Психологические особенности внимания и памяти человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия.

Содержание

Внимание 3
Виды внимания 3
Непроизвольное внимание 4
Произвольное внимание 5
Волевая регуляция внимания 7
2. Память 9
Основные виды памяти и их характеристика 9
Сущность процессов памяти 11
Характеристика процессов памяти 12
Индивидуальные особенности памяти 14
Типология видов памяти 15

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности внимания и памяти человека Word.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

- образная память;

- словесно-логическая память;

- двигательная (моторная) память;

- эмоциональная память.

Образная память - это  запоминание, сохранение и воспроизведениеобра-зов  ранее воспринимавшихся предметов  и явлений действительности. В  образной памяти различают следующие  подвиды:

-зрительную;

- слуховую;

-осязательную;

-обонятельную;

-вкусовую.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид  памяти присущ только человеку. Животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них  отсутствует.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и  воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки  и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и профессиональных навыков). Установлено, что мысленное  представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих  мышц.

Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Пережитые  человеком положительные и отрицательные  эмоции не исчезают бесследно. Они запоминаются посредством эмоциональной памяти. Эмоциональная память имеет очень  большое значение в формировании личности человека. Пережитые и сохраненные  эмоции выступают как побудительные  силы к совершению и отказу от того или иного поступка. Эмоциональная  память - важнейшее условие духовного  развития человека.

Сущность процессов памяти

То, что обычно мы называем памятью, вовсе не представляет собой  чего-либо однородного, но на самом  деле заключается в себе ряд сложных  моментов. Прежняя психология насчитывала  четыре таких момента, называя первым само закрепление реакции, то есть наличие  первого следа от данного раздражения. Этот момент присущ, вероятно, всем решительно раздражителям, которые проходят через  наш мозг.

Второй момент процесса памяти заключается в том, что по известному сигналу испытуемый производит заученное  движение или произносит нужное слово. Так если испытуемый произносит несколько  раз стихотворение, держа перед  глазами книжку, то моментом воспроизведения  реакций мы будем называть тот, когда  эти реакции сумеют у него возникать  без наличия соответствующих  раздражителей, то есть когда стихотворение  сможет быть произнесено без наличия  книги. Но мы прекрасно знаем, что  никакая реакция без наличия  раздражителей невозможна, следовательно, и воспроизведение которое означает в сущности реакцию, всегда для своего возникновения нуждается в известных  раздражителях. Каковы же будут эти  раздражители в данном случае? Все  дело сводится, очевидно, к тому, что  процесс воспроизведения реакции  в качестве своего основного толчка подчиняется внутреннему раздражителю. Затем все части воспроизводимых  реакций связываются между собой  так, что ответ на одну реакцию  служит раздражителем для следующей. Это чрезвычайно легко видеть на простейшем примере, когда, забыв какую-нибудь строчку, мы начинаем читать стихотворение с самого начала, и тогда предшествующая строчка сама вызывает не достающую. Таким образом, второй момент сводится к установлению связей между внутренним раздражителем и данной группой, реакций, с одной стороны, и между отдельными членами группы, с другой.

Третий момент в процессе памяти так называемый момент узнавания, который сводится к тому, что воспроизведенная реакция осознается нами как уже  бывшая. В данном случае речь идет о  том, что к воспроизведенной реакции  присоединяется новая реакция, которая  как бы отождествляет воспроизведенную реакцию с бывшей прежней.

Наконец, на четвертом месте  должен быть поставлен последний  момент, в сущности представляющий собой опять совершенно новую  реакцию - момент локализации, то есть нахождение места и времени и  той связи обстоятельства, в которых  проявилась данная реакция. Нам должно быть совершенно понятно, почему каждый из этих моментов может существовать совершенно раздельно, без остальных. Причиной этого является то, что  перед нами совершенно разные роды деятельности памяти.

Характеристика процессов  памяти

Запоминание. Первоначальная форма запоминания- так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, то есть запоминание без  заранее поставленной цели, без использования  каких-либо приемов. Это простое  запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения  в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы  после себя, хотя степень их прочности  бывает различна. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек  встречается в жизни, окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной  цели, и так далее, хотя не все  они запоминаются одинаково хорошо.

Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека, все, что связано  с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему. От произвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель запомнить то, что намечено, и использовано. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, заполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, то есть многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и так далее. Поставленная цель - запомнить, играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания.

Одной из основных задач  психологической науки с самого начала было измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой  он может запомнить материал, и  время, в течение которого он может  удерживать материал. Эта задача не является простой. Измеряя память, необходимо принять все меры, чтобы объем  материала, который запоминают испытуемые, не был уложен в определенные смысловые  структуры. Задача измерения объема памяти в ее наиболее чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал испытуемому  ряд бессмысленных слогов, которые  давали наименьшие возможности для  осмысления. Предлагая испытуемому  запомнить 10 -12 слогов и отмечая число  удержанных членов ряда, Эббингауз  принял это число за объем “  чистой ” памяти. Первым и главным  результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека.

Оказалось, что в среднем  человек легко запоминает после  первого чтения 5 -7 отдельных элементов, это число значительно колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4 -5 изолированных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются  в состоянии сразу после первого  чтения удержать 7 -8 изолированных и  бессмысленных элементов. В целом  необходимо отметить, что как объем  памяти, так и прочность запоминания  зависят от многих условий.

Индивидуальные особенности  памяти

Закрепление и воспроизведение  реакций, как и все остальные  формы поведения, не представляют собой  постоянную величину, но сильно колеблются в зависимости от возраста, пола и индивидуальности. В частности, память принято различать со стороны  быстроты и прочности запоминания. Джейм сравнивает в этом отношении  память различных людей с воском и желе, так как и там и  здесь благодаря пластичности вещества легко и быстро получается нужный отпечаток, но если воск не удерживает, с желе он быстро исчезает. Далее, память варьирует в смысле объема, то есть количества закрепленных реакций, длительности того срока, в течение которого сохраняется  закрепленная реакция, точности и так  далее. Все эти стороны имеют  при различного рода закреплениях далеко не одинаковую важность. Иной раз нам  важно получить продолжительное, но не особенно точное запоминание, другой раз, напротив, необходимо иметь наиболее точное, но не особенно длительное запоминание. Для педагога важно всякий раз  отдавать себе отчет в том, какое  именно запоминание он рассчитывает получить на этот раз, потому что, как  мы увидим ниже, от этого зависят  характер и результаты запоминания. У детей память развивается не сразу, и в первой стадии ребенок  является, по выражению Штерна, существом  настоящего времени. Несколько позже  память начинает развиваться у детей, но все же непосредственная память у детей слабее, чем у взрослых. Эббингауз проделавший экспериментальное  исследование памяти при помощи заучивания бессмысленных слогов, нашел, что  в 8 -10 лет дети способны воспроизвести в полтора раза меньше слогов непосредственно после заучивания, чем люди в 18 -20 лет. Такие же результаты получил Бине, исследуя память трех классов школы.

Младший класс дал 75% ошибочных  ответов, средний 69% и старший 50%.

Согласно всем данным, следует  думать, что память растет и развивается  в детском возрасте, доходя до высшей точки, по Лейману, в 25 лет, но после  начинает медленно понижаться.

Типология видов памяти

Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. Существенно знать ее специфические качества и особенности. Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи -двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в запоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ, у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления, у третьего- двигательные, текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдается смешанные, зрительно - слуховой типы памяти.

У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания  предметов и словесно - двигательный при запоминании словесного материала.

Далее память у людей различается:

-по быстроте запоминания,

-по его прочности или длительности,

-по количеству или объему запоминаемого материала,

-по точности.

В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

Наконец, нужно различать  более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у Фрейда.) и более опосредованный, основанный на хорошей организации  навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй прочнее. Первый по преимуществу образный, второй - речевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Общая психология. - СПб., 2000. - 000с.
  2. Рогов. Курс лекций. 2000 г
  3. Рубинштейн. Основы общей психологии 2000 г

 

 


Информация о работе Психологические особенности внимания и памяти человека