Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 14:09, дипломная работа
Анализ научной литературы по проблеме и результатам поисковых экспериментов, позволил сформулировать основную гипотезу: индивидуально-личностные особенности руководителя влияют на взаимоотношения в коллективе.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения литературы рассмотреть теоретико-методологические аспекты руководства;
2. Дать характеристику основным критериям и психологическим факторам эффективного руководства;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования руководства……7
1.1 Критерии и психологические факторы эффективного руководства…….11
1.1.1 Критерии и факторы эффективного руководства……………………....11
1.1.2 Стиль руководства как фактор эффективности коллектива и одна из характеристик руководителя………………………………………………...….14
1.2.3 Психологические аспекты стимулирования подчиненных…………...…22
1.2 Авторитет руководителя как субъективная сторона управления…………27
1.2.1 Личностные особенности руководителя и их влияние на коллектив……27
1.2.2 Профессиональная этика руководителя…………………………………..34
1.2.3 Управленческое общение…………………………………………………..36
1.2.4 Организаторские способности руководителя и его умение убеждать……………………………………………………………………….......38
2. Эмпирическое изучение психологического влияния руководителя на подчиненных……………………………………………………………..………42
2.1 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири……………..42
2.2 Методика выявления психологического климата в
коллективе………………………………………………………………………….47
Заключение…………………………………………………………………….……47
Список использованной литературы………………………
Таким
образом, принуждение уступает место убеждению,
строит контроль - доверию, подчинение
- сотрудничеству, кооперации. Подобное
«мягкое управление», нацеленное на создание
«управляемой автономии», облегчает естественное
применение новых методов руководства.
Рационально действующий руководитель
будет стараться поддерживать разумный
баланс власти. Используемая им власть
должна быть необходимой и достаточной
для достижения целей, но не вызывать у
подчиненных ощущения, что ими манипулируют,
и не провоцировать их на проявление непокорности.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 1. Диагностика межличностных отношений в бюджетной образовательной организации
Авторитарный |
Эгоистичный |
Агрессивный |
Подозрительный |
Подчиняемый |
Зависимый |
Дружелюбный |
Альтруист | |
1 |
4 |
5 |
2 |
6 |
5 |
6 |
10 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
5 |
9 |
5 |
11 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
4 |
5 |
6 |
9 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
9 |
2 |
7 |
4 |
0 |
5 |
11 |
10 |
8 |
7 |
0 |
3 |
3 |
0 |
6 |
15 |
10 |
4 |
6 |
1 |
7 |
4 |
3 |
7 |
15 |
8 |
9 |
5 |
1 |
2 |
5 |
1 |
8 |
3 |
3 |
2 |
3 |
10 |
9 |
7 |
5 |
9 |
3 |
2 |
4 |
8 |
7 |
6 |
10 |
2 |
10 |
9 |
5 |
5 |
4 |
5 |
6 |
11 |
4 |
11 |
12 |
8 |
12 |
8 |
3 |
4 |
6 |
6 |
12 |
3 |
5 |
7 |
5 |
7 |
6 |
9 |
11 |
13 |
16 |
10 |
9 |
8 |
8 |
11 |
13 |
12 |
14 |
7 |
7 |
7 |
4 |
4 |
5 |
6 |
8 |
15 |
16 |
9 |
10 |
6 |
3 |
7 |
10 |
11 |
8,33333 0,06596 |
0,127394 |
0,141778 |
0,029648 |
0,329469 |
0,03838 |
0,008683 |
0,454995 |
В ходе проведенного анкетирования сотрудников и полученных результатов мы пришли к таким выводам:
Руководитель организации выглядит вежливым, бескорыстным, добросердечным, доверчивым. Он слишком снисходителен к окружающим, проявляет заботу об окружающих и старается утешить каждого.
Он строго соблюдает условности и придерживается правил хорошего тона в отношениях со всеми людьми.
Он настроен на общение, умеет создавать настроение, не забывая при этом о своих интересах.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Методика 1 «Психологический климат в
коллективе»
Данная методика необходима для определения
состояния психологического климата в
трудовом коллективе. Испытуемому предлагается
оценить по 7-балльной системе 25 факторов,
характеризующих состояние психологического
климата в коллективе. В одной из колонок
располагаются факторы, характеризующие
идеальный психологический климат (высшая
оценка - 7 баллов). В другой колонке находятся
факторы, сигнализирующие о том, что в
коллективе неудовлетворительный психологический
климат (низшая оценка - 1 балл). В средней
колонке расположена шкала оценок от 7
до 1, по которой и следует оценить состояние
психологического климата коллектива.
Итоговый результат необходимо оценить
в зависимости от расположения суммы оценок
в диапазоне от 25 до 175 - чем выше итоговое
число, тем благоприятнее климат в коллективе.
Оценка может быть индивидуальной, а также
коллективной, если сложить оценки всех
членов коллектива и получить усредненную.
Методика была описана и разработана В.И.
Шкатуллой, для определения морально-психологического
климата в коллективе.
Критерии оценки полученных результатов.
Максимальным показателем каждого из
составляющих морально-психологического
климата коллектива является 9 баллов
(100%), минимальным показателем 1 балл (9%).
Суммарный максимальный показатель всех
составляющих морально-психологического
климата в коллективе составляет 90 баллов
(100%), минимальный 10 баллов (9 %).
Уровень развития составляющих морально-психологического
климата, коллектива в процентном соотношении
является;
- высоким от 70% до 100%;
- средним от 40% до 69%;
- низким до 39%.
По суммарному составляющему уровень
их развития составляет:
- высокий от 70% до 100%;
- средний от 40% до 69%:
- низкий до 39%.
Дружелюбие – это отношение коллег друг к другу. На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия в коллективах трех корпусов, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива всей образовательной организации в целом.
Согласие – это согласованность действий в работе всех членов коллектива каждого корпуса образовательной организации . На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива всей образовательной организации в целом.
Удовлетворенность работой, результатами работы, отношениями с коллегами, финансовым результатом трудовой деятельности. На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты исследования удовлетворенности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива каждого корпуса.
Увлеченность – чувство, возникающее при выполнении своей работы, достижении определенных результатов. На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты исследования увлеченности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Занимательность – с каким настроением выполняется текущая работа. На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты исследования занимательности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Успешность – это результат работы, подведение итогов определенных проектов в коллективе, и отдельно каждого члена коллектива. На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты исследования успешности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Составляющие морально-психологического климата в коллективе
На диаграмме представлены в процентном соотношении результаты исследования (суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива.
Таким образом, тестирование показало
содержащиеся уровни морально-психологического
климата в коллективах:
1 корпус: высокий - 25%; средний - 35%; низкий - 40%. Это говорит о том, что в коллективе низкая взаимная поддержка и сотрудничество.
2 корпус : высокий - 52%; средний - 38%; низкий - 10%. Это говорит о том, что в коллективе высокая взаимная поддержка и сотрудничество.
3 корпус : высокий - 25%; средний - 50%; низкий - 25%. Это говорит о том, что в коллективе средний уровень взаимоподдержки и сотрудничества.