Психологические особенности личностно-профессионального развития студентов в период обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Особую актуальность для теории и практики высшего профессионального образования на сегодняшний день представляет проблема личностного и профессионального развития студентов, формирование готовности к будущей деятельности.
Психологические, медицинские исследования указывают на существование у студентов трудностей в самоопределении, в освоении учебных программ; наличие выраженного состояния психического дискомфорта [45, с.12].
Следует отметить, что не остаются неизменными требования, которые профессии предъявляют к человеку; появляются новые специальности, не имеющие аналогов в прошлом.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ .doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

Методика  для диагностики учебной мотивации  студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация  Н.Ц.Бадмаевой) разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина (см. Приложение 1). К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую  человек считает себя способным. Люди c реалистическим уровнем притязаний отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей и  большей продуктивностью.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую  человек считает себя способным [69].

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям [63, c.12-14].

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей [5].

Совершенно иначе ведут  себя люди, мотивированные на избегание  неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается  не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Индивиды, ориентированные  на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п. [40; 64, c.230].

Опросник  В. К. Гербачевского (см. Приложение 2) предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (см. Приложение 3). Само понятие «самоактуализация» интерпретируется как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала. Наиболее полная самореализация состоит в реализации смысложизненных и ценностных ориентации, то есть имеет место сущностная, аутентичная самореализация - осуществление потребности в самоактуализации как стремление реализовать свои способности и таланты. Такую самореализацию называют самоотдачей, самоосуществлением. Нередки случаи, когда самореализующаяся личность может быть названа самоактуализированной. Такое синонимичное употребление в большей мере может касаться наивысшего уровня [66].

Опросник  структуры темперамента (см. Приложение 4) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Описательная статистика позволила выделить основные группы мотивов, характеризующих процесс  профподготовки и определить их средний  уровень на основе модифицированной методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой [49] (см. Приложение 5; см. Таблицу 2.1).

Таблица 2.1

Диагностика учебной  мотивации студентов (модифицированная методика)

Группы мотивов

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Ср. 
балл

Ранг

Ср. 
балл

Ранг

Ср. 
балл

Ранг

Ср. 
балл

Ранг

Ср. 
балл

Ранг

Коммуникативные мотивы

2,2

5

2,21

7

2,38

7

3,14

6

3,42

5

Мотивы избегания

2,4

3

2,63

4

3,11

3

3,57

2

3,992

2

Мотивы престижа

2,5

1

2,84

1

3,11

4

3,6

1

4,088

1

Профессиональные мотивы

2,25

4

2,72

2

3,09

5

3,38

3

3,704

3

Мотивы творческой самореализации

2,45

2

2,56

5

2,9

6

3,18

5

3,44

4

Учебно-познавательные мотивы

2,17

6

2,69

3

3,36

1

3,23

4

3,402

6

Социальные мотивы

2,17

6

2,4

6

3,12

2

2,93

7

2,2

7


 

Анализ данных таблицы 2.1 позволяет сделать вывод о том, что в мотивационной структуре студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с мотивами престижа. Эти мотивы для студентов старших курсов не являются реально действующими и побудительными, так как они не связаны с близкими профессиональными целями. Но осознание этих целей нуждается в подкреплении процессуальной мотивацией, которая сопровождается эмоциональным отношением студентов к процессу профессиональной подготовки.

В свою очередь, учебно-познавательные мотивы являются доминирующими лишь у студентов на третьем курсе обучения в вузе.

Подводя итоги, необходимо отметить, что результаты изучения мотивационных аспектов профессиональной подготовки являются основой для  дальнейшего совершенствования процесса обучения и саморазвития личности. Результаты исследований могут быть использованы для выявления категорий студентов в зависимости от направленности мотивации (с доминированием внешней или внутренней мотивации); для исследования эффективности процесса профессиональной подготовки с точки зрения поиска резервов и направлений ее совершенствования.

