Психологические свойства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 00:16, реферат

Краткое описание

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи.

Вложенные файлы: 1 файл

темперамент.docx

— 29.10 Кб (Скачать файл)

 

Люди, обладающие бездеятельным характером, пассивны. Бездеятельность вместе с  тем может вызываться глубокой внутренней противоречивостью человека. Но и  в этом случае она не может быть оправдана.

Отношение к людям проявляется  во взаимоотношениях с товарищами, в совместной деятельности в коллективе. По этому принципу различают людей  с общительными и замкнутыми характерами.

В жизни встречаются люди с общительным  поверхностным характером. Они легко  завязывают знакомства в основе которых  отсутствует осознание какой  бы то ни было общности. Таких людей  обычно называют легкомысленными. Они  способны на различного рода неожиданности, и поэтому за ними требуется постоянный контроль. Общительность человека может  быть избирательной, основывающейся на интересе к людям, одинаково с  ним мыслящим. Подобная общительность  положительна, она характеризует  человека как принципиального, последовательного.

Замкнутый характер может быть следствием отрицательного или безразличного  отношения к людям, или глубокой внутренней сосредоточенности (и тогда  она не свидетельствует о безразличии) , или недоверия к ним, осторожности, что бывает, когда человек живет  в чужой ему среде.

Отношение к самому себе. Каждый человек  определённым образом относится  к самому себе. Это отношение содержит в себе осознание своего положения  в коллективе, обществе и обязанностей перед ними. Переоценка своей значимости, возможностей и потребностей свойственна  людям с эгоистическим характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов коллектива, поэтому  такой человек ненадежен, на него нельзя положится. Люди с такой чертой характера в последующем, в период службы, испытывают большие трудности  во взаимоотношениях с сослуживцами. Человек с альтруистическими  чертами характера превыше всего  ставит интересы коллектива, других людей. Альтруизм - важная черта характера, без которой невозможно существование  подлинного коллектива 

Оценка характера

Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно давать некоторые общие оценки: по содержанию, силе, наличию или отсутствию тех  или иных черт. Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности  отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная оценка, без которой нельзя конкретно  и правильно судить о характере.

Оценка характера по силе. Сильными называют характеры тех людей, чьи  поступки, поведение соответствуют  их знаниям и убеждениями. Человек  с сильным характером - надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения то можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той  или иной ситуации.

Оценка характера по свойственным ему чертам: волевые - самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство; эмоциональные - уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность; интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др. Значение характера  Характер, отражая жизнь, в свою очередь  влияет на образ жизни. Человек с  твердым и решительным характером может преодолеть любые препятствия  и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности  и рационально организовав свою жизнь, свой труд.

Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого  человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают  нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы  изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях.

 

Способности.

Природа способностей

Французский философ-материалист, идеолог  революционной буржуазии К Гельвеций (1715 - 1771) - активный сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности - считал, что способности  есть продукт общественный и различаются  они лишь за счет принадлежности человека к той или иной среде. Бытовали и другие мнения видных ученых. Так, например, Ф. Гальтон (1822- 1911) , английский психолог и антрополог, считал, что человек - существо чисто биологическое и способности передаются ему <по наследству>, т.е. являются врожденным свойством. Исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей. Во-первых, социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п. Во-вторых, психологическая сторона способностей, т.е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образовании и т.д. В-третьих, физиологическая сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма и нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными особенностями. Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности.

 

Классификация способностей

Все спосо6ности человека можно  классифицировать, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где  различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память) ; сложные способности, связанные  с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность  критически мыслить, быстро анализировать  обстановку и принимать оптимальные  решения и т.п. ; "демонические", связанные с физиологическими особенностями  организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности  общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это  способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном  сочетании многих особенностей и  качеств личности, проявляющихся  в деятельности; специальные (профессиональные) , дающие возможность достичь высоких  результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные - это  способности человека в неосновном для него виде деятельности. Связующим  звеном между способностями первой и второй групп является особый вид  способностей - творческие. Творчество - деятельность, порождающая нечто  новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их ломку, преобразования, нередко связанные  даже с риском. Творческие способности  человека проявляются в любой  деятельности - научной, художественной, производственной, общественной, воинской. Уровни развития способностей Исходя из определения видно, что способности  позволяют человеку заниматься одним  или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности  и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание  способностей обеих групп, позволяющих  человеку успешно заниматься несколькими  видами деятельности. Например, академик Л. Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку. 14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-математическом и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом знаменитого  Ленинградского физико-технического института, несмотря на то, что еще не имел университетского диплома. Талант - совокупность способностей, которые позволяют получать продукт  деятельности, отличающейся оригинальностью  и новизной, высоким совершенством  и общественной значимостью. Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая  человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.

 

 

 

Список литературы:

 

Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. –Б. Попталис; М. ; Высшая школа; 1996

Философский словарь; Под редакцией  И. Т. Фролова; М. ; 1995

Карл Густав Юнг “Аналитическая психология” ; “Мартис” ; М. ; 1997

Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М, 1990

Гончаров В. “Руководство для высшего  управленческого персонала”

“Конфликт со знаком “плюс” ” журнал “Бизнес” №3,4,1994

“Разрешение конфликта” журнал “Кентавр”  №4,1994

Скотт Дж. “Сила ума. Способы разрешения конфликтов.” Спб, 1993

Фэйр М. “Выиграть может каждый” М, 1992


Информация о работе Психологические свойства личности