Психологические особенности влияния родительского воспитания на эмоциональное благополучие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.
Задачи курсового исследования:
1)Рассмотреть теоретические основы изучения вопроса детско-родительских взаимоотношений.
2)Изучить психологические особенности влияния родительского воспитания на эмоциональное благополучие ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Ромашова курсовая.docx

— 66.33 Кб (Скачать файл)

Второй вариант потребности  в достижениях тоже нередок в  современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность  являются зачастую едва ли не мерилом  человеческой ценности. Подобные отношения  нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших  достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать  от ребенка достижения целей, доведения  дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а  также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут  отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).

Одна из базовых человеческих потребностей в привязанности, особым образом может проявляться в  отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную  потребность в эмоциональной  привязанности к нему ребенка, то за этим может стоять или страх  одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с  супругом), или собственная детская  недостаточно удовлетворенная потребность  в привязанности, в какой-то степени "слиянии" с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность  делиться всеми своими переживаниями  с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение  сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное  в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой  эмоциональной связи.

3) Личностные особенности  родителей. Действие этого фактора  отследить наиболее сложно, для  многих родителей, однако при  некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.

Исследование, которое проводилось  на базе Новоуренгойской средней школы №5,доказывает вышеперечисленные положения. Исходя из результатов можно сделать следующие выводы:

1. Благоприятная семейная  обстановка характеризуется сниженным  уровнем конфликтности, такие  качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, вообще  не выражены. И наоборот при  усилении конфликтности, повышается  уровень тревожности и враждебности  к семейной ситуации, то есть  формирование неблагоприятной семейной  ситуации.

2. Тревожная семейная  обстановка характеризуется повышенным  уровнем враждебности, конфликтности  по отношению к членам семьи.  При их усилении у подростка  формируется чувство неполноценности.  Данный тип семейной ситуации  характеризуется как неблагополучный.  При снижении этих качеств  уровень благополучия повышается.

3. Конфликтная семейная  ситуация характеризуется высоким  уровнем тревожности в семейной  ситуации, чувством неполноценности  и враждебности по отношению  к членам семьи, и окружающим  его людям.

4. Чувство неполноценности  ребенка связано с высокой  конфликтностью в семейной ситуации. При его усилении, поведение ребенка  характеризуется общей тревогой  к окружающей его действительности, и как следствие враждебное  отношение ко всему происходящему.

5. Враждебная семейная  ситуация, характеризуется высокой  тревожностью, конфликтностью с  членами семьи и окружающими  его людьми. Это приводит к  личной и социальной неполноценности.

Благодаря критическому анализу выявлено:

- уровень благополучия  подростка зависит от уровня  конфликтности в семейной ситуации. При высоком уровне конфликтности  наблюдается как семейное, так  и эмоциональное неблагополучие. Эмоциональное благополучие характеризуется низким уровнем конфликтности, но не исключает ее;

- тревожная семейная обстановка  наблюдается в конфликтных и  враждебных семьях;

- конфликтная семейная  обстановка характеризуется высоким  уровнем тревожности и эмоциональным  неблагополучии подросток;

- враждебная семейная  обстановка характеризуется высокой  семейной тревожностью.

Таким образом, по результатам  анализа методик было выявлено, что  для эмоционально неблагополучных  семей характерно нервно - психическое  напряжение (высокий уровень тревожности, конфликтности, враждебности).

Корреляционный анализ позволил выявить ряд закономерностей  детско-родительских отношений:

- родители уважают индивидуальность  ребенка, симпатизируют ему. Стремятся  проводить много времени вместе  с ребенком, одобряет его интересы  и планы. Ощущает себя с ним  единым целым, стремится удовлетворить  все его потребности, оградить  его от трудностей и неприятностей.  Родитель постоянно ощущает тревогу  за ребенка, ему он кажется  маленьким и беззащитным - с  одной стороны. С другой стороны  родитель старается оградить  ребенка от трудностей жизни,  строго контролирует его. Интересы, увлечения, мысли и чувства  кажутся детскими и несерьезными ("принятие"- "симбиоз", "маленький  неудачник");

- родители заинтересованы  в делах и планах ребенка,  старается во всем помочь ребенку,  сочувствует ему. Высоко оценивает  интеллектуальные и творческие  способности ребенка, испытывает  чувство гордости за него. Он  поощряет инициативу и самостоятельность  ребенка, старается быть с ним  на равных. Пристально следит  за социальными достижениями  и требует социального успеха ("кооперация" - "авторитарная  гиперсоциализация");

- родители стремятся к  симбиотическим отношениям. Ощущает  себя с ним единым целым,  стремится удовлетворить все  потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родителю нравится ребенок таким, каким он есть, уважает его индивидуальность, симпатизирует ему. Но с другой стороны в родительском отношении четко просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Пристально следит за социальными достижениями, требует социального успеха ("симбиоз" - "принятие", "авторитарная гиперсоциализация");

- в родительском отношении  отчетливо прослеживается авторитаризм. Родитель требует от ребенка  безоговорочного послушания и  дисциплины. Он старается навязать  ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на  его точку зрения - с одной стороны.  С другой стороны, он поощряет  инициативу и самостоятельность  ребенка, заинтересован в планах  и делах ребенка. Стремится  к симбиотическим отношениям ("авторитарная  гиперсоциализация" - "кооперация", "симбиоз");

- в родительском отношении  имеется стремление инфантилизировать  ребенка, приписать ему личную  и социальную несостоятельность.  Интересы, увлечения, мысли и чувства  ребенка кажутся родителю детскими  и несерьезными. Ребенок представляется  неприспособленным, неуспешным, открытым  для дурных влияний. Родитель  не доверяет своему ребенку,  досадует на его неуспешность  и незрелость. Ему кажется, что  ребенок не добьется успеха  в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В связи с этим, родители стараются  оградить ребенка от трудностей  жизни и строго контролируют  его действия ("маленький неудачник"- "отвержение").

