Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 09:40, контрольная работа
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Цель написания контрольной работы: Дать понятие о свойствах человека – темпераменте, характере и способностях. Задачи: Определение темперамента, характера и способностей; Выявить взаимосвязь темперамента, характера и способностей.
Введение
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. [4]
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Эти свойства у всех разные и я бы хотела подробнее познакомить вас с этими свойствами – темпераментом, способностями и характером. [5]
Цель написания контрольной работы:
Дать понятие о свойствах человека – темпераменте, характере и способностях
Задачи:
В отличие от темперамента характер человека относится не к внешним динамическим особенностям поведения, а к внутренним, психологическим основам поступков, зависит от личности человека и от его личного отношения к тому, что он делает. В характере проявляются воля и мотивация поведения человека. Если с определенным сочетанием свойств нервной системы человек рождается на свет, то его характер воспитывается при жизни. [1]
Характер – примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Характер тесно связан с темпераментом. Однако формируется он под влиянием воздействия на человека окружающей его среды, а также самовоспитания. [6]
Типичные черты характера являются результатом воспитания в семье, затем в школе, в коллективе. Они становятся устойчивыми уже в подростковом возрасте и их не так легко переделать. [5]
Поэтому и случается, что столкновение разных характеров часто препятствует взаимопониманию. Как же проявляется характер человека? Характер человека в общении проявляется, прежде всего, в его мировоззрениях, в его оценках и мнениях. Люди с более глубокими знаниями, жизненным опытом, культурно развитые владеют таким характером, который называют легким. Они незлопамятны, отзывчивы, мыслят масштабно. Люди же с ограниченным кругом интересов, малообщительные имеют трудный характер. [4]
Характер образуется в
процессе непрерывного взаимодействия
индивида с окружающими людьми, в
процессе отражения складывающихся
обстоятельств жизни и
Характер человека получает свою содержательность в зависимости от целей, дающих направление его деятельности. Направленность – это характеризующее данного человека, своеобразное переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. Мировоззрение становится убеждением, поскольку оно делается внутренним достоянием личности, глубоко воздействующим на ее деятельность. Само по себе мировоззрение не является предметом изучения психологии; психологи исследуют то, как мировоззрение, становясь убеждением человека, проникает в его сознание и деятельность. С мировоззрением как содержанием направленности тесно связано самоопределение человека, те цели, которые человек перед собой ставит, те средства, которые он предпочитает в борьбе за достижение цели. У людей имеющих одинаковое мировоззрение существуют значительные индивидуальные различия в характерах. Одним словом, мировоззрение, являющееся содержанием направленности человека, является основой характера. [2]
1.2 Темперамент
Темперамент – это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент характеризует тело человека с точки зрения особенностей протекания и интенсивности нервных процессов, обмена веществ, а также типа телосложения (соматотип). Он слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен. [6]
Существует 4 вида темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик. (рис. 1). Каждый тип темперамента единично в человеке существовать не может, как правило, они смешаны, в зависимости от ситуаций.
Четыре типа темперамента рис.1
От темперамента человека зависят:
О людях, которые по-разному – одни быстрее, другие медленнее – реагируют на слова и действия других, говорят, что они обладают различным темпераментом. О тех, кто переходит от одного вида деятельности к другому, также говорят как о людях с разным темпераментом. То же самое касается индивидуальных различий в скорости реакций, в возбудимости и в эмоциональности поведения. [4]
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:
1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой – большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. [2]
Свойства темперамента наиболее
устойчивы и постоянны по сравнению
с другими психическими особенностями
человека. Различные свойства темперамента
закономерно связаны между
1.3 Способности
Способности – это индивидуальные признаки личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М. Теплов. [6]
Б.М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» – проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» – формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются. [3]
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
Природа специальных способностей.
Изучая конкретно – психологическую
характеристику способностей, можно
выделить более общие качества, которые
отвечают требованиям не одной, а
многих видов деятельности, и специальные
качества, отвечающие более узкому
кругу требований данной деятельности.
В структуре способностей некоторых
индивидов эти общие качества
могут быть исключительно ярко выражены,
что говорит о наличии у
людей разносторонних способностей,
об общих способностях к широкому
спектру различных
В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности. [4]
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности. [3]
Наряду с характером определенная связь темперамента существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности и мотивация. В совокупности эти свойства определяют (наряду с темпераментом) индивидуальные различия, которые, по выражению А. Анастази, порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. [2]
Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента. [5]
В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. [4]
Как для темперамента, так
и для способностей характерна высокая
стабильность. Конечно, в формировании
способностей большую роль играют задатки,
система воспитания, сенситивный
возраст (если этот возраст правильно,
целесообразно использовать для
развития обнаруженных в детском
возрасте специальных способностей).
Способности проявляются в
Я. Стреляу исследовались
взаимосвязи между уровнями интеллектуальных
способностей и свойствами темперамента
[4]. Исследование дало отрицательный
результат. Корреляционных связей между
уровнями интеллектуальных способностей
и свойствами темперамента не выявлено.
Это означает, что среди индивидов
с высоким уровнем
Заключение