Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:57, контрольная работа
Психология судебного разбирательства служит делу профессиональной подготовки юридических кадров, воспитания и обучения судебных работников, роста их профессионального мастерства, формирования необходимых качеств и устранения отрицательных явлений в их деятельности. Она обеспечивает судебных работников эффективными и научно обоснованными рекомендациями, содействует разработке наиболее целесообразных приемов и методов их труда, полностью отвечающих требованиям законности.
Особое внимание суд уделяет личностным особенностям подсудимого: ценностной направленности, базовым нравственно-психологическим качествам, операционально-исполнительским и психодинамическим особенностям, групповому статусу и социально групповым функциям подсудимых.
Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, суд осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психические состояния и поведение участников судебного процесса.
Председательствующий суда является формальным лидером. Однако его полномочия не должны нарушать равенство всех членов судейской коллегии. Стиль его руководства должен быть демократическим. Обмен мнениями должен быть конструктивным, не допускающим отступления о существа дела. Авторитет председательствующего не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда.
Вся деятельность суда направлена на установление достоверности, предметной отнесенности доказательств и принятие законного и обоснованного решения.
На стадии исследование материалов предварительного следствия и планирования судебного разбирательства судья, знакомясь с материалами предварительного следствия и его заключением, письменными материалами и вещественными доказательствами, осуществляет реконструктивную деятельность. Здесь важно не поддаться эффекту первичности и не оказаться под влиянием модели события, сформированной на предварительном следствии. На этой стадии активизируются аналитическая и критическая стороны психической деятельности судьи. Судья пытается образно представить возникновение и развитие исследуемого события, осуществляя при этом вариативное моделирование, проводя мысленные эксперимент, выдвигая контрверсии. Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняются их необходимость, всесторонность и процессуальная обоснованность. Выдвигая судебную версию, судья основывается на наиболее достоверных, проверенных фактах, стремится избежать возможной судебной ошибки.
Намечаемая последовательность рассмотрения дела в судебном заседании должна обеспечить адекватность его восприятия участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет слабые в фактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следственные действия. Особое внимание уделяется источникам ключевых фактов, их внутренней согласованности. Определяется круг лиц для вызова в судебное заседание. Истребуются все необходимые документы.
Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было.
Заключение
На современном этапе общественного развития психологическая наука все больше проникает во все сферы человеческой деятельности, данные психологии используются в решении многих проблем, в том числе в ходе совершенствования работы юридических учреждений, правоохранительных органов, пенитенциарных подразделений и т.д.
Важную роль при реализации многих вопросов, решаемых юридической наукой, играет психологический анализ и синтез самой личности и ее деятельности, опирающихся на знание и использование правоведами основных психологических критериев и их особенностей в юридической сфере (потребности, мотивы, цели, установки, ценностные ориентации, социальная направленность, воля, критика, темперамент, поведение, поступки и другие характеристики личности), в процессе жизнедеятельности людей и в экстремальных ситуациях при установлении истины.
Этим и занимается юридическая психология.
Список используемой литературы
1.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учеб. - 3-е. изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 480 с.
2.Еникеев М.И. Юридическая психология: учеб. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 336 с.
3.Аминов Илья Исакович Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
4.Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 576 с.
5.Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - 5-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005. - 655 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузпмппов»).
6.Васильев В. Л. Юридическая Психология. СПб., 1998.
12
Информация о работе Психологические особенности судебной деятельности