Психологические особенности осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:17, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение характеристик личности осужденного.
Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:
1. сформулировать определение понятия личности осужденного;
2. выявить значение изучения личности осужденного;
3. определить специфические социально-демографические, уголовно правовые, уголовно-исполнительные признаки личности осужденного.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Характеристика лиц отбывающих наказание…………………………….…..4
2. Социально-демографическая характеристика осужденных…………………7
3. Уголовно-правовая характеристика осужденных…………………..………15
4. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных…………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

юридическая психология рферат (1).doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

3. Назначенное наказание. Как известно, по УК РСФСР 1960 г. лишение свободы могло быть назначено на срок от 3 месяцев до 10 лет, а за ряд преступлений — до 15 лет; при замене смертной казни лишением свободы в порядке помилования оно могло быть назначено пожизненно. УК РФ 1996 г. повысил минимальный предел лишения свободы до 6 месяцев, а максимальный — до 20 лет. При совокупности преступлений лишение свободы может быть назначено на срок до 25 лет, при совокупности приговоров — до 30 лет. Суд может назначить лишение свободы и пожизненно.10

 

4. Уголовно-исполнительная  характеристика

Эта группа сведений касается отбывания осужденным наказания. Она имеет важное значение. Изучая осужденного на протяжении значительного времени, администрация исправительного учреждения реально видит, какие изменения происходят под влиянием режима, труда, воспитательной работы, какие из средств воздействия оказываются наиболее эффективными. Постоянно наблюдая за осужденным, проводя с ним беседы, изучая его переписку, располагая данными о его поведении и отношении к труду, можно иметь полное представление о всех сторонах жизни и деятельности осужденного.

Проблема обеспечения осужденных возможностью трудиться сейчас стоит остро как никогда. Экономический кризис в стране, распад хозяйственных связей, безработица не могли обойти и исправительные учреждения. Положение с трудовой занятостью осужденных резко ухудшилась и продолжает ухудшаться. Начальники учреждений делают все, чтобы осужденные хотя бы частично были заняты работой.

Одно из ведущих мест в производстве исправительных учреждений продолжает играть металлообработка и машиностроение. Однако именно по этой отрасли наиболее ощутимо ударил кризис. Несмотря на это, каждый четвертый работающий осужденный трудится именно в этой отрасли. 11

Второй по значению является деревообрабатывающее и мебельное производство. Доля лесозаготовок уменьшилась. Сельское хозяйство, хотя оно в общем числе занятых осужденных играет небольшую роль, все же увеличило свою долю. Это легко объясняется тем, что данная отрасль хозяйства в меньшей мере зависит от смежников, поставки сырья, материалов, оборудования и т. п.12

Резко возрос удельный вес осужденных, занятых хозяйственным обслуживанием Даже при сохранении абсолютного числа осужденных, занятых хозяйственным обслуживанием, их доля растет по мере сокращения основного производства. С другой стороны, администрация исправительных учреждений, стараясь хоть чем-то занять отбывающих наказание, направляет их на работы по хозяйственному обслуживанию.13

Оценка степени исправления. Как известно, одна из важнейших целей наказания заключается в исправлении осужденного. Судить о том, исправился ли осужденный, можно по разным критериям, хотя понятна их относительность. Вместе с тем не вызывает сомнения, что такими критериями являются данные о поощрениях осужденного, наложенных на него взысканиях, отношениях осужденных к труду, учебе и общей характеристике отбывающих наказание.

Закон устанавливает, что  общеобразовательное обучение осужденных поощряется и учитывается, при определении степени их исправления.

В зависимости  от ценностной ориентации осужденных, их идейной и нравственной направленности различаются:

  • группы с положительной направленностью, отличающиеся различной степенью социально-позитивной активности (активные и пассивные);
  • группы с неопределенной (нейтральной) направленностью, неустоявшимися ценностями и несформировавшимся внутригрупповым «кодексом»; 
  • группы с отрицательной направленностью, которая может быть как открытой, так и скрытой.

Группы с  положительной направленностью включают в себя осужденных, которые полностью осознают свою вину в совершенном преступлении и искренне раскаиваются в нем. Они характеризуются позитивным отношением к требованиям режима отбывания наказания, желанием добросовестно работать и учиться. Они самостоятельны и инициативны, участвуют в самодеятельных организациях исправительного учреждения, в нравственном отношении менее запущенны (положительно реагируют на замечания, четко различают добро и зло), их поведение не зависит от отрицательного влияния среды. У большинства из них происходит переоценка ранее значимых ценностей, восстановление положительных качеств. Осужденные такой группы активно помогают мастеру, критикуют нерадивых, переживают, если кто-то не выполняет норму выработки. Вместе с тем у некоторых осужденных бывают срывы в поведении, хотя и кратковременного и незлостного характера.

