Психологические особенности изучения спортивного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека,но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.
Виды спорта многообразны,но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки.Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения,с одной стороны,характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности,а с другой –спортивного характера личности спортсмена как субъекта этой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по теме Психология.docx

— 32.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

                     Реферат по теме:

 

Психологические особенности спортивной               деятельности.

 

 

 

 

 

 

                                                  Выполнил студент 2 курса 5 группы

                                                                                          Смирнов Виталий

 

 

 

 

Спорт занимает большое место в жизни  современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека,но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.

Виды  спорта многообразны,но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки.Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения,с одной стороны,характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности,а с другой –спортивного характера личности спортсмена как субъекта этой деятельности.

Спорт, как социальное явление, и как  особый вид человеческой деятельности является объектом изучения ряда наук. При этом каждая из них,в том числе и психология,исследует спортивную деятельность под определённым углом зрения,с позиций своих специфических задач, своей методологии.

Изучение  психологических особенностей спортивного  характера личности спортсмена имеет  большое научно-практическое значение: оно должно дать научно апробированный материал для воспитания у спортсмена тех черт и особенностей личности, которые ему необходимы для успешной деятельности в избранном для  специализации виде спорта.Аналогично изучение общих и специальных психологических особенностей спортивной деятельности должно дать научно обоснованный материал для построения методов обучения и спортивной тренировки.

Характер  спортсмена,ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности,в которых он принимает участие. Спортсмены занимаются не только спортом.На развитие их личностного характера влияют трудовая и общественная деятельность,обучение и образование,художественное воспитание.К этому надо добавить влияние различных взаимоотношений,в которые спортсмены вступают с другими людьми в быту и в процессе всех видов деятельности,а также массовых средств информации– театра, кино,радио, научной и художественной литературы и т.д.

В результате совокупного влияния  всех этих факторов у спортсмена складываются определенные черты его мировоззрения,общественные потребности и интересы,характерные для человека моральные черты личности.

Поскольку влияние этих факторов на разных людей  в той или другой степени различно и никогда не совпадает,характер спортсмена,как и всякого другого человека,всегда индивидуальна и неповторима.

Только  абстрагируясь от других разнообразных  видов деятельности и сосредоточивая свое внимание лишь на спортивной деятельности,можно определить те черты личности,которые характеризуют человека как спортсмена и развились у него в результате занятий именно спортивной деятельностью.

Спорт – это специфический вид деятельности.

На  развитие психологических особенностей личности спортсмена он оказывает особое влияние благодаря только ему  присущим особенностям.Главными из этих особенностей являются:

1) соревновательный характер спортивной  борьбы, направленной на завоевание  рекорда или победы над противником;

2) максимальное напряжение всех  физических и психических сил  спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного  результата;

3) систематическая,длительная,упорная спортивная тренировка,вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия.

Волевые усилия и их значение в  формировании спортивного характера

Всякое  произвольное действие требует для  своего совершения определённого,хотя бы минимального,волевого усилия.Волевые усилия отличаются от мышечных.Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии,для которого характерно состояние внутреннего напряжения.Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда,когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для его совершения.Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям,которые при этом приходится преодолевать.

Субъективно волевое усилие переживается как  особое внутреннее состояние,связанное с преодолением той или иной трудности.Наличие трудностей является обязательным,необходимым условием для проявления волевого усилия.Когда человек действует, не встречая даже самых незначительных препятствий,у него, естественно,отсутствует внутреннее состояние усилия. Величина,или степень волевых усилий и характеризуется теми трудностями,которые преодолеваются с их помощью.В спортивной деятельности волевые усилия могут быть самыми разнообразными по-своему характеру и степени.