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура самих  родителей. Во втором случае нередко  основную роль в нарушениях воспитательного  процесса играют личностные особенности  самих родителей.

Эмоционально неблагополучные  семьи характеризуются тем, что:

 - подростки не испытывают удовольствия от общения с близкими людьми;

 - нет ощущения свободы, автономности при общении с родителями;

 - подростки не уверенны в своих силах и самодостаточности;

 - подростки не видят свои недостатки и не способны просить помощь у окружающих;

 - не способны разграничить ошибку и свою личность.

Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что  на детско-родительских отношениях сказывается  тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку  в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как  свидетельствуют специальные экспериментальные  исследования, наиболее распространёнными  стали явления социальной дезадаптации детей.

Основное влияние на уровень социальной адаптации оказывает психологический микроклимат семьи, детско-родительские отношения.

Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости  от принятой человеческим сообществом  системы ценностей. Представления  о том, каким должен быть ребенок  и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию  и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.

Детско-родительские отношения разными психологами описываются весьма различными терминами. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.

Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок  растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Отношения детей и родителей  необходимо рассматривать в контексте  возраста, динамичность детско-родительских отношений описывается не только с точки зрения возрастных изменений, но и с точки зрения возрастных особенностей родителя. Возраст - это  фактор, который опосредует все отношения  личности, в том числе и отношение  к детям.

В дошкольном возрасте круг общения ребенка расширяется, но родители еще продолжают играть ведущую  роль в развитии поведения ребенка, его самосознания, в формировании повседневных задач и долгосрочных целей. В дошкольном возрасте, как  и в раннем, сохраняется эмоциональная  зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно  обусловливают активность поведения  и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок  сохраняет хорошее эмоциональное  самочувствие, готовность действовать  и преодолевать препятствия и  в случаи неуспеха.

Проанализировав итоги исследований в области влияния семьи на эмоциональное благополучие ребенка, в соответствии с задачами, сформулированными во введении можно сделать следующие выводы:

1. Существует прочная связь между личностью родителя и его отношением к ребенку.

2. Система родитель-ребенок имеет сложную структуру и огромный набор компонентов.

3. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Авдеева, Н.Н. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества / Н.Н.Авдеева, С.Ю. Мещерякова, В.Г. Важников.- М.:Просвещение, 2006. – 123 с.
  2. Адлер, А. Наука жить / А.Адлер - Киев.: Гамма, 2007. – 156 с.
  3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер - М.: Прагма, 2003. - С. 143-148.
  4. Архиреева, Т.В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций / Т.В Архиреева - Иваново: Пресса, 2002. - С. 3 - 6.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Народное образование, 2007. С. 352.
  6. Боулби, Дж. Привязанность / Д.Боулби - М.: Гардарики, 2003. - С. 36-54.
  7. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений / А. Я. Варга. - М.: Педагогика, 2006. - 258 с.
  8. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Л.С. Выготский. - М.: Народное образование, 2008. С.389.
  9. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И. В. Дубровина, М. И. Лисина - М.:Сфера, 2006. - 321 с.
  10. Захаров, А.И. Ребёнок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 2008. – 209 с.
  11. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е.Личко - Львов: Формат, 2007. - 208 с.
  12. Ловинджер, Л. Авторитарная семейная идеология / Л. Ловинджер – М.: Психологпечать, 2009. – 87с.
  13. Сикорский, И.А Психологические основы воспитания / И.А Сикорский– М.: Печать, 2007. – 94с.
  14. Спиваковская, А. С. Как быть родителями / А. С. Спиваковская. – М. : Педагогика , 2006 - 160 с.
  15. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм - М.: Сфера, 2008. - 304 с.
  16. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / К.Хорни - М.: Прогресс: Универс, 2003. – С. 112-120.
  17. Шредер, Б. Социальная идентичность и групповое сознание / Б. Шредер // Психологический журнал.- 2006. - № 1.- С.15.
  18. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Методические рекомендации / Э.Г. Эйдемиллер — М.: Формат, 2007.— 27 с.
  19. Эйнсворт, М. Привязанности за порогом младенчества / М.Эйнсворт – Новосибирск: Графа, 2004. - С. 110-130.
  20. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин - М.: 2007. - 209 с.
  21. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон.- СПб.: Универститетская книга, 2007. – 201 с.
  22. Эриксон, Э.Г. Идентичность: юность и кризис / Э.Г. Эриксон.- СПб.: Универститетская книга,2007. – 134с.

Информация о работе Психологические особенности влияния родительского воспитания на эмоциональное благополучие ребенка