Психологические проблемы взросления в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 05:39, реферат

Краткое описание

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.
Весь период обычно протекает трудно и для ребёнка, и для близких ему взрослых. С одной стороны, показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

Содержание

Введение. 3
Общая характеристика трудностей взросления. 4
Расстройство настроения. 5
Новые отношения с родителями и взрослыми. 6
Тревоги и страхи. 10
Одиночество. Депрессивные состояния и суицидальные намерения подростков. 13
Помощь подросткам при расстройстве настроения, страхах и тревогах. 15
Заключение. 19
Список литературы. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (2).doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

«Наводнение» возможно только тогда, когда продолжительность ситуации или действия объекта не слишком мала для того, чтобы страх не пропал уже в первые минуты, или слишком велика, чтобы не возник еще больший страх. Подростку внушается, что с ним ничего не случится. Если он выдержит действие устрашающей ситуации, то в дальнейшем это приведет к уменьшению страха. В трудное для подростка время психолог держит его за руку или поддерживает словом.

Эти методы помогают тормозить нежелательное появление страха. Мышечная релаксация (расслабление): сначала в образах, затем в понятиях выявить страх, понять его причину, построить способ воздействовать на нее. «Наводнение» приводит к быстрому появлению страха, но также и умению быстрее с ним справляться. Это происходит потому, что подросток строит в своем мозгу модель (картину) действия пугающего раздражителя. Здесь важно соблюсти такие условия: тщательно проанализировать ситуации или объекты, вызывающие панику или страх. У каждого подростка они свои, но, как правило, чаще всего связаны с ведущей деятельностью. Далее следует тщательно проанализировать сам процесс работы со своим страхом. Подростку объясняют, что это длительный и не всегда приятный акт, но при соблюдении всех требований он непременно приведет к успеху. В «наводнении» ситуации реальны, поэтому надо справляться с ними так, чтобы опередить их реальное действие. Это называется фазой торможения реакций в реальных ситуациях.

Время работы со страхами не должно быть слишком мало, чтобы страх не прошел в первые минуты. Но и слишком  продолжительной ее тоже не надо делать, так как это приведет к еще большему влиянию пугающей ситуации. Подростку внушают, что с ним ничего страшного не случится, так как рядом психолог (а может быть и учитель, на уроке у которого возникают такие страхи и паника). В этом случае очень значим физический контакт (держат за руку, поглаживают и пр.).

Психологическая поддержка подростка, испытывающего страх, может сопровождаться и другими приемами, например арттерапией, разыгрыванием различных панических ситуаций и пр. Иначе говоря, все, что способствует успокоению, осознанию самого себя человеком, способным преодолеть многие неприятные ситуации, имеет большое значение в оказании психологической помощи и поддержки подростку. Подобные упражнения могут проводить сами педагоги и родители при консультации специалистов.

 

Заключение.

Процесс взросления очень труден, поэтому нужно помочь подросткам преодолеть их трудности. Прежде всего  нужно иметь в виду следующее:

• Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

• Настроение подростка часто меняется из–за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

• Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к  конкретному сроку. Пусть подросток  отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех. Выполнение порученного должно быть проверено.

• Усталость подростка часто  вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может  быть неадекватным. Имейте это в  виду, а также то, что замечания  можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).

• Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что–то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

• Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение какому–то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой–либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения.

• К школьнику, претендующему на оригинальность, самостоятельность  и взрослость, обращайтесь только как к равному и на «вы».

• Скажите доброе слово о самом  подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний  типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечанием можно вызвать агрессию нетолько подростка, но и его родителей.

• Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки  любят делать, а против чего восстают. Не используйте двойные стандарты: кому–то что–то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому–то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.

• Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем–то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.

 

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999. – 624с.;

2. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. —Москва, 1997.

3. Артюхова И.С. Ценности и  воспитание // Педагогика. – 1999. –№ 4. 117 – 120с.;

4. Бондаревская Е.В. Воспитание  как возрождение гражданина, человека  культуры и нравственности. –  Ростов-на-Дону, 1993. – 113 с.;

5. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А.  Теория и практика личностно  ориентированного образования // Педагогика. – 1996.- 72-80с.;

 


Информация о работе Психологические проблемы взросления в подростковом возрасте