Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:27, реферат
Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека,но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.
Виды спорта многообразны,но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки.Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения,с одной стороны,характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности,а с другой –спортивного характера личности спортсмена как субъекта этой деятельности.
Реферат по теме:
Психологические особенности спортивной
Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека,но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.
Виды спорта многообразны,но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки.Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения,с одной стороны,характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности,а с другой –спортивного характера личности спортсмена как субъекта этой деятельности.
Спорт, как социальное явление, и как особый вид человеческой деятельности является объектом изучения ряда наук. При этом каждая из них,в том числе и психология,исследует спортивную деятельность под определённым углом зрения,с позиций своих специфических задач, своей методологии.
Изучение психологических особенностей спортивного характера личности спортсмена имеет большое научно-практическое значение: оно должно дать научно апробированный материал для воспитания у спортсмена тех черт и особенностей личности, которые ему необходимы для успешной деятельности в избранном для специализации виде спорта.Аналогично изучение общих и специальных психологических особенностей спортивной деятельности должно дать научно обоснованный материал для построения методов обучения и спортивной тренировки.
Характер спортсмена,ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности,в которых он принимает участие. Спортсмены занимаются не только спортом.На развитие их личностного характера влияют трудовая и общественная деятельность,обучение и образование,художественное воспитание.К этому надо добавить влияние различных взаимоотношений,в которые спортсмены вступают с другими людьми в быту и в процессе всех видов деятельности,а также массовых средств информации– театра, кино,радио, научной и художественной литературы и т.д.
В
результате совокупного влияния
всех этих факторов у спортсмена складываются
определенные черты его мировоззрения,
Поскольку влияние этих факторов на разных людей в той или другой степени различно и никогда не совпадает,характер спортсмена,как и всякого другого человека,всегда индивидуальна и неповторима.
Только абстрагируясь от других разнообразных видов деятельности и сосредоточивая свое внимание лишь на спортивной деятельности,можно определить те черты личности,которые характеризуют человека как спортсмена и развились у него в результате занятий именно спортивной деятельностью.
Спорт
– это специфический вид
На развитие психологических особенностей личности спортсмена он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям.Главными из этих особенностей являются:
1)
соревновательный характер
2)
максимальное напряжение всех
физических и психических сил
спортсмена во время этой
3)
систематическая,длительная,
Волевые усилия и их значение в формировании спортивного характера
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого,хотя бы минимального,волевого усилия.Волевые усилия отличаются от мышечных.Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии,для которого характерно состояние внутреннего напряжения.Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда,когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для его совершения.Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям,которые при этом приходится преодолевать.
Субъективно волевое усилие переживается как особое внутреннее состояние,связанное с преодолением той или иной трудности.Наличие трудностей является обязательным,необходимым условием для проявления волевого усилия.Когда человек действует, не встречая даже самых незначительных препятствий,у него, естественно,отсутствует внутреннее состояние усилия. Величина,или степень волевых усилий и характеризуется теми трудностями,которые преодолеваются с их помощью.В спортивной деятельности волевые усилия могут быть самыми разнообразными по-своему характеру и степени.
Волевые усилия при мышечных напряжениях.Выполнение физических упражнений почти всегда связано с волевыми усилиями. К этим усилиям спортсмена побуждает необходимость совершать в процессе физических упражнений большие или меньшие, но всегда превышающие обычные мышечные напряжения,совершать в разнообразных условиях и именно тогда,когда это надо.Будучи многочисленными и часто повторяемыми,подобные мышечные напряжения,даже незначительные по своей интенсивности,оказывают большое влияние на формирование способностей спортсмена к затрате волевых усилий. Вот почему всякое учебное и тренировочное занятие, требующее сосредоточения внимания, есть в то же время и упражнение по воспитанию способности спортсмена к волевым усилиям.Большое значение при этом имеет борьба с отвлечением внимания, когда те или иные внешние раздражения,чувства или представления стремятся целиком заполнить собой наше сознание и тем самым отвлекают нас от выполняемой работы. Регулируя(по длительности и интенсивности)трудность заданий, требующих от занимающихся напряжения внимания, тренер тем самым воспитывает у них способность к волевым усилиям.
Волевые
усилия, связанные с преодолением
утомления и чувства усталости.
Волевые усилия, связанные с соблюдением режима, могут быть крайне разнообразными.Соблюдение режима, особенно в начальном периоде тренировки,когда ещё не выработалась привычка к нему, всегда требует значительных усилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить к данному виду занятий точно в установленное время и поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени,отведённого на это занятие.Особенностью усилий, связанных с соблюдением режима, является их относительно спокойный, в эмоциональном отношении,характер. Они допускают различные формы смены занятий и детальную дозировку по количеству материала,скорости работы,её продолжительности и пр. Всё это в умелых руках тренера превращает такого рода напряжения в прекрасное средство воспитания способности к волевым усилиям.
Волевые
усилия, связанные с преодолением
опасности и риска. Их особенность-
сильная эмоциональная насыщенность,поскольку
они направляются на борьбу с отрицательными
эмоциональными состояниями:страхом,
робостью,растерянностью,
В литературе по спортивной психологии выделяются разнообразные перечни спортивно- волевых качеств личности. Они весьма различны по составу и количеству волевых черт.Причина такого положения в том, что состав спортивно-волевых качеств обычно определяется умозрительно,без экспериментальной проработки.
Особенности эмоциональных переживаний в спорте.
Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность — это одно из важнейших условий положительного влияния спорта на личность человека. Но эмоциональные переживания в спорте, как и все другие эмоции, могут быть стеническими и астеническими и оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на органические процессы и поведение человека.
Среди большого разнообразия эмоций, проявляющихся в процессе спортивной деятельности можно отметить следующее:
1.
Эмоциональные переживания,
2.
Эмоциональные переживания,
И наоборот, в случае травматических повреждений или даже просто неудачной попытки при выполнении трудного упражнения, которыми иногда заканчиваются спортивные занятия, могут вызвать астенические эмоциональные переживания: неуверенность, боязнь, заторможенность и пр. Переживаемые при выполнении опасных физических упражнений стеническое чувство успеха часто имеет в своей основе преодоление страха, вызванного выполнением спортивных действий в сложных и трудных условиях. У опытного спортсмена, в совершенстве владеющего спортивной техникой, сознание опасности и сопровождающее его чувство страха не дезорганизуют поведение, а, наоборот, вызывают прилив сил, направленных на преодоление опасности. В этих случаях у спортсмена возникает стремление ещё и ещё раз испытать своеобразное чувство риска, в котором элемент страха вызывает удовольствие, поскольку он сопровождается сознанием собственного умения и силы, способных преодолеть опасное препятствие.
3.
Эмоциональные переживания,
Эмоциональные состояния во время спортивных состязаний часто характеризуются наличием сильного возбуждения, получившего название "спортивной злости" и имеющего огромное динамогенное значение. Во время этого состояния спортсмен ощущает в себе колоссальную силу, не чувствует усталости, все его психические процессы обострены, он проявляет способность к очень быстрым и сильным реакциям.
4.
Эстетические эмоции. Чаще всего
они бывают связаны с
5.
Нравственные чувства,
Таким образом, для спортивной деятельности характерны:
а) яркие и сильные эмоциональные переживания, глубоко захватывающие личность спортсмена и оказывающие огромное влияние на его деятельность; одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать тем из них, которые носят астенический характер;
б) разнообразие эмоциональных переживаний, охватывающих самые различные по качеству эмоции — от простых физических чувств, связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в основе которых лежит общность интересов, сплачивающих спортивных коллектив в единое целое;
Информация о работе Психологические особенности изучения спортивного характера