Психологические особенности влияния руководителя на подчиненных (на примере ГБОУ «Школа № 2071»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 14:09, дипломная работа

Краткое описание

Анализ научной литературы по проблеме и результатам поисковых экспериментов, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на взаимоотношения в коллективе.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения литературы рассмотреть теоретико-методологические аспекты руководства;
2. Дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования руководства……7
1.1 Критерии и психологические факторы эффективного руководства…….11
1.1.1 Критерии и факторы эффективного руководства……………………....11
1.1.2 Стиль руководства как фактор эффективности коллектива и одна из характеристик руководителя………………………………………………...….14
1.2.3 Психологические аспекты стимулирования подчиненных…………...…22
1.2 Авторитет руководителя как субъективная сторона управления…………27
1.2.1 Личностные особенности руководителя и их влияние на коллектив……27
1.2.2 Профессиональная этика руководителя…………………………………..34
1.2.3 Управленческое общение…………………………………………………..36
1.2.4 Организаторские способности руководителя и его умение убеждать……………………………………………………………………….......38
2. Эмпирическое изучение психологического влияния руководителя на подчиненных……………………………………………………………..………42
2.1 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири……………..42
2.2 Методика выявления психологического климата в
коллективе………………………………………………………………………….47
Заключение…………………………………………………………………….……47
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

АРНАУТОВА Ю.М..doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, принуждение уступает место убеждению, строит контроль - доверию, подчинение - сотрудничеству, кооперации. Подобное «мягкое управление», нацеленное на создание «управляемой автономии», облегчает естественное применение новых методов руководства. 
Рационально действующий руководитель будет стараться поддерживать разумный баланс власти. Используемая им власть должна быть необходимой и достаточной для достижения целей, но не вызывать у подчиненных ощущения, что ими манипулируют, и не провоцировать их на проявление непокорности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

 

Таблица 1. Диагностика межличностных отношений в бюджетной образовательной организации

 

Авторитарный

Эгоистичный

Агрессивный

Подозрительный

Подчиняемый

Зависимый

Дружелюбный

Альтруист

1

4

5

2

6

5

6

10

3

2

3

2

3

5

9

5

11

4

3

4

2

2

4

5

6

9

4

4

4

4

5

9

2

7

4

0

5

11

10

8

7

0

3

3

0

6

15

10

4

6

1

7

4

3

7

15

8

9

5

1

2

5

1

8

3

3

2

3

10

9

7

5

9

3

2

4

8

7

6

10

2

10

9

5

5

4

5

6

11

4

11

12

8

12

8

3

4

6

6

12

3

5

7

5

7

6

9

11

13

16

10

9

8

8

11

13

12

14

7

7

7

4

4

5

6

8

15

16

9

10

6

3

7

10

11

 

8,33333

0,06596

0,127394

0,141778

0,029648

0,329469

0,03838

0,008683

0,454995


 

В ходе проведенного анкетирования сотрудников и полученных результатов мы пришли к таким выводам:

Руководитель организации выглядит вежливым, бескорыстным, добросердечным, доверчивым. Он слишком снисходителен к окружающим, проявляет заботу об окружающих и старается утешить каждого.

Он строго соблюдает условности и придерживается правил хорошего тона в отношениях со всеми людьми.

Он  настроен на общение, умеет создавать настроение, не забывая при этом о своих интересах.

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 

Методика 1  «Психологический климат в коллективе»  
Данная методика необходима для определения состояния психологического климата в трудовом коллективе. Испытуемому предлагается оценить по 7-балльной системе 25 факторов, характеризующих состояние психологического климата в коллективе. В одной из колонок располагаются факторы, характеризующие идеальный психологический климат (высшая оценка - 7 баллов). В другой колонке находятся факторы, сигнализирующие о том, что в коллективе неудовлетворительный психологический климат (низшая оценка - 1 балл). В средней колонке расположена шкала оценок от 7 до 1, по которой и следует оценить состояние психологического климата коллектива.  
Итоговый результат необходимо оценить в зависимости от расположения суммы оценок в диапазоне от 25 до 175 - чем выше итоговое число, тем благоприятнее климат в коллективе. Оценка может быть индивидуальной, а также коллективной, если сложить оценки всех членов коллектива и получить усредненную.  
Методика была описана и разработана В.И. Шкатуллой, для определения морально-психологического климата в коллективе.  
Критерии оценки полученных результатов.  
Максимальным показателем каждого из составляющих морально-психологического климата коллектива является 9 баллов (100%), минимальным показателем 1 балл (9%).  
Суммарный максимальный показатель всех составляющих морально-психологического климата в коллективе составляет 90 баллов (100%), минимальный 10 баллов (9 %).  
Уровень развития составляющих морально-психологического климата, коллектива в процентном соотношении является;  
- высоким от 70% до 100%;  
- средним от 40% до 69%;  
- низким до 39%.  
По суммарному составляющему уровень их развития составляет:  
- высокий от 70% до 100%;  
- средний от 40% до 69%:  
-  низкий до 39%.

Дружелюбие – это отношение коллег друг к другу. На диаграмме  в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия в коллективах трех корпусов, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива всей образовательной организации в целом.

 

Согласие – это согласованность действий в работе всех членов коллектива каждого корпуса образовательной организации . На диаграмме  в процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива всей образовательной организации в целом.

 

 

 

Удовлетворенность работой, результатами работы, отношениями с коллегами, финансовым результатом трудовой деятельности. На диаграмме  в процентном соотношении представлены результаты исследования удовлетворенности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива каждого корпуса.

 

 

Увлеченность – чувство, возникающее при выполнении своей работы, достижении определенных результатов. На диаграмме  в процентном соотношении представлены результаты исследования увлеченности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

 

 

Занимательность – с каким настроением выполняется текущая работа. На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты исследования занимательности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

 

 

 

Успешность – это результат работы, подведение итогов определенных проектов в коллективе, и отдельно каждого члена коллектива. На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты исследования успешности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

 

 

 

Составляющие морально-психологического климата в коллективе

На диаграмме представлены в процентном соотношении результаты исследования (суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива.

 

 

 
Таким образом, тестирование показало содержащиеся уровни морально-психологического климата в коллективах:

 

 

1 корпус: высокий - 25%; средний - 35%; низкий - 40%. Это говорит о том, что в коллективе низкая   взаимная поддержка и сотрудничество.

 

 

 

2 корпус : высокий - 52%; средний - 38%; низкий - 10%. Это говорит о том, что в коллективе высокая  взаимная поддержка и сотрудничество.

 

3 корпус : высокий - 25%; средний - 50%; низкий - 25%. Это говорит о том, что в коллективе средний уровень  взаимоподдержки  и сотрудничества.

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические особенности влияния руководителя на подчиненных (на примере ГБОУ «Школа № 2071»)