Психологические особенности изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:14, реферат

Краткое описание

Влияние, которое искусство оказывает на человека, рассматривается психологами в трех теоретических концепциях: восприятие искусства, чувство, воображение или фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» - духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности формирования творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности.docx

— 24.89 Кб (Скачать файл)

Психологические особенности формирования творческих способностей современного подростка  на примере изобразительной  деятельности

В. Н. Саданова

Влияние, которое  искусство оказывает на человека, рассматривается психологами в  трех теоретических концепциях: восприятие искусства, чувство, воображение или  фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» - духовное очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.

Художественные  произведения, являясь духовным продуктом, влияют на духовность человека, развивая его эмоционально-волевую сферу (чувства, волю) и познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображения). Искусство, по мнению многих исследователей, оказывает воздействие на деятельность человека, в каком бы направлении она не развивалась. Огромное значение имеют данные положения при формировании специалиста в области искусства.

Подчеркнем, что  в силу своей специфики занятия  одним из видов искусства, в том  числе и изобразительным, требуют  особого подхода и специальной  организации, а также, в связи  с диалектическим началом, системности  и непрерывности. Естественно, что  их нельзя рассматривать без опоры  на психологические особенности  личности. Ее проявление в деятельности, общении и творчестве, на специфику  личностных познавательных процессов, в том числе и интересующим нас подростковом возрасте.

Сложность и  проблема изучения развития и формирования творческих способностей в подростковом возрасте обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих природу и проявление творческих способностей.

Исследователи данной проблемы определяют три основные группы, объединяющие эти факторы. Первая группа включает природные задатки  и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Вторая объединяет в себя все формы влияния  социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа - это зависимость развития творческих способностей от характера и структуры  деятельности.

Решение данной проблемы имеет особое значение в  отношении старшего школьного возраста, так как именно этот возраст является благоприятным периодом для развития творчества как устойчивой характеристики личности. Это обосновано рядом экспериментальных  исследований, выявившим «всплеск»  проявлений творческих способностей именно в старшем школьном возрасте (Д. Б. Богояв-ленская, В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич [1, 2, 3]). Именно в старших классах проблема развития творческих способностей стоит наиболее остро, так как само творчество включает в себя способность к самоизменению, самовыражению, яркой эмоциональной подвижности. Сталкивая личность подростка с множеством сложных, порой противоречивых жизненных ситуаций, ранний юношеский возраст стимулирует и активизирует проявление творческих способностей.

Главная особенность  данного возраста - это осознание  собственной индивидуальности непохожести, неповторимости. Для учащихся старших  классов личностные качества становятся особой ценностью. Также важны ситуации, связанные с напряжением и  риском. Заметное развитие получают волевые  черты характера и усиление индивидуальных различий между подростками. Если весьма значительная часть юношей характеризуется  отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует и другая часть подростков, которая проявляет  подлинный интерес к творчеству и учебе. Старшеклассник может осознано ставить перед собой творческую или учебную задачу, выполнять  её.

В развитии художественного  творчества подросток сталкивается с определенными трудностями. Изобразительная  деятельность не должна носить массовый и всеобщий характер, но по-прежнему имеет огромное культивирующее значение, расширяет кругозор, углубляет чувства  подростка.

При исследовании вопроса о формировании и развитие творческих способностей у современного подростка огромную роль играет социальная среда, в которой находится подросток. И хотя среда «не создает», а  проявляет талант, ей отводится 95% влияния  на формирование разных вариаций креативности и только 5% -наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким творческим потенциалом.

Следующими важнейшими психологическими процессами, которые  регулируют творческую деятельность, по мнению исследователей, являются мышление и восприятие.

К концу подросткового  возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и  классифицировать высказывания, независимо от их содержания, по их логическому  типу. Пиаже указывает на сильную  склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение  философскими построениями и т. д.

Объем внимания, способность длительно сохранять  его интенсивность и переключать  с одного предмета на другой с возрастом  увеличиваются. Вместе с тем внимание становится избирательным, зависящим  от направленности интересов. Подростки  и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую  скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться  и отвлекаться от каких-то раздражителей - одна из главных причин плохой успеваемости, - отмечают психологи (И. С. Кон). Это  же порождает и такие проблемы ранней юности, как пьянство, наркомания и безудержная погоня за удовольствиями (Д. Хемилтон).

Развитие интеллекта тесно связано с развитием  творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший  компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного  мышления, которое предполагает, что  на один и тот же вопрос может  быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие  от конвергентного мышления, ориентирующего на однозначное решение, снимающего проблему как таковую).

