Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:00, контрольная работа
Люди - существа социальные, их тянет общаться с себе подобными. Но очень часто возникает вопрос: о чём бы поговорить? Можно обсудить книгу или фильм. Но в нашем обществе книги уже не так почётны, как в советские времена и фильмы всё чаще показывают такие, что лишний раз о них и вспоминать не хочется. А общаться-то всё равно надо! Не о погоде же говорить. Хотя перемыть косточки синоптикам тоже мало кто откажется.
На деле же получается так, что никому особо не хочется напрягаться, чтобы найти тему для разговора, интересующую всех собеседников, поэтому начинается обсуждение тех, кто на виду, или находящихся в ближнем круге. Многие к тому же получают от сплетен огромное удовольствие. А если ещё и собеседник поддержит, то тогда два сплетника чувствуют единение, чуть ли не слияние душ…
1.Психологические особенности сплетника
Люди - существа социальные, их тянет
общаться с себе подобными. Но очень часто
возникает вопрос: о чём бы поговорить?
Можно обсудить книгу или фильм. Но в нашем
обществе книги уже не так почётны, как
в советские времена и фильмы всё чаще
показывают такие, что лишний раз о них
и вспоминать не хочется. А общаться-то
всё равно надо! Не о погоде же говорить.
Хотя перемыть косточки синоптикам тоже
мало кто откажется.
На деле же получается так, что никому
особо не хочется напрягаться, чтобы найти
тему для разговора, интересующую всех
собеседников, поэтому начинается обсуждение
тех, кто на виду, или находящихся в ближнем
круге. Многие к тому же получают от сплетен
огромное удовольствие. А если ещё и собеседник
поддержит, то тогда два сплетника чувствуют
единение, чуть ли не слияние душ…
Бывает и так, что, распространяя сплетни,
человек думает, что он приносит пользу
окружающим, как бы предупреждая их об
отрицательных чертах кого-либо, о возможности
негативных поступков.
Но чаще всего плохо отзываясь о других,
человек, таким образом, хочется выделиться,
возвыситься, показать окружающим, что
на фоне обсуждаемого он выглядит чуть
ли ни ангелом.
Нередко сплетничают именно из-за желания
привлечь к себе внимание, заинтересовать
кого-то собой или обелить себя в глазах
окружающих.
Но умный человек знает, что сплетня –
это всегда неуважение к другому человеку.
И если сплетник сейчас говорит плохо
об отсутствующем лице, то точно так же
он потом будет отзываться и о том, с кем
пытается сплетничать на данный момент.
Сплетничают не только со скуки и из благих
намерений, но и чтобы влиться в коллектив.
Это называется «дружить против кого-то».
Сплетни разносят из зависти, из мести,
от обиды. Например, кто-то кого-то обидел
и обиженный в силу каких-либо причин не
может дать сдачи своему обидчику открыто.
Так бывает, если унизивший занимает более
высокий пост или просто обладает какой-либо
властью, связями и так далее. В итоге тот,
кого оскорбили, прибегает к сплетням.
Коллеги нередко начинают сплетничать,
если подозревают, что кто-то хочет их
подсидеть, занять их место или обойти
в повышении по службе.
Как ни странно на первый взгляд это звучит,
но нередко сплетничают и те, кто стоит
выше на карьерной лестнице. В таком случае
сплетничают, чтобы подчеркнуть своё превосходство
и поднять авторитет.
Чаще результат от сплетен получается
противоположный ожидаемому.
Многие психологи считают, что сплетничают
чаще всего люди с низкой самооценкой,
неуверенные в себе, не достигшие успеха
и не верящие в то, что смогут его достичь.
К сплетням склонны люди нервные, подверженные
различным страхам, тревогам,которых часто
мучает беспокойство по поводу и без повода,
люди, любящие плакаться в жилетку. Вероятно,
именно о таком типе людей сказала Эрика
Джонг: «Сплетни — опиум угнетённых».
2.Влияние слухов на поведение человека.