Волевые усилия при мышечных напряжениях.Выполнение физических упражнений почти всегда связано с волевыми усилиями. К этим усилиям спортсмена побуждает необходимость совершать в процессе физических упражнений большие или меньшие, но всегда превышающие обычные мышечные напряжения,совершать в разнообразных условиях и именно тогда,когда это надо.Будучи многочисленными и часто повторяемыми,подобные мышечные напряжения,даже незначительные по своей интенсивности,оказывают большое влияние на формирование способностей спортсмена к затрате волевых усилий. Вот почему всякое учебное и тренировочное занятие, требующее сосредоточения внимания, есть в то же время и упражнение по воспитанию способности спортсмена к волевым усилиям.Большое значение при этом имеет борьба с отвлечением внимания, когда те или иные внешние раздражения,чувства или представления стремятся целиком заполнить собой наше сознание и тем самым отвлекают нас от выполняемой работы. Регулируя(по длительности и интенсивности)трудность заданий, требующих от занимающихся напряжения внимания, тренер тем самым воспитывает у них способность к волевым усилиям.

Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.В этом случае волевые усилия направляются на преодоление мышечной инертности,заторможенности,иногда несмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах.

Волевые усилия, связанные с соблюдением  режима, могут быть крайне разнообразными.Соблюдение режима, особенно в начальном периоде тренировки,когда ещё не выработалась привычка к нему, всегда требует значительных усилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить к данному виду занятий точно в установленное время и поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени,отведённого на это занятие.Особенностью усилий, связанных с соблюдением режима, является их относительно спокойный, в эмоциональном отношении,характер. Они допускают различные формы смены занятий и детальную дозировку по количеству материала,скорости работы,её продолжительности и пр. Всё это в умелых руках тренера превращает такого рода напряжения в прекрасное средство воспитания способности к волевым усилиям.

Волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска. Их особенность- сильная эмоциональная насыщенность,поскольку они направляются на борьбу с отрицательными эмоциональными состояниями:страхом, робостью,растерянностью,смущением и пр.

В литературе по спортивной психологии выделяются разнообразные перечни  спортивно- волевых качеств личности. Они весьма различны по составу и количеству волевых черт.Причина такого положения в том, что состав спортивно-волевых качеств обычно определяется умозрительно,без экспериментальной проработки.

Особенности эмоциональных  переживаний в спорте.

Спортивная  деятельность отличается сильными и  яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность  — это одно из важнейших условий  положительного влияния спорта на личность человека. Но эмоциональные переживания  в спорте, как и все другие эмоции, могут быть стеническими и астеническими  и оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние  на органические процессы и поведение человека.

Среди большого разнообразия эмоций, проявляющихся  в процессе спортивной деятельности можно отметить следующее:

1. Эмоциональные переживания, связанные  со значительными изменениями,  наступающими в жизнедеятельности  организма в процессе спортивных  занятий. Повышенная мышечная  активность, составляющая характерную  и необходимую особенность спортивных  занятий, если они протекают  нормально, всегда сопровождается  образным состоянием эйфории  (повышенной оживлённости действий, речи и т. п.), стеническими чувствами  бодрости и жизнерадостности. В  случаях перетренировки та же  мышечная активность вызывает  астенические эмоции: упадок сил,  неудовольствие и др.

2. Эмоциональные переживания, связанные  с высоким уровнем совершенства  в выполнении технически сложных,  трудных и опасных физических  упражнений. Эти эмоции отражают  состояние повышенной общей работоспособности  организма, переживание успеха  в выполнении данного действия  и вызванное этим сознание  личного превосходства: приятно  ощущать себя сильным, ловким, смелым, отважным, выносливым, уверенными в своих силах, способным выполнить не всякому доступное трудное упражнение. Эти чувства соотносятся со способностью спортсмена направлять большие усилия воли, направленные на преодоление значительных трудностей, что является существенной чертой его характера, мерилом, с помощью которого не только сам спортсмен, но и окружающие оценивают его личное достоинство. Достаточно указать на то, как вырастает не только в чужих глазах, но и в своих собственных спортсмен, успешно решивший спортивную задачу, потребовавшую больших волевых усилий.

