Психологические особенности обучения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в нашей стране продолжается период активных социально-экономических перемен, что вызывает изменения и в системе высшего профессионального образования. Одной из ведущих задач современного высшего образования является создание условий для профессионального самоопределения, способствующего эффективному становлению будущего специалиста, обеспечивающего раскрытие его творческого потенциала и самореализацию в обществе.
Современное высшее профессиональное образование - это не только и не столько овладение студентами системой знаний и способами деятельности, сколько развитие личностного опыта, позволяющего им осмыслить возникающие на их пути внутриличностные конфликты и кризисы профессионального развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Психологические основы профессионального самоопределения…………5
2. Психология профессионального становления личности………………….10
2.1. Этапы профессионального пути по Сьюперу…………………..……10
2.2. Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту………………..…11
2.3. Этапы профессионального пути по Е. А. Климову………………….12
3. Психологические особенности обучения студентов………………………16
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованных источников информации………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Психологические основы профессионального самоопределения…………5

2. Психология профессионального  становления личности………………….10

2.1. Этапы профессионального  пути по Сьюперу…………………..……10

2.2. Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту………………..…11

2.3. Этапы профессионального  пути по Е. А. Климову………………….12

3. Психологические особенности  обучения студентов………………………16

Заключение……………………………………………………………………..20

Список использованных источников информации………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в  нашей стране продолжается период активных социально-экономических перемен, что вызывает изменения и в системе высшего профессионального образования. Одной из ведущих задач современного высшего образования является создание условий для профессионального самоопределения, способствующего эффективному становлению будущего специалиста, обеспечивающего раскрытие его творческого потенциала и самореализацию в обществе.

Современное высшее профессиональное образование - это не только и не столько овладение студентами системой знаний и способами деятельности, сколько развитие личностного опыта, позволяющего им осмыслить возникающие на их пути внутриличностные конфликты и кризисы профессионального развития.

Подготовка специалистов в системе профессионального  образования в настоящее время  осуществляется в логике компетентностного  подхода, который предполагает не только обладание определёнными знаниями, умениями и навыками, но и готовность и способность к их применению в различных производственных ситуациях. Работодатели всё активнее включаются в процесс определения содержания компетентностей специалистов как  на этапе профессиональной подготовки в средних и высших профессиональных образовательных учреждений, так  и на этапе повышения квалификации и переподготовки в системе дополнительного  профессионального образования.

Высокий уровень профессиональной подготовки позволяет специалисту  претендовать на получение желаемого  рабочего места. Чем более престижна  и высоко оплачиваема профессия, тем жёстче конкурентная борьба, в  ходе которой побеждает претендент, не только обладающий более высокой  квалификацией, но и обладающий определёнными  личностными качествами.

Предъявление определённых требований, как к профессиональным, так и личностным качествам, существует довольно давно. При отборе потенциального работника нередко на первое место  выходили именно личностные качества, следуя принципу: научить профессиональным умениям и навыкам можно практически  любого, это вопрос времени и методов  обучения; а изменить личность взрослого  человека очень трудно, а порой  и невозможно. При собеседовании  с потенциальными работниками менеджеры  по персоналу обязательно выявляют наличие желаемых личностных качеств, которые при прочих равных условиях будут использованы человеком для  повышения качества и эффективности  труда.

Профессиональное образование  должно быть ориентировано на получение  профессии, что делает необходимым  исследование таких проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение  или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального  развития субъекта и связанных с  ним психологических проблем  сопровождения профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Психологические основы профессионального самоопределения

 

Организация профессионального  образования должна подчиняться  ряду принципов:

• принцип соответствия профессионального образования  современным мировым тенденциям специального образования;

• принцип фундаментализация  профессионального образования  требует связи его с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира (Е.А. Климов)1, с постановкой проблемы приобретения системных знаний;

• принцип индивидуализации профессионального образования  требует изучения проблемы формирования профессионально важных качеств, необходимых  представителю той или иной профессии.

Исходя из этих положений, предметная область психологии профессионального  образования включает в себя:

- изучение возрастных  и индивидуальных особенностей  личности в системе профессионального  образования;

- изучение человека как  субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального  пути;

- изучение психологических  основ профессионального обучения  и профессионального воспитания;

- изучение психологических  аспектов профессиональной деятельности.

Будучи призванной изучать  строение, свойства и закономерности процессов профессионального обучения и профессионального воспитания, психология профессионального образования  использует в своем арсенале те же методы, что и в других ветвях психологической науки: наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности.

Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или  сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и  его организации, а также психограммы  профессий. Психограммы представляют собой "портрет" профессии, составленный на основе психологического анализа  конкретной трудовой деятельности, в  состав которого входят профессионально  важные качества (ПВК) и ПСИхологические  и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью  и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии и психологии профессионального образования  объясняется тем, что он позволяет  моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств  личности, заданных той или иной профессией и строить процесс  их развития, исходя из данных науки.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием "специальное образование", предполагает два пути его получения - самообразование  или обучение в образовательных  учреждениях профессионального  образования. Важным психологическим  моментом, определяющим успех профессионального  образования, является своеобразная "готовность" (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Выбор  профессии, осуществляемый человеком  в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения  их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (объект выбора). Обладая множеством характеристик, и субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Итак, профессиональное самоопределение  рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени  он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими  этапами профессионального самоопределения.

В психологической литературе существуют разнообразные подходы  к определению психологических  факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживаются точки зрения на выбор профессии  как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается  при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания  профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного  выбора является профессиональный интерес  или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживаются взгляда  на выбор профессии как на частный  случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии - социально  заданное явление, определяемое прежде всего социальными характеристиками профессии.

Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как  одному из важнейших событий в  целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым  опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа "Я" человека, определяя течение его жизни.

Рассматривая выбор профессии  как систему субъект объектных  отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта  выбора профессии - того, что выбирают, так и субъекта - выбирающего.

Традиционно общая схема  описания профессии подразумевает  четыре аспекта:

- социально-экономический  (краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

- производственно-технический  (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем  месте, формах организации труда);

- санитарно-гигиенический  (информация о климатических условиях, характере освещения и других  санитарных факторах, режиме и  ритме труда, медицинских противопоказаниях);

- психофизический (требования  профессии к особенностям психических  процессов и свойствам личности).

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор  профессии, профессиональное самоопределение  требует высокой активности субъекта, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной  сферы. Важными факторами в профессиональном самоопределении являются:

- способность адекватно  оценивать свои качества как  факторы выбора профессии;

- способность изучать  мир профессий, опираясь на  неслучайные факторы, формировать  адекватное представление о нем;

- способность выделять  главное для себя при выборе  профессии, т.е. сформировывать  индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценить  ситуацию выбора профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Психология профессионального  становления личности.

 

Необходимо рассматривать  профессиональное становление как  процесс, длящийся всю жизнь.

Профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием  и общим становлением личности.

2.1. Этапы профессионального  пути по Сьюперу.

 

Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь автора интересовало выяснение  индивидом своих склонностей  и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную "Я-концепцию".

1. Этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться "Я-концепция". В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.

3. Этап упрочнения карьеры (от 25 до 44 лет). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.

4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5. Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается.

Информация о работе Психологические особенности обучения студентов