Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:33, контрольная работа
Вот рождается человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознаёт и не помнит себя. Однако развитие его идёт быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он начинает познавать мир; начинает действовать в нём; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства приходят к нему, и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я».
1 Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени…..4
2 Структура современой психологии как науки…………………………8
3 Предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие «душа»….………..12
4 Заключение ……………………………………………………………..15
5 Список используемой литературы…………………………………….16
2. По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы.
Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях. Для проверки выдвигаемых гипотез в научной психологии ученые разрабатывают и организуют специальные эксперименты, суть которых состоит в том, что исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а создает специальные условия, чтобы их вызвать.
3. По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.
Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется. Взаимосвязь между научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские психологи. И то, что вы познакомитесь с основами научной психологии, еще не значит, что вы сразу станете знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые вы получите изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.
Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к нау чной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.
3 ) Предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие «душа»
Предмет психологии, определяемый как
область душевных явлений и понятие «
душа».
Слово «психология»
в переводе на русский язык буквально
означает «наука о душе». В наше время
вместо понятия «душа» используется понятие
«психика». С лингвистической точки зрения
«душа» и «психика» — одно и то же. Однако
с развитием культуры и особенно науки
значения этих понятий разошлись.
Психология
— наука о закономерностях развития и
функционирования психики как особой
формы жизнедеятельности. Область знаний
о внутреннем — психическом — мире человека.
Термин означает учение о душе или науку
о душе. В строгом смысле понимается как
наука о психике. Психология возникла
на основе многовековых размышлений о
душе. Душа, по мысли Декарта, принадлежит
только мыслящим существам, то есть людям;
животные же – не более чем своеобразные
живые машины, действующие на основе принципов
механики; животные способны к ощущениям,
но не понимают, что они ощущают. Итак,
душа была приравненной к сознанию, к тому,
что непосредственно осознаёт человек.
В этой логике единственным методом исследования
души может выступать «взгляд внутрь себя»,
отслеживание жизни собственных идей,
своего внутреннего мира.
Если
душа – объект психологии, то мы сталкиваемся
с рядом трудноразрешимых проблем.
Во-первых,
что такое душа? Если это – некоторая метафора,
позволяющая нам объяснить, скажем, человеческую
активность, особенности переживаний,
мышления и др., то она не может быть объектом
психологии, оказываясь, лишь понятием.
«Почему человек мыслит?» - задаемся вопросом
и отвечаем: «Потому что у него есть душа»:
а могли бы сказать: «Так захотела природа»
или просто: «Так получилось». В этом случае
«душа» выступила бы как объяснительный
принцип, но не как объект науки. А существует
ли душа как реальность? Если душа существует,
то непосредственно увидеть, «ухватить»,
измерить её невозможно; невозможно и
экспериментировать с ней. Если вместо
«душа» мы будем говорить «психика», то
положение в этом отношении существенно
не изменится: психика так же «ускользает»
от непосредственного исследования, как
и душа, и доказать её существование как
самостоятельной реальности так же сложно.
В человеке живут желания, чувства, эмоции,
побуждающие его к деятельности; он может
представить себе то, чего никогда не видел;
может вспомнить то, что давно уже исчезло
из его жизни. Иными словами, есть мир,
и есть то, как этот мир живёт в людях –
в образах, мыслях, отношениях, то есть
мир психических явлений, субъективная
реальность. А коль скоро эта субъективная
реальность существует, то можно попытаться
понять, что она собой представляет, как
возникает, развивается, умирает, в чём
проявляется, что определяет её существование
и как это происходит. Субъективная реальность
у каждого своя, если же предположить,
что она формируется по единым основным
принципам, то можно постараться их обнаружить,
то есть открыть закономерности, которым
следует её развитие и существование.
Если мы говорим, что «ощущение горького
вкуса вызывает неприятное чувство», то
мы устанавливаем причинную связь между
известным «ощущением» и известным «чувством».
В психической жизни мы замечаем известную
закономерность, т.е. психические явления
следуют друг за другом, повинуясь известным
законам, определяя постоянную связь между
явлениями.
Говорить о психологии как единой науке
на современном этапе достаточно трудно:
каждое направление предлагает своё понимание
душевной жизни, выдвигает свои объяснительные
принципы и соответственно концентрирует
усилия на анализе определённых аспектов
того, что понимается под психической.
Заключение
Изменение предмета психологии, и ее связей с другими науками привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией - биология или философия.
Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.
Список используемой литературы:
1) Островский Э.В., Чернышова Л.И.
Психология и педагогика: Учебное
пособие / Под ред. Э.В.Островского.-
М.: Вузовский учебник, 2005.
2) Ярошевский М.Г. История психологии от
античности до середины XX в Учебное пособие.
– М., 1996г.
3) Ефимова Н.С Основы общей психологии.
М.: ФОРУМ – ИНФРА-М. 2011г.
4) Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История
и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.:
Феникс, 1996.
5) Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов
высших педагогических заведений. В 2-х
кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
Информация о работе Психологические взгляды эпохи возрожнение и новое время