Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:40, контрольная работа
"Психология" — название науки, изучающей явления, закономерности и механизмы психики; произошло из слияния греческих слов "психе" (душа) и "логос" (учение, слово) и означает "наука о душе".
Первое систематическое изложение психологических явлений и фактов было предпринято великим древнегреческим философом Аристотелем в его известном трактате "О душе", в связи с чем Аристотеля считают основателем психологической науки.
Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Введение 3
Психологические основы мышления 4
Логические формы мышления 5
Виды мышления 9
Методы психологического обследования 15
Диогнастические методы 20
Экспериментальные методы 22
Формирующие методы 23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ |
Высшие образовательное государственное учреждение высшего профессионального образования |
Тихоокеанский государственный университет |
Контрольная работа по психологии и педагогике
Тема «Психологические особенности мышления»
Выполнила студентка 1курса
Группы Э(б)зу-22:Кузьмина Олеся
Хабаровск
2012
План
Введение 3
Психологические основы мышления 4
Логические формы мышления
Виды мышления 9
Методы психологического обследования 15
Диогнастические методы 20
Экспериментальные методы 22
Формирующие методы 23
Введение
"Психология" — название
науки, изучающей явления,
Первое систематическое изложение психологических
явлений и фактов было предпринято великим
древнегреческим философом Аристотелем
в его известном трактате "О душе",
в связи с чем Аристотеля считают основателем
психологической науки.
Психология изучает психические процессы,
психические состояния и психические
свойства личности. В своей контрольной работе
я хотела раскрыть основы психологического
мышления и рассказать о них, какие виды
бывают. Методы психологич
исследований - это те приемы и средства,
с помощью которых ученые получают достоверные
сведения, используемые далее для построения
научных теорий и выработки практических
рекомендаций. К основным методам психологического
исследования относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение является одним
из наиболее часто используемых в психологии
исследовательских методов. Наблюдение
может применяться в качестве
самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Психологические основы мышления
Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. «Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом» (И.П.Павлов).
С физиологической точки зрения
процесс мышления представляет собой
сложную аналитико-
Для процесса мышления, прежде всего,
имеют значение те сложные временные
связи, которые образуются между
мозговыми концами
Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления. При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. коды.
Нейронные коды отражают определенную
частоту импульсивной активности нейронов,
участвующих в решении
Логические формы мышления.
В психологической науке различают такие конкретные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения
Рис. 1. Формы мышления
Человеческое мышление - это речевое мышление. Мышление неразрывно связано с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка. Связь мышления и речи наиболее выражена в значениях или понятиях.
Понятие представляет собой основное содержание мышления, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и развития.
Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у понятия существует особого рода “наглядность” - опосредованная, модельная, схематичная, знаковая и т.п. Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия - сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.
Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими (см. рис. 4).
Рис. 2. Классификация понятий
Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
Содержание понятий
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании расширяются” - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.
Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И.Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными (см. рис. 3).
Рис. 3. Классификация суждений
Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты - отличники”. В единичных суждениях - только к одному, например: “Этот ученик плохо выучил урок”.
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедуктивное, по аналогии (см. рис.4).
Рис. 6. Классификация умозаключений
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. ДедуктивнымАналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.
В такой производящей умозаключения мыслительной работе, заключающейся в рассуждениях (и, в частности, предсказаниях), наиболее отчетливо проявляется ее опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение - это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе сужение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что данное вещество горюче” (третье суждение выведено из первых двух). Причем уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.
Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: “все сланцы горючи” (общая, или большая посылка), “данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая посылка).
Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно”.
Виды мышления.
В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
1) наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) словесно-логическое;
4) абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.