Значимость восприятия для творческого процесса подчеркивается и при рассмотрении восприятия в  качестве источника получения и  хранения информации. Для создания нового необходимо опираться на нечто  известное, иметь в памяти достаточно обширный материал, чтобы свободно им оперировать. Более того, у подростка  в изобразительной деятельности восприятие носит зрительную установку. «Подросток становится все более  зрителем, созерцающим мир со стороны, умственно испытывающим его как  сложное явление, воспринимающим в  этой сложности не столько уже  многообразие и наличность вещей, сколь  отношения между вещами, их изменения» [4]. Меняется не только тип восприятия рисунка (он становится более детально проработанным), но и живописное восприятие. Живопись от открытых контрастных цветов переходит к более тонкой, сложной  цветовой гамме.

Другой психологический  процесс, тесно связанный с процессом  творчества, - процесс воображения. Воображение присуще каждому  человеку, но отличаются люди по его  направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс  в детстве и в раннем подростковом возрасте, постепенно он утрачивает свою яркость и силу. По мнению ряда авторов, это происходит за счет того, что  в период обучения эта функция  утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить некое правило  или информацию, воображение и  фантазия не нужны. Подросток помещен  в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а  вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано  с деятельностью ребенка. Поэтому  отправной точкой для развития воображения  может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка  в решение какой-то проблемы, задачи.

В изобразительном  искусстве подростку уже недостаточно иметь одной деятельности творческого  воображения, его не удовлетворяет  рисунок, сделанный как-нибудь, для  воплощения его творческого воображения  ему необходимо приобрести специальные  профессиональные, художественные навыки и умение.

Кроме того, как  отмечал Л. С. Выготский, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение [5].

Педагогический  вывод, который можно сделать, заключается  в необходимости расширять опыт подростка, если мы хотим создать  достаточно прочные основы для его  творческой деятельности. Развитие воображения  не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания - оно крайне важно в подростковом возрасте для  успешного разрешения жизненных  конфликтов.

Значительная  роль при развитии художественных способностей у подростков отводится регуляторным процессам, к ним относят чувства  и эмоции, сфера самоконтроля и  саморегуляции. Мотивы и потребность в творчестве, по мнению ряда авторов, формируются под влиянием доминирующих эмоций. К числу эмоций, наиболее часто доминирующих у творческих личностей, относят радость и агрессию. Так, Дж. Гетцельс и Ф. Джексон при исследовании высокотворческих детей отмечают большое количество агрессивных элементов в продуктах творчества. В перечне качеств основными являются два: оптимизм и стремление к доминированию. ISBN 5-9296-0317-0 Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки" № 4. Северо-Кавказский государственный технический университет, http ://www.ncstu.ru

Необходимым психологическим  условием для развития художественных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых  идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной Я-концепции. Подростки, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей, поэтому педагогам необходимо оказать помощь в развитии у подростка позитивного представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к ним, поощрения их деятельности. Кроме этого, в данном возрасте стабилизируются эмоциональные процессы, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет более позитивно воспринимать краски мира.

В процессе развития художественных способностей мы затрагиваем  развитие личности подростка. Поэтому  необходимо четко улавливать особенности  каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам  изобразительной деятельности. Особенность  изобразительного творчества у подростка  связана очень тесно с производственным трудом или с художественным производством. Этот синтез художественного труда  характерен для подросткового юношеского возраста, хотя и остается практически  не изученным.

В данный возрастной период необходимо привлечь внимание подростка к данному виду деятельности, различными формами и видами занятий, такими, как, проектирование, макетирование, конструирование, то есть все то, что  направляет интерес и внимание на новую область, в которой может  проявляться творческое воображение  подростка.

Список  литературы

1. Богоявленская  Д. Б. Психология творческих  способностей. -М., 2000.

2. Дружинин В.  Н. Психология общих способностей. - М.: Академия 1996.

3. ЮркевичВ. С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. -М., 1996.

4. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1975.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. - М., 1996.

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://science.ncstu.ru

1.      Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964. - 304с.

2.      Артамонова О. Предметно-пространственная среда и ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 1. - С. 37-42.

3.      Архип И.А. Изобразительная деятельность как средство коррекционной педагогики // Эстетическое воспитание дошкольников: Сборник научных трудов. - Мурманск: МГПИ, 1993. - С.82-85.

4.      Ахтямова А.А. и др. Психологическая коррекция отношений дошкольников и младших школьников в процессе занятий изобразительным творчеством // Записки практических психологов г. Тверь и области: Сборник № 2. - Тверь: ТГУ, 1996. - С.119-123.

5.      Ахтямова А.А. и др. Коррекция отношений дошкольников и младших школьников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства // Записки практических психологов г. Тверь и области: Сборник № 3. - Тверь: ТГУ, 1996. - С.47-54.

6.      Байкина Л.Г. Повышение творческой активности учащихся средствами цветовых решений в рисовании // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и школьного возраста: Сборник научных трудов. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1986. - С. 117-122.

7.      Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: РГПУ, 1999. - 140с.

8.      Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей формы, цвета, звука: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.

Информация о работе Психологические особенности изобразительной деятельности