Психологические свойства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 09:40, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Цель написания контрольной работы: Дать понятие о свойствах человека – темпераменте, характере и способностях. Задачи: Определение темперамента, характера и способностей; Выявить взаимосвязь темперамента, характера и способностей.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА К ЛЕТНЕЙ СЕССИИ 2014 ГОД.docx

— 198.55 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Как известно, на земле нет  людей с одинаковыми кожными  узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого  человека неповторима. [4]

Однако человек не рождается  уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у  него наблюдается индивидуальные особенности  психики. Эти особенности психики  весьма консервативны, устойчивы. Они  образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Эти свойства у всех разные и я бы хотела подробнее познакомить вас с этими свойствами – темпераментом, способностями и характером. [5]

Цель написания контрольной работы:

Дать понятие  о свойствах человека – темпераменте, характере и способностях

Задачи:

  • Определение темперамента, характера и способностей
  • Выявить взаимосвязь темперамента, характера и способностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические свойства личности

 

    1. Характер 

 

В отличие от темперамента характер человека относится не к внешним динамическим особенностям поведения, а к внутренним, психологическим основам поступков, зависит от личности человека и от его личного отношения к тому, что он делает. В характере проявляются воля и мотивация поведения человека. Если с определенным сочетанием свойств нервной системы человек рождается на свет, то его характер воспитывается при жизни. [1]

Характер – примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Характер тесно связан с темпераментом. Однако формируется он под влиянием воздействия на человека окружающей его среды, а также самовоспитания. [6]

Типичные черты характера  являются результатом воспитания в  семье, затем в школе, в коллективе. Они становятся устойчивыми уже  в подростковом возрасте и их не так легко переделать. [5]

Поэтому и случается, что  столкновение разных характеров часто  препятствует взаимопониманию. Как  же проявляется характер человека? Характер человека в общении проявляется, прежде всего, в его мировоззрениях, в его оценках и мнениях. Люди с более глубокими знаниями, жизненным опытом, культурно развитые владеют таким характером, который называют легким. Они незлопамятны, отзывчивы, мыслят масштабно. Люди же с ограниченным кругом интересов, малообщительные имеют трудный характер. [4]

Характер образуется в  процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в  процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота  и сила их характера. [1]

Характер человека получает свою содержательность в зависимости  от целей, дающих направление его  деятельности. Направленность – это характеризующее данного человека, своеобразное переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. Мировоззрение становится убеждением, поскольку оно делается внутренним достоянием личности, глубоко воздействующим на ее деятельность. Само по себе мировоззрение не является предметом изучения психологии; психологи исследуют то, как мировоззрение, становясь убеждением человека, проникает в его сознание и деятельность. С мировоззрением как содержанием направленности тесно связано самоопределение человека, те цели, которые человек перед собой ставит, те средства, которые он предпочитает в борьбе за достижение цели. У людей имеющих одинаковое мировоззрение существуют значительные индивидуальные различия в характерах. Одним словом, мировоззрение, являющееся содержанием направленности человека, является основой характера. [2]

 

1.2 Темперамент 

 

Темперамент – это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент характеризует тело человека с точки зрения особенностей протекания и интенсивности нервных процессов, обмена веществ, а также типа телосложения (соматотип). Он слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен. [6]

Существует 4 вида темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник и  флегматик. (рис. 1). Каждый тип темперамента единично в человеке существовать не может, как правило, они смешаны, в зависимости от ситуаций.


 

Четыре типа темперамента рис.1

 

От темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);
  • пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
  • направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).

О людях, которые по-разному  – одни быстрее, другие медленнее  – реагируют на слова и действия других, говорят, что они обладают различным темпераментом. О тех, кто переходит от одного вида деятельности к другому, также говорят как  о людях с разным темпераментом. То же самое касается индивидуальных различий в скорости реакций, в возбудимости и в эмоциональности поведения. [4]

Можно выделить следующие  основные компоненты, определяющие темперамент:

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой – большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. [2]

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению  с другими психическими особенностями  человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип  темперамента. [4]

 

1.3 Способности

 

Способности – это индивидуальные признаки личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М. Теплов. [6]

Б.М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» – проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» – формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются. [3]

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

Природа специальных способностей. Изучая конкретно – психологическую  характеристику способностей, можно  выделить более общие качества, которые  отвечают требованиям не одной, а  многих видов деятельности, и специальные  качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых  индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у  людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. [3]

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость  решить сверхзадачу, у человека могут  восстановиться, либо резко усилиться  способности. [4]

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей  направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Взаимосвязь характера, темперамента и способностей

 

Наряду с характером определенная связь темперамента существует и  с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности и мотивация. В совокупности эти  свойства определяют (наряду с темпераментом) индивидуальные различия, которые, по выражению              А. Анастази, порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. [2]

Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может  сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента. [5]

В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы  воспитать нужные свойства характера. [4]

Как для темперамента, так  и для способностей характерна высокая  стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный  возраст (если этот возраст правильно, целесообразно использовать для  развития обнаруженных в детском  возрасте специальных способностей). Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков  в условиях конкретной деятельности. [2]

Я. Стреляу исследовались  взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента [4]. Исследование дало отрицательный  результат. Корреляционных связей между  уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов  с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как  сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов  темперамента. [4]

Заключение

 

  1. Темперамент также не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь: от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.
  2. Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.

Информация о работе Психологические свойства личности