К указанной  группе осужденных примыкают так называемые «пассивные» с положительной направленностью. Они считают своим долгом добросовестно трудиться, не нарушать режим отбывания наказания, но в то же время склонны уклоняться от участия в работе самодеятельных организаций, от активного сотрудничества с работниками исправительного учреждения. К нравственным нормам они относятся избирательно, принимая в основном те, которые затрагивают их лично.

Группы с  неопределенной (нейтральной) направленностью характеризуются тем, что их поведение зависит от ситуативных влияний среды. В положительной среде они ведут себя позитивно, в отрицательной - становятся на сторону нарушителей. В условиях группового давления не могут отстоять свое мнение, действовать самостоятельно. Их изменчивое беспринципное поведение граничит с утратой собственной нравственной позиции. Трудятся и учатся такие осужденные без усердия, стараются по возможности уклоняться от поручений воспитателей. Эти лица в основном руководствуются материальными соображениями, у них нет осознанных и ясных целей, перспектив, конкретных жизненных планов.

Группы с  отрицательной направленностью включают в себя осужденных: 

  • придерживающихся «воровских традиций законов»; 
  • связанных стремлением к какому-либо типичному нарушению режима (например, употреблению спиртных напитков); 
  • знавших друг друга до суда как соучастников преступления или по совместно отбываемому ранее наказанию; 
  • объединенных какими-либо ошибочными взглядами и убеждениями (религиозными, обывательскими) или сходством отрицательных интересов (например, игрой в карты). 14

Члены таких  групп открыто высказывают и  демонстрируют негативное отношение  к активистам, к режиму отбывания  наказания, труду, учебе, воспитательным мероприятиям, но чаще всего они  действуют исподтишка. Своих участников, нарушивших внутригрупповой "кодекс", они подвергают таким санкциям, как шантаж, клевета, оскорбление, провокации, избиения.

При слабой дисциплине в исправительном учреждении отрицательно направленные группы могут распространять свое влияние на весь коллектив осужденных и вести к его разобщению. В условиях исправительного учреждения они являются средой и основным рассадником преступной субкультуры, воровских традиций.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность осужденного  – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного.

Личность осужденного  изучают для выяснения оптимальных  возможностей его исправления, то есть искоренение отрицательных черт его личности.

Все признаки личности осужденного  можно сгруппировать и выделить социально-демографическую, уголовно-правовую и уголовно-исполнительную характеристики.

Социально-демографическая  характеристика личности включает свойства и особенности, присущие осужденным как биологическим особям и гражданам  государства. Хотя для лиц, совершивших  преступления, характерны определенные особенности, касающиеся социально-демографических признаков (например, более молодой возраст, низкий процент лиц, имеющих высшее образование, значительно более высокий процент не имеющих семьи и т.п.), все же все социально-демографические признаки граждане имеют, независимо от их законопослушности.

Путем сравнения данных об осужденных со сведениями, характеризующими население, можно установить, представители  каких категорий населения чаще совершают преступления. Сравнение  данных об осужденных в целом и отбывающих те или иные виды наказания дает возможность судить о карательной политике судов в отношении разных категорий преступников.

Уголовно-правовая характеристика осужденных также имеет большое  значение. Всякое действие, совершенное  человеком, в большей или меньшей степени несет на себе отпечаток его личности. Это в особенной мере касается преступления. Изучение осужденных показывает, что лица, совершившие разные по характеру преступления, существенно отличаются по своему морально-психологическому облику, степени и характеру социально-нравственной запущенности.

Изучение сведений, касающихся преступной деятельности осужденного, имеет важное значение для организации  всего исправительного процесса, в частности, воспитательной работы, труда, режима, особенно профилактики преступлений.

К числу этих сведений быть отнесены данные о квалификации совершенного преступления и назначенном сроке наказания, о возможности условно-досрочного освобождения, роли данного лица в преступлении. Важно знать, насколько он был активен в реализации преступного замысла, играл роль организатора или был второстепенным участником, совершил ли преступление при рецидиве, особо опасном рецидиве.

