Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:59, реферат
Сущностная характеристика человеческой деятельности - ее целенаправленность, т.е. осознанная организованность в соответствии с целью. В производственной сфере - выраженная целесообразность, позволяющая сознательно управлять своей деятельностью в соответствии с целью (смыслом, задачей). Управление - это не только психологическая проблема, это проблема междисциплинарная, т.е. для психолога проблема заключается и в том, чтобы определить, где кончается собственно психология управления и начинается, например, экономическое планирование развитие организации.
1. Представление об организации. Понятие "организационная культура" 3
2. Психология производственного коллектива 3
3. Проблемы руководства и лидерства в организации 5
4. Основы кадрового менеджмента 6
4.1 Повышение производительности и нормирование труда. 7
4.2 Оценка труда работников. 7
4.3 Планирование карьеры сотрудников. 7
5. Связь организации с общественностью ("Паблик рилейшнз") 8
6. Основы организационного консультирования 9
Список литературы 10
К счастью, не все руководящие работники сталкиваются с необходимостью построения успешной карьеры именно таким образом. Есть начальники, достаточно независимые, ответственные и творческие. При этом вырисовывается даже интересная закономерность: чем ближе такой начальник к более важным и влиятельным руководителям, тем больше он "на виду" и тем меньше у него реальной самостоятельности (хотя формальной власти может быть предостаточно). И наоборот, чем дальше начальник от вышестоящего руководства, тем меньше его можно "поучать" и "контролировать" и тем больше он сам отвечает за свою работу и за своих подчиненных. Например, руководитель в провинции (руководитель управления или крупного предприятия) при меньших официальных полномочиях может обладать большей реальной властью, чем формально более ответственный руководитель в столице (заместитель министра и т.п.).
Кадровая политика в широком смысле - это система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. Например, это: профотбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение. Кадровая политика в узком смысле - это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (часто неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации.
Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) - это специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.
Особую заботу руководства
и менеджеров по персоналу представляет организация конкурсного
набора персонала на работу. Цели конкурса:
поднятие престижа должности; привлечение
большего числа кандидатов; повышение
объективности решения о приеме на работу,
демократизация отбора и т.п. Необходимые
элементы конкурсного отбора: наличие
претендентов; конкурсная комиссия; механизмы
оценки достоинств конкурентов и принятия
решения по итогам конкурса; механизм
информирования участников конкурсной
процедуры о ходе и результатах конкурса.
Основные подходы к конкурсу:
1) выборы - наиболее простой и традиционный
способ (претендент не подвергается специальным
испытаниям, все решается мнением большинства
членов комиссии на основании изучения
его документов и оценки опыта предшествующей
работы);
2) подбор - с использованием собеседования
и психологического тестирования (а не
только на основе изучения документов
претендента);
3) отбор - на основе тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого претендента и прогнозирования его профессиональной деятельности.
4.1 Повышение производительности
и нормирование труда.
Производительность труда определяется
на основе: трудозатрат (среднее число
отработанных человеко-часов); среднечасовой
выработки (в зависимости от образования,
особенностей технологии, эффективности
размещения трудовых ресурсов и др.). Нормирование
труда предполагает использование следующих
основных методов: хронометраж рабочего
времени (среднее время на производство
единицы продукции); оценка "стоимости
труда" (уровень квалификации, создание
условий труда, интенсивность и ответственность
работы) - для производства единицы продукции;
определение "плавающего тарифа"
- с учетом того. что расценки на продукцию
могут меняться (с использованием коэффициентов
увеличения/или уменьшения заработной
платы).
Кадровые задачи, решаемые в ходе оценки труда: определение потенциала работника для его профессионального роста; снижение затрат на обучение; поддержание у сотрудников чувства справедливости и др. Основные подходы к оценке труда: оценка результатов деятельности; оценка поведения работника; рейтинги успешности (на основе наблюдений за работником); процедуры ранжирования (для определения различия между рядом лиц по конкретному показателю).
Важнейшим событием в жизни любой организации является аттестация персонала. Главное назначение аттестации - это не только контроль исполнения, а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Выделяются следующие типы карьеры:
1) Профессиональная карьера - предполагает рост знаний, умений, навыков и реализуется в следующих вариантах: а) специализация; б) транспрофессионализация (через освоение смежных или новых специальностей).
2) Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в данной организации. Варианты: а) вертикальная карьера - должностной рост; б) горизонтальная карьера - продвижение внутри организации, например, работа в разных подразделениях одного уровня (повышение своего мастерства в рамках данной должности или данного должностного уровня); в) центростремительная карьера - продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решения (необязательно с должностным ростом, например, секретари-референты или персональные водители начальников).
При этом задача менеджера и руководителя - воодушевить сотрудника на успешную карьеру. Это легче сделать, если, помимо общих разговоров, помочь составить сотруднику план карьеры (в виде определенного документа), который обяжет не только сотрудника делать что-то в плане своего профессионального роста, но и руководителя относиться к такому сотруднику с большим вниманием.
