Психологические проблемы леворуких детей в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – систематизировать знания в области особенностей проявления леворукости в учебном процессе.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме леворукости;
2) выделить понятие леворукости;
3) раскрыть причины леворукости и ее виды;
4) рассмотреть особенности организации воспитания и обучения леворуких детей.

Содержание

Введение.
Основная часть.
Глава 1. Понятие леворукости и теории возникновения.
Глава 2. Особенности и проблемы леворуких детей
Глава 3. Психологическая помощь леворукому ребёнку в школе.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Заключение

При выполнении курсовой работы, было выделено самое главное и существенное из всего найденного материала.

Леворукие дети – это необычные дети и обращаться с ними надо не так, как с другими детьми.

В зависимости от того, какое полушарие является доминантным будут определяться особенности восприятия, эмоциональной сферы, речи, мышления, памяти, деятельности человека.

Леворукие дети имеют  ряд психических особенностей, которые  необходимо учитывать при обучении детей в школе.

Леворукие дети испытывают трудности связанные с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляций  на другой в рамках одного процесса), речь может быть недостаточно развернутой, замедленна, встречаются моменты неправильного построения предложений, могут страдать пространственные навыки.

Формирование у ребенка  пространственных представлений –  одно из важнейших условий повышения  его достижений. Следует также  учитывать эмоциональную неустойчивость леворуких детей, низкую стрессоустойчивость. Особого внимания в процессе школьного обучения заслуживают проявления зеркальной деятельности у леворуких детей.

Наиболее важной проблемой  школьного обучения является выбор  руки, которой ребенок будет писать. Все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушарием головного мозга. Поэтому выбор руки определяется не желанием ребенка, а его мозговой организации.

Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга ведет к нежелательным последствиям.

Для того, чтобы леворукому ребенку было максимально комфортно  в окружающем его праворуком мире и оградить от лишних трудностей, необходимо выявить и понять его особенности.

В ходе исследования курсовой работы были обнаружены определенные отличительные признаки леворукого ребенка от праворукого. А именно то, что у них более высокий уровень наглядно-образной памяти, и более высокий уровень развития кинетического праксиса. Хотя чисто теоретически можно было бы предположить, что результаты обследования могли были быть положительными, так как, правое полушарие ответственно за наглядно-образную память, а левое за произвольную память.

Следует сказать о  том, что паритет в третьем  тысячелетии между правшами и левшами может быть восстановлен. Среди юных россиян процент левшей растет сейчас так стремительно, что ученые заговорили даже о некой «эпидемии» леворукости. Как бы то ни было, уже сегодня каждый десятый житель планеты левую руку предпочитает правой. А значит, к проблемам этого таинственного меньшинства стоит присмотреться повнимательнее.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Адаптация

это эффективная и экономная, адекватная приспособительная деятельность организма к воздействию факторов внешней среды

   2

Амбидекстрия

способность одинаково  успешно пользоваться как правой, так и левой рукой.

    3

Вестибулярные расстройства

нарушения функции вестибулярного аппарата, проявляющиеся определённым симптомокомплексом: головокружение, тошнота (а иногда и рвота), потеря равновесия тела и пр.

    4

Гиперестезия

повышенная чувствительность к раздражителям, воздействующим на органы чувств.

   5

Девиантное поведение

это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в том или ином сообществе.

6

Дерматоглифика

наука, изучающая характер кожного  покрова рисунка внутренней поверхности  ладоней и подошв человека.

   7

Дистресс 

разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций.

   8

Доминантность

доминирование, форма взаимоотношений  парных (аллельных) наследственных задатков — генов, при которой один из них  подавляет действие других

   9

Леворукий

человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой; особенность врожденная, зависит от более сильного развития правой половины мозга.

   10

Левша

проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы

  11

Мышление 

процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком  действительности в ее существенных связях и отношениях.

  12

Обучение 

процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

  13

Праксис

способность выполнять последовательные комплексы сознательных произвольных движений и совершать целенаправленные действия по выработанному индивидуальной практикой плану.

  14

Психологическая помощь

область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации.


 

Список использованных источников

     1

Александровская Э. М., «Причины возникновения  леворукости»

     2

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Трудности в обучении леворуких детей», 2007г.

     3

Басова Н.В. «Педагогика и практическая психология», 2004г.

     4

Безруких М.М., Князева М. Г. Если ваш ребенок - "левша". - Тула: Актоус, 1996.

5

Безруких М.М. Леворукий ребенок  в школе и дома. - М.: Просвещение, 1995.

6

Безруких М.М. Трудности обучения письму в начальной школе. - М.: Новая  школа, 1996

7

Боденко Б.И. «Выявление некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы школьной психологической службы», 2007г

8

Брагина Н.Н., Доброхотова Т.Л. Функциональная ассиметрия человека. - М, 1988.

9

Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Книга, 1994

10

Доброхотова Т.А. Загадка неправорукого  меньшинства человечества - М., 2004

11

Лисина М.И. «Адаптация леворуких  детей в школе», 2005г.

12

Марьенко И.С. «Примерное содержание воспитания леворуких школьников», под ред., 2006г.

13

Майская А. Ребёнок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. - СПб.: Питер, 2006.

14

Никонецкий А.Л.,Научная публикация «Что мы знаем о леворукости»

15

Семенович А. В. Эти невероятные  левши. – М.: Генезис,2007

16

Сердюковская А.В. Охрана здоровья детей и подростков и психогигиена леворуких. - М.: Медицина, 2007.

17

Соболева А. Левши - особенные дети…//Начальная  школа.-2007.-№1

18

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста Под редакцией С.Ю.Циркина. – СПб.: «Питер», 2000.

19

Хамблин Д. «Формирование учебных навыков у леворуких детей», 2007г

20

Эльконин Д.Б. «Если ваш ребенок  левша», 2005г.


 

Список сокращений

МГППУ- Московский городской психолого-педагогический университет 
ЦНС – центральная нервная система

РАО - Институт возрастной физиологии Российской Академии образования

Приложения

А

.





Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе