Психологические кризисы и их личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………..3

1.Личность. Процессы и  свойства личности…………………………………….4

2. Регуляция поведения и деятельности человека………………………….12

Заключение………………………………………………………………………………………..15

Список использованных источников………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1_Психология и педагогика, как науки имеют большую историю.  Начали развиваться с того  момента, как человек стал осмысливать  себя и стал пытаться передавать  знания от одного поколения  к другому. Но наиболее быстрое развитие эти науки стали получать сравнительно недавно, не более как 5 веков (со средневековья). В начале прошлого столетья психологическая наука стала привлекать все большее прикладное значение. С ее помощью стали решать вопросы психологического отбора, психологического консультирования, рационализации рабочих мест, профессиографического описания различных видов деятельности. В связи с этим в психологической науке появились такие ее отрасли, как психология труда, психология профессий, психология управления, которая в последующем все больше им больше стала называться психологией менеджмента.

В рамках этих отраслей наук было доказано, что управлять персоналом без опоры на психологические, а  также педагогические знания невозможно.

2_Объектом психологической науки являются все живые существа. В связи с этим в психологической науке есть 2 раздела: зоопсихология (психология животных) и психология человека. Предметом психологической науки в разное время были:

- душа человека (средневековье) 

- сознание человека

- поведение человека 

- психика человека 

- закономерности ее  возникновения, развития и функционирования 

Предмет этой науки раскрывается на основе теории отражения, согласно которой:

1)                в ней и независимо от  нас  существует объективная реальность

2)                эта реальность отражается психикой  человека в виде субъективных  образов, наших чувств, мыслей, волеизъявлений 

3)                психика – есть свойство высокоорганизованной  материи и прежде всего мозга  человека 

4)                психическое отражение отличается от всех других видов отражения своей активностью, избирательностью, зависимостью от опыта индивида тем, что носит опережающий характер и тем, что может отражать не только то, что происходит в настоящее время, но и то, что было в прошлом и может наступить в будущем

3_Схематично в строение  психики человека можно представить  следующим образом. В ней есть:

- основание, которым  является первичная система человека (носитель психики).

  В психике человека  выделяется 3 стороны:

1. экзопсихика – это  та сторона психики человека, которая отражает все то, что  происходит вне нас 

2. эндопсихика – это  та сторона психики, которая  отражает все то, что происходит  внутри нашего организма 

3. интеропсихика –  это та сторона психики, которая отражает все то что происходит внутри самой психики.

В психики выделяется 3 уровня отражения:

1) уровень осознания 

2) уровень подсознания 

3) уровень бессознательного  психического отражения 

Несмотря на то, что  объем сознания не большой, он играет решающую роль.

Помимо уровней отражения  психики человека выделяются и различные  сферы. К основным из них относятся:

1)                познавательная сфера (когнитивная) 

2)                эмоциональная сфера 

3)                волевая сфера 

4)                мотивационная сфера

5)                психомоторная сфера 

Основными свойствами психики  человека является:

- вторичность по отношению  в материальному миру 

- идеальность 

- субъективность 

- избирательность 

- активность 

Основные функции психики человека:

1)                функция отражения объективной  реальности 

2)                функция регуляции всех жизненных  процессов в организме человека  и взаимодействие личности с  внешней средой 

Если подробнее, то:

1)                функция отражения 

2)                функция формирования субъективного образа отраженной реальности

3)                функция целеполагания и планирования  своего поведения 

4)                функция ориентации во внешней  среде и  адаптирования к  ней 

5)                функция накопления опыта и приобретения знаний, навыков и умений

6)                функция побуждения к активности, мотивация действий и поведений 

7)                функция исполнения принятого  решения (функция волеизъявления)

8)                функция самопознания и самонастройки своей психики

9)                функция регуляции всех жизненных  процессов в организме человека  и т.д. 

4_Психические явления  весьма разнообразны по своему  содержанию, динамике, и роли по  регулированию поведения и деятельности  человека.

К основным компонентам  психики человека относят обычно:

1) психические процессы, которые разделяются на 3 подгруппы: 

- познавательные 

- эмоциональные 

- волевые 

2) психические состояния,  которые бывают личностными или  ситуативными 

3) психологические свойства личности, к которым относят:

- направленность личности 

- характер человека 

- темперамент 

- способности 

4) психологические образования  в виде знаний, навыков, умений, убеждений, мировоззрений и привычек  человека.

Все психические и  психологические явления (весь мир психических явлений личности) изучается определенными методами и под руководством принципов в психологии.

Основными принципами изучения психических явлений является:

1)                принцип детерминизма (причинной  обусловленности психологических явлений)

2)                принцип развития (психика человека  развивается на протяжении всей  жизни) 

3)                принцип единства сознания и  деятельности 

4)                принцип объективности 

5)                принцип всесторонности

6)                принцип личностного подхода  изучения отдельных психических  функций человека 

7)                принцип справедливости 

 

Когнитивная регуляция поведения  и деятельности человека

(Психически-познавательные процессы)

1_Общее понятие познавательной деятельности человека

2_ Характеристика психических процессов,  обслуживающих процесс познания  объективной реальности.

1_ Человек является единственным  сознательно действующим существом  и прежде чем совершить какое-либо  действие, какой-то поведенческий акт, он должен воспринять ситуацию, оценить ее, проанализировать, вспомнить свои цели и принять решение. А приняв решение, он продолжает сопровождать свою практическую деятельность целым набором психически- познавательных процессов. Характеристику этим процессам дают многие общественные науки, но наиболее полную эту характеристику им дает психология. При этом психология исходит из следующих процессов:

- Вне нас и независимо от  нас существует объективная реальность 

- Эта реальность воздействует  на наши органы чувств и  создает тем самым субъективный  образ этой реальности 

- В создании этого  субъективного образа участвуют  такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление,  память, воображение, мышление, речь и внимание.

- Каждый из этих  процессов выполняет свою специфическую  роль в общем познавательном  процессе.

- Познание идет от  живого созерцания к абстрактному  мышлению и от него к практике, при этом практика является  целью познания и критерием  истинности полученного знания

- Первая ступень познания, которая называется ступенью  чувственного отражения, обслуживается  ощущениями, восприятиями и представлениями.  Вторая степень познания, которая  называется ступенью абстрактно  логического отражения, обслуживается преимущественно мышлением и речью. И обе эти ступени обслуживаются вниманием и памятью.

- Благодаря функционированию  Психологии и Педагогики, мы имеем  возможность познать, запомнить  не только то, что происходит  в данный момент, но и то, что  было когда-то давно, и то, что может произойти в будущем. По отношению к прошедшему – анализируем, к будущему – прогнозируем.

Для того, чтобы лучше  понять любой познавательный процесс, помнить:

а) что это есть процесс  отражения 

б) что каждый познавательный процесс отражает нечто свое

в) отражает объективную  реальность, когда есть контакт, и  тогда, когда нет таких контактов 

г) каждый познавательный процесс характеризуется некоторыми своими закономерностями, своей классификацией и местом в общем познавательном процессе.  

2_ Самым простым познавательным  процессом является ощущение. Ощущение  – процесс отражения, сознания  человека, отдельных свойств, признаков,  качеств, предметов и объектов  при их непосредственном воздействии  на органы чувств. Ощущение характеризуется  порогами ощущений, минимальным и максимальным, адаптацией, последовательными образами, явлением контраста и т.д.

Зрение минимальная  сила раздражителя (48 км)     

Основные ощущения:

Зри тельные, осязательные, вкусовые, звуковые, обонятельные.

Ощущения обеспечиваются работой анализатора.

Процесс восприятия

Восприятием называется процесс отражения в сознании человека в предметах и явлениях в целом, в момент их воздействия  на органы чувств (стол, стул, окно и  т.д.)

Свойства восприятия:

1)                предметность

2)                целостность 

3)                структурность 

4)                осмысленность 

5)                активность 

Кроме того, для восприятия характерна зависимость отражения  предметных явлений от прошлого опыта  человека, которая называется апперацией.

Структура восприятия:

||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

||||  ||||  ||||  ||||  |||| |||| ||||  ||||  ||||  ||||

Структурированный материал запоминается лучше и быстрее.

Представление – это  образ ранее воспринятых предметов  и явлений и их свойств и  качеств. Они могут быть преднамеренными, профессиональными. Могут быть представлениями  памяти и воображения.

Воображение – это  процесс создания новых образов  на основе преобразования материала прошлых восприятий.

Выделяют следующие  виды воображения:

- произвольные  и не  произвольные 

-  воссоздающие и  творческие 

- места человека 

Человек использует следующие  приемы:

- прием гиперболизации (увеличения и уменьшения чего-либо)

- акцентирование 

- типизация 

- соединение различных  частей (агглютинация)

Мышление – процесс  отражения сознания человека на наиболее сложных связях отношений, которые  существуют в объективном мире.

 

Эмоциональное и волевое  регулирование поведения и деятельности человека

1_ Характеристика эмоций  и чувств, как форм отражения  действительности и регуляций  поведения и деятельности человека.

2_ Волевая регуляция  поведения и деятельности человека 

3_Психические состояния  и их влияния на поведение  и работоспособность человека.

1_ Эмоциональная сфера  человека включает в себя самые  различные эмоциональные проявления, начиная с эмоциональной реакции  и кончая эмоциональными преобразованиями  личности.

В современной науке  эмоциональную сферу человека принято  рассматривать в 3х аспектах:

- процессуальном 

- профессиональном 

-содержательном 

- функциональном 

Когда говорят об эмоциональной  сфере со стороны ее процесса, то говорят об эмоциях, под которыми понимают непосредственное переживание  человеком своего отношения к окружающему миру, ко всему тому, что он познает, делает, о чем думает. Эмоции всегда ситуативны, имеют яркую внешнюю выраженность, связаны с вегетативными процессами человека (органическими). Как правило, их возникновение и протекание связано с удовлетворением простейших потребностей человека. Механизмом эмоции обладают не только люди, но и животные. Когда говорят об эмоциональной сфере с содержательной стороны, то пользуются термином – чувства человека, под которым понимают закрепившееся при помощи 2й сигнальной системы (слов, понятий). Устойчивое эмоциональное отношение человека к кому-либо или к чему-либо. Чувства формируются прижизненно  и они могут существовать в актуальном и потенциальном состояниях. Когда чувства актуализируются, они проявляются в виде определенной эмоции. Эмоции радости может быть вызвана многими чувствами.

Чувства обслуживают  в основном высшие потребности человека и потому их подразделяют на следующие  группы:

А) морально-политические чувства 

Б) нравственные чувства (отношение к морали общества)

В) эстетические чувства 

Г) интеллектуальные чувства (познавательная деятельность человека)

Д) практические чувства (практическая деятельность человека)

Е) религиозные чувства (та или иная религия)

Информация о работе Психологические кризисы и их личности