Основные методы формирования команд: индивидуальное консультирование (для управления трудными проблемами и конфликтами); непосредственное формирование команды (каждый понимает свое место в решении задачи); построение межкомандных взаимоотношений. По большому счету, в основе эффективного командообразования лежат не столько какие-то "психотехнологии", сколько мастерство, терпение и опыт руководителей (и менеджеров по персоналу), а также его величество - Случай. Это не означает, что при командообразовании надо лишь ждать подходящего случая, главное - быть всегда наготове, если появятся действительно творческие и бескорыстные люди, способные реализовать в своей профессиональной деятельности лучшие свои качества, и способные к определенным компромиссам ради такой работы. Здесь не следует строить иллюзий, ведь психология еще очень далека от постижения проблемы творчества в труде и тем более она далека от постижения проблемы создания коллективов творцов.
В условиях нестабильной экономики важную роль в оптимизации кадрового состава предприятия играют недирективные методы сокращения персонала. Смысл недирективного (нежесткого) сокращения персонала заключается в снижении негативных социально-психологических последствий, а именно в препятствовании ухудшению морально-психологического климата; снижению мотивации к труду; снижению производительности; увеличению текучести кадров; снижению доверия к руководству (и менеджерам по персоналу). В зависимости от типа организационных культур выделяют и разные варианты недирективного сокращения персонала.
Паблик рилейшнз - это "одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и общественностью".
Понятие "паблик рилейшнз" - ПР включает в себя:
- все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между организацией и теми, с кем эта организация вступает в контакт как внутри, так и за ее пределами;
- рекомендации по созданию "общественного лица" организации;
- мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию недостоверных слухов и других источников непонимания;
- мероприятия, направленные на увеличение общественной значимости организации средствами соответствующей рекламы, выставок, теле-, видео и кинопоказов;
- любые действия, направленные на улучшение потенциальных и реальных контактов между людьми и организациями.
Паблик рилейшнз (ПР) при этом
не является: пропагандой;
деятельностью, создающей барьеры между
правдой и общественностью; деятельностью,
направленной на реализацию товаров и
услуг; набором хитростей и трюков для
привлечения внимания к фирме; рекламой;
косвенной рекламой; бесплатной рекламой;
просто работой с прессой
Выделяются следующие основные отличия
паблик рилейшнз (ПР) от пропаганды:
1. Целью ПР является достижение согласия между организацией и общественностью, тогда как цель рекламы - создание движения сторонников (будущих покупателей).
2. Главной задачей ПР является обеспечение равноправного диалога организации с потребителями. Задачей рекламы является в ряде случаев обеспечение собственного приоритета в диалоге (точнее - в псевдо-диалоге).
3. Методы ПР подразумевают информационную открытость. Методы рекламы предполагают часто сокрытие фактов и дезинформацию возможных покупателей.
4. Главное стремление специалистов ПР - к взаимопониманию с общественностью. Главное стремление специалистов по рекламе - к увеличению числа сторонников-покупателей.
Сущность управленческого
(организационного) консультирования заключается
в том, что руководитель нередко нуждается
в советнике, помощнике по вопросам, которые
он не может решить самостоятельно - это
проблемы конкретного характера, для решения
которых требуются нестандартные ходы.
При этом выделяют основные типы организационных консультантов: 1) внешних
(приглашенных) консультантов; 2) внутренних
консультантов.
Внешние
консультанты (приглашенные)
- это могут быть специальные консультационные
службы, специализированные институты,
а также - коллеги-руководители из других
организаций, - характеризуются следующим:
они менее зависимы от руководства, более
объективны; они могут шире взглянуть
на проблему, имеют опыт работы с разными
организациями; но при этом они хуже знают
особенности данной организации - нужно
время для понимания сути проблемы.
Внутренние консультанты - это могут быть сотрудники разных служб и отделов (в том числе и психологи) - характеризуются тем, что они более зависимы от руководства, но при этом лучше знают специфику проблем данной организации.
Специфика
консультационной помощи часто выражается
в том, что не так важно, кто первым высказал
ценную идею, - сам консультант или заказчик
в беседе с консультантом, - важно "довести
идею до ее практической реализации в
данной организации". А сделать это
лучше таким образом, чтобы сам заказчик
высказал ценную идею. В этом случае для
заказчика (тем более, если это кто-то из
высшего руководства данной организации)
высказанная идея будет особенно ценна,
т.к. высказана им самим, т.е. им Лично.
В целом можно обозначить следующие основные
направления разработки управленческих
решений:
- стимулирование индивидуального творческого мышления работников и руководителей;
- организация групповой работы (например, работы творческих рабочих групп на основе совершенствования взаимодействия между коллегами);
- разработка методов оценки вариантов управленческих решений;
- разработка методов анализа потенциальных проблем.
Информация о работе Психологические особенности труда в организации