Уголовно-исполнительная характеристика осужденных касается отбывания  осужденными наказания. Изучая осужденного на протяжении значительного времени, администрация исправительного учреждения реально видит, какие изменения происходят под влиянием режима, труда, воспитательной работы, какие из средств воздействия оказываются наиболее эффективными.

В заключении хотелось бы сделать вывод о том, что вопрос о личности осужденного имеет большое значение, как для криминологов, так и для психологов, ученых и.т.д. А разработка этой проблемы играет большую роль в профилактической деятельности по предупреждению преступлений, где учет личностного фактора имеет решающее значение.

Причины и условия совершения конкретного преступления неразрывно связаны с личностью осужденного. Поэтому необходимо тщательное изучение социальной микросреды формирования личности, конкретной ситуации совершения преступления.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаян С. Правовое регулирование мер поощрения и взыскания в исправительных учреждениях/ С.Бабаян// Преступление и наказание.-2004.-№12
  2. Бекузарев Г.О. Уголовно-исполнительное право России. Общая и особенная часть: Схемы и таблицы/Г.О. Бекузарев, В.И.Селиверстов. -М.: Юречт.
  3. Бурлаков В.Н. Уголовное право и личность преступника/В.Н. Бурлаков. - СПб.: СПб ГУ.
  4. Гилинский Я.И. Кризис наказания/ Я.И. Гилинский//Неволя.-2007.-№11.
  5. Женщины в исправительных учреждениях: Проблемы воспитательной работы/ В.П. Ревин, Е.В. Кунц// Закон и право. – 2005.-№10.
  6. Кислицын М.К. Уголовно-исполнительное право РФ: Учеб.-метод. пособие/М.К. Кислицын, А.С. Самойлов, А.Н.Ежов.- М; Архангельск: Международный «Институт управления», 2002.
  7. Кокурин А. Психологические аспекты изучения личности осужденного/А.Кокурин// Преступление и наказание.-2004.-№9.
  8. Кун Д.В. Основы психологии: все тайны поведения человека/ Д.В. Кун.-СПб.: ТЦ Сфера 2005.
  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология/Л.Ф.Обухова.-М.: Роспедагенство, 2001.
  10. Полозюк В. Работа с осужденными/ В.Полозюк// Преступление и наказание.-2004.-№3
  11. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юрид. вузов/под ред. В.И. Селиверстова.-7-е изд., испр. И доп. – М.: Юриспруденция, 2009.
  12. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов/отв. ред. А.С. Михлин.-М.: Высш. образование, 2007.
  13. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX -  начала XXI века: Учеб. для вузов/под ред. А.И.Зубкова.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма, 2007.
  14. Ушатиков А.И. Пенитециарная психология/А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак.-М.: Айрис-пресс, 2005.
  15. Шлыков В.В. Трудовая адаптация и социализация осужденных к лишению свободы. Понятийно – категориальный аппарат/В.В. Шлыков//Закон и право.-2005.-№10.

 

 

1 Ушатиков А.И. Пенитециарная психология/А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак.-М.: Айрис-пресс, 2005

3 Кокурин А. Психологические аспекты изучения личности осужденного/А.Кокурин// Преступление и наказание.-2004.-№9

3 Уголовно-исполнительное право: учеб. для вузов/под ред. А.С.Михлин.-М.: Высш. образование, 2007

4 Кун Д.В. Основы психологии: все тайны поведения человека/ Д.В. Кун.-СПб.: ТЦ Сфера 2005.

5 Бурлаков В.Н. Уголовное право и личность преступника/В.Н.Бурлаков.-СПб.:СПб ГУ, 2006.

6 Уголовно-исполнительное право: учеб. для вузов/под ред. А.С. Михлин .- М.: Высш. образование, 2007

7 Уголовно исполнительное право: учеб.для юрид. вузов/ под ред. В.И.Селиверстова.-М: Юриспруденция, 2009.

8 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2009 год. - М.: Эксмо, 2009.

9Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX -  начала XXI века: Учеб. для вузов/под ред. А.И.Зубкова.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма, 2007.

10Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник/под ред. В.К. Дуюнова.-М.: РИОР, 2008.

11 Уголовно-исполнительное право: учеб. для вузов/под ред. А.С. Михлин.-М.:Высш. образование, 2007

 

13 Полозюк В. Работа с осужденными/ В.Полозюк// Преступление и наказание.-2004.-№3

 

14 Бурлаков В.Н. Уголовное право и личность преступника/В.Н. Бурлаков. - СПб.: СПб ГУ, 2006.


Информация о работе Психологические особенности осужденных