Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:08, реферат
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, на самостоятельное рассмотрение которого среди психологов до сих пор нет единого согласия. Одни утверждают, что особого независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент другого психологического процесса. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение
I.Введение
II. Основная часть
1.Понятие внимания в современной психологии. Походы к изучению внимания.
2.Психологические теории внимания:
- Моторная теория внимания Н.Н. Ланге
- Теория внимания Т. Рибо
- Теоретическая концепция внимания П.Я.Гальперина
- Теория установки Д. Н. Узнадзе
- Теория внимания Л.С. Выготского
III.Заключение
IV.Список литературы
В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.
Теоретическая концепция внимания П.Я. Гальперина
Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:
1) внимание является одним из
моментов ориентировочно-
2) по своей функции внимание
представляет контроль за этим
содержанием. В каждом
3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата;
4) с точки зрения внимания, как
деятельности психического
Теория установки Д. Н. Узнадзе
Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.
Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.
Установка, по мнению Д. Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.
С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).
Теория внимания Л.С. Выготского
Историю развития внимания,
как и многих других психических
функций, пытался проследить Л.С. Выготский.
Он писал, что история внимания ребенка
есть история развития организованности
его поведения, что ключ к генетическому
пониманию внимания следует искать
не внутри, а вне личности ребенка.
Произвольное внимание возникает из
того, что окружающие ребенка люди
«начинают при помощи ряда стимулов
и средств направлять внимание ребенка,
руководить его вниманием, подчинять
его своей власти и этим самым
дают в руки ребенка те средства,
с помощью которых он впоследствии
и сам овладевает своим вниманием».
Культурное развитие внимания заключается
в том, что при помощи взрослого
ребенок усваивает ряд
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольное внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.
Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».
Слово, которым пользуется
взрослый, обращаясь с ребенком,
появляется первоначально в роли
указателя, выделяющего для ребенка
те или иные признаки в предмете,
обращающего его внимание на эти
признаки. При обучении слово все
более и более направляется в
сторону выделения абстрактных
отношений и приводит к образованию
абстрактных понятий. Л.С. Выготский
считал, что употребление языка как
средства направления внимания и
указателя к образованию
Заключение
Гений, заметил У.Джемс, —
это внимание, способность сосредоточиваться
на том, мимо чего, не задумываясь, проходит
современник. Но разве любой профессионал
не одарен особым образом сфокусированным
и структурированным вниманием:
педагог, психолог, юрист, врач — каждый
увидит один и тот же предмет сугубо
по-своему, будет пристально изучать
разные его стороны. Более того, характерная
для человека внимательность может
рассматриваться как
В классических теориях внимания
намечен ряд проблем и
Моторные теории внимания,
предложенные Т. Рибо и Н.Н. Ланге, не
прошли для психологии и физиологии
внимания бесследно, хотя и пребывали
в забвении довольно долго. Синтез психологии
и нейрофизиологии в
Начиная с работ классиков психологии сознания, психологи выделяют ряд свойств внимания.
Одни свойства характеризуют внимание как состояние в некоторый заданный момент времени. Это объем внимания, его степень и направленность, отраженные в классических метафорах «зрительного поля» В. Вундта, «волны внимания» Э. Титченера и «потока сознания» У. Джемса. Концентрация внимания прямо пропорциональна его степени и обратно пропорциональна объему.
Другие свойства, характеризующие внимание как процесс, производный от свойств внимания как состояния и описывают их динамику во времени. Это распределяемость, устойчивость и переключаемость внимания. Для оценки этих свойств внимания разработан ряд методик, которые широко применяются в школьной, профессиональной и клинической диагностике, а также в диагностике детского развития.
Становление высших форм внимания рассматривается в двух направлениях.
Во-первых, оно может быть представлено как воспитание внимания, основанное на воспитании волевых качеств личности. Данная линия исследований представлена работами Т. Рибо и Н.Ф. Добрынина.
Во-вторых, развитие внимания
может выступить как его
Список литературы