И наоборот, в случае травматических повреждений или даже просто неудачной попытки при выполнении трудного упражнения, которыми иногда заканчиваются спортивные занятия, могут вызвать астенические эмоциональные переживания: неуверенность, боязнь, заторможенность и пр. Переживаемые при выполнении опасных физических упражнений стеническое чувство успеха часто имеет в своей основе преодоление страха, вызванного выполнением спортивных действий в сложных и трудных условиях. У опытного спортсмена, в совершенстве владеющего спортивной техникой, сознание опасности и сопровождающее его чувство страха не дезорганизуют поведение, а, наоборот, вызывают прилив сил, направленных на преодоление опасности. В этих случаях у спортсмена возникает стремление ещё и ещё раз испытать своеобразное чувство риска, в котором элемент страха вызывает удовольствие, поскольку он сопровождается сознанием собственного умения и силы, способных преодолеть опасное препятствие.

3. Эмоциональные переживания, связанные  с ходом спортивной борьбы. Эти  эмоции всегда имеют очень  напряжённый характер, в них отражается  большие усилия, направленные на  достижение победы или наилучшего  результата. По своей интенсивности  они намного превышают те эмоциональные  состояния, которые доступны человеку  в его обычной повседневной  деятельности. Нередко они получают  своеобразное отражение в мимике  эмоционального напряжения. В процессе  спортивной борьбы при удачном  выполнении ответственного приёма (например, когда футбольный мяч  забит в ворота противника) эмоциональное переживание успеха может достигнуть степени бурного аффекта радости. При неудачах нередко наступает чувство растерянности, упадка сил, неуверенности в себе.

Эмоциональные состояния во время спортивных состязаний часто характеризуются наличием сильного возбуждения, получившего  название "спортивной злости" и  имеющего огромное динамогенное значение. Во время этого состояния спортсмен ощущает в себе колоссальную силу, не чувствует усталости, все его психические процессы обострены, он проявляет способность к очень быстрым и сильным реакциям.

4. Эстетические эмоции. Чаще всего  они бывают связаны с восприятием  ритма движений, красоты их формы  и других сторон, характеризующих  совершенство выполнения физического  упражнения. Эти чувства возникают  при занятиях гимнастикой, фигурном  катании на коньках и т. п.  Большое эстетическое значение  имеют чувства, вызываемые восприятием  внешней обстановки, в которой  протекают спортивные занятия  или соревнования. Её торжественность,  красивое внешнее оформление  места занятий, одинаковая форма,  в которую одеты участники,  присутствие многочисленных зрителей, их внимательность, заинтересованность  — всё это создаёт у участников  соревнований приподнятое эмоциональное  состояние и желание добиться  успеха, показать с самой лучшей  стороны свою спортивную подготовленность. Когда же внешняя обстановка  спортивных соревнований слишком  обыденна, это может привести  к появлению у спортсмена астенических  эмоциональных переживаний.

5. Нравственные чувства, связанные  с глубоким сознанием общественного  значения своей спортивной деятельности (ответственность перед коллективом за свои успехи и неудачи в спортивном состоянии чувства гордости и т. п.). Они являются могучим стимулом мобилизации всех сил спортсмена на преодоление трудностей. Исход спортивной борьбы очень часто зависит от нравственных чувств и стремлений спортсмена. Этому помогает чувство ответственности перед коллективом. Спортсмен, обладающий этим чувством, никогда не откажется от борьбы за интересы своего коллектива, какой бы трудной эта борьба ни была.

Таким образом, для спортивной деятельности характерны:

а) яркие и сильные эмоциональные  переживания, глубоко захватывающие  личность спортсмена и оказывающие  огромное влияние на его деятельность; одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и  противодействовать тем из них, которые  носят астенический характер;

б) разнообразие эмоциональных переживаний, охватывающих самые различные по качеству эмоции — от простых физических чувств, связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в  основе которых лежит общность интересов, сплачивающих спортивных коллектив  в единое целое;

Информация о работе Психологические особенности изучения спортивного характера