Слухи, представляя собой известия, сведения, достоверность которых не установлена. Социологическое понимание этого феномена представлено в ряде работ Т. Шибутани, который, например, связывал функционирование слухов с развитием успешной коммуникации. Н. Смелзер связывал слухи с коллективным поведением — чаще всего стихийным и неорганизованным — в толпе (относительно большой группе людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом). При этом слухи представляются самым распространенным средством коммуникации, поскольку в какой-то мере объясняют значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям.
Слух - это по сути своей высказывание своего мнения, которое не является достоверной информацией, передаётся он от человека к человеку обычно в устной речи.
Слухи удовлетворяют эмоциональную потребность людей. Благодаря им людям есть о чём поговорить, что обсудить, пусть даже на придуманную тему.
При помощи слухов происходит адаптация к изменениям реальности. Общество всегда находится в развитии и в результате некоторые новые события не могут быть объяснены с позиции уже сложившихся концепций.
Подобное положение вещей заставляет людей искать новые пути объяснения и понимания событии. Посредством передачи и обсуждения слухов и происходит процесс адаптации к новым реалиям. Слухи, являются одним из способов коллективного взаимодействия, ориентированного на решение проблемы. Особенно вероятно возникновение слухов в ситуациях катастроф и социальных волнений. Люди объединяются в группы и им сразу зато есть о чём поговорить, что обсудить.
Так же слухи часто возникают когда у человека не хватает информации по определённой теме, он по логике или просто так начинает сам что-то додумывать и рассказывает свои предположения другим, а другие в свою очередь воспринимают всё это за чистую монету.
Результаты воздействия слухов можно рассматривать на трёх уровнях: индивидуальном, групповом, общенациональном. У отдельной личности слухи могут уменьшать эмоциональное напряжение, давая для него своеобразную отдушину; однако в отдельных случаях слухи не только не приводят к снижению напряжения и беспокойства, но еще больше провоцируют их. Слухи помогают также избавляться от неопределенности, достраивать неполную картину реальности. Обсуждение слухов может служить и целям развлечения, приятного времяпрепровождения.
Нередко слухи оказывают серьезное влияние и непосредственно на поведение людей. По данным Национальной консультативной комиссии по гражданским беспорядкам США, слухи значимо усиливали напряженность и массовые волнения в американском обществе в конце 60-х гг.
Слухи объединяют людей в группы, за счёт слухов человек может найти себе общество, в котором будет регулярно крутится и общаться и не будет одинок. У слухов есть и плюсы и минусы как можно уже увидеть исходя из всего сказанного.
Также слухи позволяют вводить соперника в заблуждение. Еще Чингисхан прибегал к подобному методу, распространяя слухи об огромных размерах своей армии, что снижало боевой дух врагов.
Усилия по контролю над слухами принимают различные организационные формы. К ним относятся опровержение слухов пользующимися доверием лицами, введение цензуры, колонки слухов в газетах, создание специальных правительственных учреждений, таких, как центры по контролю за слухами, основной функцией которых является прекращение слухов посредством их изучения, а также сбора и распространения достоверной информации. Слухи помогают людям лучше адаптироваться в окружающей среде, обращать на себя внимание, самим быть человеком создающим новости, отстаивать свою точку зрения, пусть и выдуманную. Несмотря на негативную сторону воздействия слухов на людей, они всё равно являются хорошим источником коммуникации. Пусть говорят! Главное, чтобы за рамки это не выходило и не приводило к массовым помешательствам.
3. Особенности просоциального поведения
Под оказанием помощи, альтруистическим,
или просоциальным поведением могут
пониматься любые направленные на благополучие
других людей действия.
Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной
любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в
опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до
спасения его ценой собственной жизни. Соответственно, могут быть измерены
затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные
расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов,
самопожертвование.
Некоторые психологи
считают, что за таким
и называют его мотивом альтруизма ( иногда - мотивом помощи, иногда -
заботы о людях ). Вот как определил этот важный человеческий мотив
Г.Маррей, который одним из первых назвал его в своих работах. Данный мотив
проявляется в том, чтобы "высказывать сочувствие и удовлетворять
потребности беспомощного ... ребенка или любого другого, который слаб,
покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен,
который потерпел поражение или испытывает душевное смятение". Этот же мотив выступает в стремлении кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять тех, кто в этом нуждается. Однако то, что в конечном счете идет на пользу другому и поэтому на первый взгляд представляется деятельностью помощи, может тем не менее определяться совершенно различными движущими силами. В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую очередь заботой о благе его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения.
