Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:16, реферат
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Введение...................................................................................................................3
1. Общее понятие о внимании................................................................................5
2. Основные функции внимания............................................................................7
3. Психологические теории внимания..................................................................9
4. Теории ранней селекции...................................................................................15
5. Теории поздней селекции.................................................................................21
6. Теории гибкой и множественной селекции....................................................27
Заключение.............................................................................................................38
Список использованной литературы...................................................................40
Во внимании контроль осуществляется
при помощи критерия, меры, образца,
что создает возможность
Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
Для того чтобы сформировать
новый прием произвольного
Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
Н. Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:
1. Внимание как результат
двигательного приспособления. Раз
мы можем произвольно
2. Внимание как результат
ограниченности объема
3. Внимание как результат
эмоции. Эта теория, особенно развитая
в английской ассоциационной
психологии, указывает на зависимость
внимания от интересности
4. Внимание как результат
апперцепции, т. е. как
5. Внимание как особая
активная способность духа. Некоторые
психологи принимают внимание
за первичную и активную
6. Внимание как усиление
нервного раздражителя. - внимание
обусловлено увеличением
7. Теория нервного подавления
объясняет основной факт
4. Теории ранней селекции
Во время Второй мировой войны и сразу после нее многие психологи принимали участие в решении задач проектирования и эксплуатации сложной военной техники. Анализ взаимодействия человека с техническими системами потребовал нового, общего языка описания. Им стал язык теории информации. Человека и, в частности, работу его центральной нервной системы рассматривали по аналогии с техническими устройствами коммуникации. Одной из первых метафор такого рода стала метафора радио. Приемник настроен на определенную станцию, выделяет и усиливает слабый сигнал на фоне помех и сообщений других станций, без потерь перекодирует полезную информацию из одной формы в другую. Главной при этом является функция селекции. Данная метафора легла в основу первого этапа исследований потока информации. Этот этап завершила модель системы переработки информации. Первые варианты этой модели описаны в виде механических устройств.
Исходным положением модели является идея, что центральная нервная система человека представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (емкостью).
В психологии канал определяется как проводник или путь переноса сенсорных сообщении такого класса, который может быть отвергнут или отобран для дальнейшей переработки.
Вопрос о месте и
механизме селекции в системе
переработки информации стал главным
предметом теоретических
Здесь сохраняется представление о двух основных стадиях переработки информации. На первом этапе одновременно, то есть параллельно, перерабатывается и хранится в течение непродолжительного времени (около 2 с) вся входная информация.
Дальнейшая переработка с целью опознания объектов или анализа значения вербального материала происходит на второй стадии, то есть в системе с ограниченной пропускной способностью.
В конце 50-х годов произошел резкий скачок в числе публикаций, посвященных психологии внимания. Основные положения модели ранней селекции подтверждались в исследованиях зрительного и бимодального восприятия, а также при изучении роли различных физических признаков в отборе информации. Вместе с тем появился ряд фактов, не укладывающихся в эту модель.
Были получены данные, говорящие о влиянии длительной практики на эффективность восприятия содержания нерелевантного канала.
В опытах на расщепленный объем памяти также были получены новые данные, труднообъяснимые с точки зрения теории ранней селекции.
Так, варьировался вид материала,
предъявляемого на правое и левое
ухо. Например, на левое ухо подавали
последовательно: мышь, пять, сыр и
параллельно на правое -- три, ест, четыре.
Испытуемых просили сразу после
прослушивания воспроизвести
Указанные факты, хотя и с трудом, но все еще можно было объяснить, не прибегая к существенному пересмотру теории ранней селекции.
Так, осознание собственного
имени, предъявленного по нерелевантному
каналу, объясняли дополнительной и
постоянной настройкой фильтра на определенные,
специфические для данного
Кроме того, на основании
результатов проведенных
Данные сенсорной переработки,
в отличие от уже опознанного
материала, сохраняются в другом
месте и в течение более
короткого периода. Факты осознания
идентичности релевантного и нерелевантного
сообщений можно объяснить
На основании данных последующих исследований и других материалов экспериментальной критики модели фильтра начался пересмотр первой концепции ранней селекции. Основные идеи такого пересмотра были представлены в виде так называемой модели аттенюатора. Согласно этой модели, после анализа всей поступающей стимуляции на первой сенсорной стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на определенном физическом признаке, фильтр ослабляет интенсивность нерелевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Как выяснилось позже, это предположение подкрепляют данные психофизиологических исследований. Вызванные потенциалы на невнимаемое сообщение гораздо слабее, чем на снимаемое.
