Психологические теории девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:31, реферат

Краткое описание

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.

Содержание

Введение
Психические основы девиантного поведения
Основные причины девиантного поведения
Наркомания
Пьянство и алкоголизм
Проституция
Суицидное поведение
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
Правонарушения
Социальный контроль над девиантным поведением
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

мое.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 

 

 

    Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.

Наша  исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы  являются основными рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается  формирование девиантного поведения и самосознания.   

 Как  правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.  

Основные  факторы социального контроля:

1. Методы  и средства  социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального  контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

2. Существенное  сужение репрессивных мер воздействия.  Лишение свободы приводит  личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

3. Создание  гибкой и разветвленной системы  социальной помощи, включающие государственные,  общественные, благотворительные и  иные структурные звенья. Неплохо  зарекомендовали себя общественные  организации  по принципу “самопомощи” (группы анонимных  алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

4. Нравственное  вознаграждение и духовное развитие  граждан на принципах общечеловеческой  морали и духовных ценностей,  свободы совести и слова, индивидуального  поиска смысла жизни (кризис  духа или утрата смысла жизни  – важный фактор девиантного поведения ). Создание ”институтов согласия” и “институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

5. Жесткий  контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на “изделия” черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

6. Изменение  менталитета граждан, выросших  в условиях тоталитаризма. Формирование  средствами массовой информации, учебными и просветительскими  организациями более терпимого  и милосердного отношения к  инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

7. Подготовка  и переподготовка кадров, которые  были бы способны работать  с представителями “социального  дна”: работников правоохранительных  органов, особенно специализирующихся  на работе с молодыми правонарушителями  в местах лишения свободы; социальных  педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных  работников – всех тех, кто  уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.  

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

   

 Для  раскрытия природы и причины  социальных отклонений необходимо  исходить из того, что они как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.  

 Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества.  

 Социальные  отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы.  Более того, разнообразие отклонений  превышает разнообразие норм, ибо  норма типична, а отклонения  могут быть весьма индивидуализироанны.   

 Аморальный  поступок одного человека может  быть совершенно не похож на  поступок другого даже преступлению  признаки, которых четко зафексированны  в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.  

 Отклонения  от социальных норм, несмотря  на большое разнообразие, имеют  некоторые общие причины, поддерживающие  их существование, а подчас  ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся  к объективным и субъективным  противоречиям общественного развития которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения ( преступность , алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых ( познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).  

 В  период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а  они приводят  к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить  жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность н будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.  

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

1.      Основы социальной работы : Учебник/ Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998.

2.      Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид. лит., 1989.

3.      Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера.–Самара: Издательский Дом (БАХРАХ), 1997.

4.      Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.–Мн: Университетская, 1991. 

5.      Чудковский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. – Ростов-на-Дону: изд-во (Феникс), 1997.

6.      Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. – Мн.: (Хелтон), 1998. 


Информация о работе Психологические теории девиантного поведения