Расширение области пробуждаемых врожденных знаний и идей с помощью наводящих вопросов, или, как мы его знаем теперь, метода сократической беседы, Сократ использовал для интеллектуального развития человека. Успешно приобретенные знания человека должны основываться на известных способностях, в перечне которых он определял:
В истории философии и психологии Сократ выступает как основатель идеалистического направления. Его идеи стали отправной точкой для последующих систем идеалистической психологии.
В идеалистической системе
Одно из них заключается в перемещении научного интереса с проблемы природы в целом и первооснов мироздания на проблему самого человека.
Обращением к человеку, его внутреннему, духовному миру, Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-этическими понятиями и принципами, служащими регуляторами поступков и поведения человека.
Сократ заслужил признание как мастер устного общения и анализа, целью которого было с помощью искусства владения словом и логическим построением речи обнаружить то, «что скрыто за покровом сознания». Специально подбирая определенные вопросы, Сократ выстраивал беседу так, что помогал собеседнику понять суть некого явления, процесса, действия. Суть метода ведения такой беседы состоит в том, чтобы с помощью специальных вопросов сначала поставить под сомнение истинность знаний оппонента, а затем достичь настоящей истины путем обнаружения противоречий в утверждениях оппонента, их намеренным противопоставлением и, таким образом, нахождение нового, более точного и верного знания.
Одно из важнейших положений Сократа содержало идею о том, что существует некое абсолютное знание и абсолютная истина, которую человек способен в своем размышлении познать и передать другим.
Истина, зафиксированная в понятиях, в словах в таком виде передается следующему поколению, дополняется и передается дальше.
Истинное знание, с точки зрения Сократа индивидуально, т. е., оно не может быть передано в готовом виде. Любая истина зарождается еще у маленького ребенка, а помочь её развитию может только учитель или собеседник. Тем самым он пришел к выводу, что бессознательное знание может трансформироваться в сознательное только под влиянием мотива или стимула.
Именно Сократу принадлежит впервые сформулированная идея о связи мыслительного процесса со словом.
Источником разума, по мнению Сократа, является человеческая душа. Сократ постулировал, что душа есть некое психическое качество человека, свойственное только разумному существу.
К душе он относит не только разумное знание, но и нравственное поведение. Он говорил: «Если человек знает, что есть добро, то и то, что он делает, будет добрым и правильным». Например, смелым будет признан такой человек, который знает, как правильно вести себя в опасной ситуации, и поступает соответственно своим знаниям.
Основными методами Сократа признаны:
Образование по Сократу включает в себя два этапа:
Основные положения психологческой теории Сократ были изложены в диалоге «Хармид». В нем Сократ выступает как медицинский психолог, и утверждает, что «как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову — отдельно от тела, так и не следует лечить тело, не леча душу, и у эллинских врачей именно тогда бывают неудачи при лечении многих болезней, когда они не признают необходимости заботиться о целом, а между тем, если целое в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке. Ибо все — и хорошее и плохое — порождается в теле и во всем человеке душою, именно из нее все проистекает, точно так же, как в глазах все проистекает от головы. Потому-то и надо, прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и все остальное тело хорошо себя чувствовали».
В приведенном выше отрывке изложены все основы современной психосоматики.
«Лечить же душу... должно соответствующими заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как верные речи: от этих речей в душе укореняется рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела. <...> Пусть никто не вздумает убеждать тебя излечить ему голову с помощью одного лекарства, если он прежде не даст подлечить с помощью заговора его душу.
Ныне распространенной среди людей ошибкой является попытка некоторых из них лечить либо одним из этих средств, либо другим. Он наказывал весьма настойчиво, чтобы я не поддавался на уговоры ни богатых людей, ни знатных, ни красивых и не поступал бы вопреки этому наставлению. Я же послушаюсь его, и если ты пожелаешь, согласно наставлениям чужеземца, предоставить мне душу, чтобы заговорить ее заговором, то я присовокуплю к этому и лекарство; если не пожелаешь, то у меня нет средства помочь тебе, мой милый Хармид».
В приведенных цитатах отражены основные современные положения об обязательном психологическом воздействии во всех областях медицинской практики, отмечена связь между эмоциональными переживаниями и мышлением. Относительно недавно уже современной наукой было установлено, что в процессе творческого акта в кровь выделяются эндорфины, оказывающие положительное влияние на адаптивность индивида. Кроме того в приведенном отрывке, явно можно проследить мнение о том, что болезни могут возникнуть из-за нестабильного нервно-психического состояния, что может привести к болезни. В современной науке также утверждается тесная взаимосвязь нервно-психического состояния и поведения индивида.
Есть у Сократа и элементы психологии взаимоотношений. Приводится пример, когда к нему пришел один молодой человек с вопросом, правильно ли он поступит, если сейчас женится, Сократ ответил: «Поступай, как знаешь, все равно потом раскаешься».
Обращались к нему за консультацией и сенаторы.
Приведем пример такого диалога, когда один из римских сенаторов обратился к Сократу за советом по поводу предстоящего собрания:
Сократ: Ведь ты не разбираешься в том вопросе, который будет обсуждаться. Не так ли?
Сенатор: Да
Сократ: Если вы спросите знатока по поводу вещи, в которой он разбирается, то он даст вам правильный совет. Не так ли?
Сенатор: Да, клянусь Зевсом, ты прав.
Сократ: А другой знаток, если он знаток, разве не посоветует то же самое?
Сенатор: Да, то же самое.
Сократ: Так если никто из вас не знаток, каким образом вы будете совещаться?
Сенатор: Да, действительно трудно. Так что же делать?
Сократ: Выслушать одного знатока и разойтись. А собраться для того, чтобы выслушать невежд, как если бы от этого был бы какой-нибудь толк, разве не странно?
Сенатор: Да, ты прав. Ну, а если мы все-таки соберемся?
Сократ: Не кажется ли тебе, что ваше собрание будет собранием беспомощных людей, нуждающихся в советчиках, а голоса будут подаваться так, как будто вы в советчиках не нуждаетесь, но сами могли бы советовать и решать?
Сенатор: Да, пожалуй, ты прав.
Сократ: Так если никто из вас в этом вопросе не разбирается, то какой толк будет в вашем голосовании?
Сенатор: Так я вообще выступать не буду.
Таким образом в диалоге раскрывается процесс принятия группового решения, демонстрируется описанные выше сократовский метод беседы, описывается процесс аргументации, а сам диалог представляет собой фрагмент коучинга в чистом виде.
Многие психологические советы Сократа имеют вполне современное звучание.
Так, например, он никогда не обижался, объясняя это так: «Это меня не касается, а если касается, то поделом».
Призывал он и к умеренности. Как-то, оказавшись на выставке дорогих вещей, он воскликнул: «Сколько есть вещей, которые мне не нужны!»
А главным мотивом его советов был призыв работать над собой, т.к. «ты повсюду таскаешь самого себя».
Заключение
Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки довольно велико. Сократ в своем методе диалога обозначил идеи, впоследствии сыгравшие важнейшую роль в когнитивной психологии. Во-первых, это относится к положению о том, что работа мысли изначально носит характер диалога. Во-вторых, мышление ставилось в зависимость от задач, возникающих на его пути. Именно такими задачами стали вопросы знаменитого сократовского метода, вынуждавшие собеседника мыслить самостоятельно. Оба постулата его концепции - диалогизм, утверждавший, изначальную социальность познания, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.