Дальнейшее развитие и
экспериментальная разработка модели
аттенюатора пошли по линии уточнения
и обогащения представлений о
новом пороговом виде селекции информации.
Это было необходимо, потому что
первая версия модели не прояснила
вопроса ограничений
На основании сравнительного
анализа показателей
Селекция может произойти внутри системы идентификации слов, причем не на каком-то одном, фиксированном уровне, а в ряде пунктов последовательной переработки. Как релевантная, так и нерелевантная стимуляции поступают на входы анализаторов, специализированных на различении определенных характеристик стимулов. Анализаторы образуют сложную и гибкую перцептивную систему, организация которой меняется в зависимости от требований задачи и условии ее решения. Каждый анализатор в то же время выполняет функцию тестирования, то есть сортировки поступающих входов на релевантные и нерелевантные. Система тестов схематически может быть представлена в виде дерева, последние ветви которого как бы входят в словарь -- каждая к определенной словарной единице. Критерии отбора любого теста плавает по измерению его спецификации. Его значение зависит от постоянных ожиданий субъекта и меняется в соответствии с текущими. Положительное решение о дальнейшей переработке может быть вынесено и для сигнала, ослабленного на стадии физической фильтрации. Экономия в работе перцептивных механизмов заключается в уменьшении количества тестов-анализаторов, необходимых для опознания входной стимуляции.
Подчеркнем два главных отличия данной модели селекции от модели фильтра.
Во-первых, на ранней стадии анализа стимуляция нерелевантных каналов не блокируется полностью, а лишь ослабляется.
Во-вторых, вводится группа механизмов селекции в канале ограниченной емкости, то есть на стадии восприятия.
Отсеивание происходит до
момента полной идентификации, и
для подавляющей части
Это положение изменило представления психологов о механизмах селекции.
Процесс ранней фильтрации
понимается теперь как полная сенсорная
переработка релевантного, то есть
обладающего ключевым признаком
канала, и лишь частичный (по меньшему
числу физических признаков) анализ
нерелевантного канала. Таким образом,
роль нерелевантного канала, трактуется
не столь механистически: дело не в
изменении интенсивности
Кроме того, расширяется представление о процессе селекции в целом. Дополнительно к фильтрации плодятся процессы классификации и категоризации. Процесс классификации происходит на выходе канала ограниченной емкости. Он заключается в настройке системы в пользу определенных ответов.
Третий, и последний, процесс
селекции называется категоризацией.
Он включает в себя как настройку
входа системы, так и ее выхода.
Настройка выхода, подобно процессу
классификации, означает увеличение склонности
к ответу или группе ответов определенного
вида. Настройка входа заключается
в сокращении количества различаемых
признаков. Экономия, то есть разгрузка
канала ограниченной емкости, получается
при действии любого из трех указанных
механизмов селекции. Более всего
эффективна стратегия фильтрации. Процессы
же классификации и особенно категоризации
менее эффективны, но зато чаще используются
в повседневных ситуациях. Общая
стратегия переработки
Данные исследований, противоречащих
ранним представлениям, объясняется
важным, но ранее не учитываемым
различием экспериментальных
5. Теории поздней селекции
Параллельно и в полемике с теориями раннего отбора в когнитивной психологии возникает и разрабатывается альтернативный взгляд на место селекции в последовательности процессов переработки информации. В 1963 году вышла статья, авторы которой, английские психологи Диана Дойч и Антони Дойч выступили самым решительным и определенным образом против теории ранней селекции и выдвинули свою, альтернативную гипотезу позднего отбора информации. Эта гипотеза основывалась на ранее известных экспериментальных фактах, а также на результатах исследования эффектов общей, неспецифической активации, в частности, явлений привыкания.
Привыканием называют постепенное
уменьшение и исчезновение первоначального
ответа при многократном предъявлении
стимула, вызывающего этот ответ. Данные
исследований привыкания и ориентировочной
реакции говорят о том, что
механизм фильтрации может работать
на основании продуктов сложной
переработки стимуляции вплоть до уровня
значения. Авторы ссылаются на эксперименты,
в которых наблюдалось
Д. Дойч и А. Дойч, поставили под сомнение существование механизма ранней фильтрации. По их мнению, ограничения в системе переработки лежат гораздо ближе к выходу, а именно -- на стадии осознания, принятия решения и ответа. Селекция происходит после семантического анализа всех знакомых стимулов.