Альтруистическое, или просоциальное, поведение можно определить как
такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на
вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени
ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того,
кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других
людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению
человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или
собственного расчета.
5. влияние стереотипов
Человек социальное существо. Всю жизнь его окружают другие люди. И поэтому, совершая тот или иной поступок, люди так или иначе оглядываются на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь их осуждения, тем самым устанавливая для себя и окружающих рамки.
Рамки являются ничем иным, как стереотипами – то есть устойчивым отношением к какому-либо явлению, сложившимся под влиянием социального мнения и предшествующего опыта.
Таких стереотипов сотни и даже тысячи и каждый по-своему влияет на жизнь человека – как положительно, так и отрицательно.
тереотипы - это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков; привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.
5. влияние стереотипов на человека
Стереотипы - это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков; привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.
Стереотипы, существующие в
сознании человека, влияют на его поведение,
т.к. создают превратное представление
о действительности и человек
поступает в соответствии с этим
представлением. Стереотипы могут быть
как собственными, сформированными
самим человеком, так и общественными,
сформированными обществом, которые
человек усвоил и принял. Об этих
последних и идет речь. Они наиболее
опасны, т.к. формируют неправильные
представления у большого количества
людей, мешают их мышлению. Конечно, вредны
не все стереотипы. Если бы у людей
не формировались стереотипы, им было
бы очень сложно существовать. Благодаря
стереотипам мы знаем, что огонь
жжется, снег холодный, а брошенный
камень непременно упадет - и не нужно
каждый раз в этом убеждаться, чтобы
знать, что это так. Во многих жизненных
ситуациях стереотип может
Часто люди становятся заложниками общественных стереотипов. Например, когда человек не имеет своей осознанной нравственной позиции, а подчиняется представлениям о нравственности, преобладающим в обществе - даже когда они идут вразрез с его внутренними ощущениями. В качестве примера можно привести ложно понятое чувство долга, основанное не на понимании или хотя бы интуитивном ощущении правильности поступка, а на бытующих стереотипах. Долгое время в обществе главенствовали представления о том, что долг женщины - покорность, преклонение перед мужчинами, а основная забота - поддержание домашнего очага. Мужчины окружены еще более древним стереотипом о роли добытчика. И по сей день и те, и другие изо всех сил стремятся этим стереотипам соответствовать. Нет ничего неправильного в чувстве долга - но только тогда, когда оно является следствием внутренних убеждений человека, подтверждено его совестью, а не вызвано под влиянием общественного мнения или общественных стереотипов. В противном случае, человек испытывает диссонанс, рассогласование в мотивах. С одной стороны он стремится соответствовать стереотипу, с другой - противится тому, чего от него требует этот стереотип. Когда человек руководствуется правильным пониманием долга, то он совершает то, что должен, добровольно, без всякого рассогласования, осознанно. Не потому, что от него этого ждут, а потому что сам так хочет, потому что понимает правильность своего поступка, его необходимость.
Стремление людей подгонять
себя и других под определенные стереотипы
портит им жизнь и отношения с
окружающими, искажает их восприятие действительности.
Зачастую люди судят о себе или
о других не по тому, кто они есть
на самом деле, а по неким существующим
стереотипам о той группе людей,
к которой они себя (или других)
относят. Например, человек может
относить себя к верующим людям, т.к.
периодически посещает церковь, и на
основании этого приписывать
себе христианские добродетели, хотя на
деле у него их может не быть. Бывает,
что человек даже не пытается составить
о себе (или о других) собственное
мнение, а безоговорочно принимает
общественный стереотип. К примеру,
уже упомянутые блондинки могут
соглашаться со стереотипом о
том, что они глупы, и не то что
не пытаться с этим бороться, а напротив
- стараться соответствовать