Психологические взгляды эпохи возрожнение и новое время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:33, контрольная работа

Краткое описание

Вот рождается человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознаёт и не помнит себя. Однако развитие его идёт быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он начинает познавать мир; начинает действовать в нём; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства приходят к нему, и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я».

Содержание

1 Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени…..4
2 Структура современой психологии как науки…………………………8
3 Предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие «душа»….………..12
4 Заключение ……………………………………………………………..15
5 Список используемой литературы…………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

психология новая.docx

— 34.04 Кб (Скачать файл)

          2. По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы.  

          Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях. Для проверки выдвигаемых гипотез в научной психологии ученые разрабатывают и организуют специальные эксперименты, суть которых состоит в том, что исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а создает специальные условия, чтобы их вызвать.

               3. По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

           Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется. Взаимосвязь между научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские психологи. И то, что вы познакомитесь с основами научной психологии, еще не значит, что вы сразу станете знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые вы получите изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.

             Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к нау чной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.

3 ) Предмет психологии, определяемый  как область душевных явлений  и понятие «душа»

         Предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие « душа».  
         Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.  
          Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин означает учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике. Психология возникла на основе многовековых размышлений о душе. Душа, по мысли Декарта, принадлежит только мыслящим существам, то есть людям; животные же – не более чем своеобразные живые машины, действующие на основе принципов механики; животные способны к ощущениям, но не понимают, что они ощущают. Итак, душа была приравненной к сознанию, к тому, что непосредственно осознаёт человек. В этой логике единственным методом исследования души может выступать «взгляд внутрь себя», отслеживание жизни собственных идей, своего внутреннего мира.  
            Если душа – объект психологии, то мы сталкиваемся с рядом трудноразрешимых проблем.  
            Во-первых, что такое душа? Если это – некоторая метафора, позволяющая нам объяснить, скажем, человеческую активность, особенности переживаний, мышления и др., то она не может быть объектом психологии, оказываясь, лишь понятием. «Почему человек мыслит?» - задаемся вопросом и отвечаем: «Потому что у него есть душа»: а могли бы сказать: «Так захотела природа» или просто: «Так получилось». В этом случае «душа» выступила бы как объяснительный принцип, но не как объект науки. А существует ли душа как реальность? Если душа существует, то непосредственно увидеть, «ухватить», измерить её невозможно; невозможно и экспериментировать с ней. Если вместо «душа» мы будем говорить «психика», то положение в этом отношении существенно не изменится: психика так же «ускользает» от непосредственного исследования, как и душа, и доказать её существование как самостоятельной реальности так же сложно.  
             В человеке живут желания, чувства, эмоции, побуждающие его к деятельности; он может представить себе то, чего никогда не видел; может вспомнить то, что давно уже исчезло из его жизни. Иными словами, есть мир, и есть то, как этот мир живёт в людях – в образах, мыслях, отношениях, то есть мир психических явлений, субъективная реальность. А коль скоро эта субъективная реальность существует, то можно попытаться понять, что она собой представляет, как возникает, развивается, умирает, в чём проявляется, что определяет её существование и как это происходит. Субъективная реальность у каждого своя, если же предположить, что она формируется по единым основным принципам, то можно постараться их обнаружить, то есть открыть закономерности, которым следует её развитие и существование. Если мы говорим, что «ощущение горького вкуса вызывает неприятное чувство», то мы устанавливаем причинную связь между известным «ощущением» и известным «чувством». В психической жизни мы замечаем известную закономерность, т.е. психические явления следуют друг за другом, повинуясь известным законам, определяя постоянную связь между явлениями.  
              Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает своё понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определённых аспектов того, что понимается под психической.

 

 

 

 

 

Заключение

        Изменение предмета психологии, и ее связей с другими науками привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией - биология или философия.

           Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 
1) Островский Э.В., Чернышова Л.И.  Психология и педагогика: Учебное  пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.  
2) Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в Учебное пособие. – М., 1996г.  
3) Ефимова Н.С Основы общей психологии. М.: ФОРУМ – ИНФРА-М. 2011г.  
4) Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.  
5) Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.

 

 

 


Информация о работе Психологические взгляды эпохи возрожнение и новое время