По результатам тестирования для определения уровня притязаний личности по опроснику В. Гербачевского мы определили мотивационную структуру испытуемых. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитали сумму баллов с помощью ключа и правил перевода ответов испытуемых в баллы (см. Рисунок 2.1).

Рис. 2.1. Результаты обработки данных тестирования для определения уровня притязаний личности по опроснику В.Гербачевского

Исходя из данных рисунка 2.1 и сводной таблицы (см. Приложение 5) видно, что на всех курсах обучения в вузе высокие значения отмечены по таким компонентам мотивационной структуры, как «познавательный мотив» (18 баллов на первом курсе, 20 – на втором и пятом, 17 – на четвёртом), «оценка своего потенциала» (19 баллов на первом, 20 – на втором, по 17 – на четвёртом и пятом) Познавательный мотив характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности. Оценка уровня достигнутых результатов соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности. В свою очередь, инициативность выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

На втором курсе доминирует также «мотив самоуважения» (20 баллов), который выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Низкие показатели отмечены по следующим компонентам мотивационной структуры: «значимость результатов» (от 5 баллов на первом курсе до 9 – на пятом), «сложность задания» (8 баллов на втором курсе, по 7 – на третьем и четвёртом курсе и 6 – на пятом) и «оценка уровня достигнутых результатов» (8 баллов на первом курсе, по 7 – на втором и третьем, по 9 – на выпускных курсах). Это компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам. Например, оценка уровня достигнутых результатов соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.

По итогам проведения диагностики самоактуализации личности, используя методику А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ), мы получили результаты, которые отражены в рисунке 2.2 и в сводной таблице (см. Приложение 5).

Рис. 2.2 Результаты диагностики самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ)

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие  выводы:

1) стремление к самоактуализации на первом и втором курсах в наибольшей степени выражено следующими пунктами теста: контактность (60% на первом курсе, 59% - на втором), потребность в познании (55 % на первом курсе, 56% - на втором), автономность и ценности (по 50% на первом курсе и 51% - на втором).

 Высокий балл по шкале «ценности» свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности  и полноты.

Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность  к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

Высокая потребность  в познании характерна для самоактуализирующейся  личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность  к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.

2) к выпускным курсам  прослеживается динамика повышения количества баллов (и соответственно процентов) по следующим шкалам: «самопонимание» (от 45% на первом курсе до 60% - на пятом), «ориентация во времени» (от 43% на первом курсе до 60% - на пятом); и динамика понижения количества баллов по шкале «аутосимпатия» (40% на первом курсе, 33% - на пятом курсе) и «контактность» (60% на первом курсе, 40%  - на пятом курсе).

Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат – это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

Высокий показатель по шкале «самопонимание» свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих.

Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности  личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

Используя опросник структуры темперамента В.М. Русалов (ОСТ), мы получили результаты, которые отражены в рисунке 2.3 и сводной таблице (см. Приложение 5).

Рис. 2.3 Результаты диагностика  структуры темперамента

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:

1) по шкале «энергичность» получены средние значения на 1-4 курсах, а это может означать, что студентам этих курсов свойственны избирательность в проявлении активности, могут относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы; и низкое значение на пятом курсе, в свою очередь низкие значения означают пассивность, общий жизненный тонус низкий, стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо, предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены.

2) шкала «социальная  энергичность»: высокие значения  на первом и пятом курсах (для высоких значений характерно потребность в людях, наличие широкого круга общения, инициативность, социальная активность) и средние значения на втором, третьем и четвёртом курсах (средние значения означают избирательность в контактах; легкость в нахождении общего языка с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам; общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности).

3) по шкале «пластичность» выражена динамика увеличения средних баллов от первого к пятому курсу (от низких значений на первом курсе к высоким значениям на пятом курсе). Низкие значение означают склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности. В свою очередь высокие значения могут являться показателем легкости переключения с одного вида деятельности на другой, быстрого перехода с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.

Информация о работе Психологические особенности личностно-профессионального развития студентов в период обучения