Психологические теории темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить тип темперамента,
определить стили поведения в конфликте;
установить влияние темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние темперамента на поведение в конфликтной ситуации.doc

— 696.00 Кб (Скачать файл)

Весомый вклад в разработку этой проблемы внес В. С. Мерлин. [11]. По мнению В. С. Мерлина, «внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности».

Другая группа внутренних условий, по мнению В. С. Мерлина, вязана с субъективной неразрешимостью ситуации.

Психологические исследования конфликтов, объединенные по предмету, традиционно рассматриваются по степени вовлеченности как внутриличностные, межличностные, индивид – группа  и межгрупповые.

 

 

1.4. Классификация конфликтов и стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Психологические исследования межличностных конфликтов являются в настоящее время наиболее распространенными (Анцупов А. Я. , Гришина Н. В.  Баклановский С. В. и другие). Многие исследователи межличностных конфликтов отмечали, что причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, это могут быть сугубо психологические – антипатия, активная неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметь реальную производственную или организационную основу. Однако, недостаточность общей культуры, воспитания и низкий уровень культуры профессионального общения, организационного взаимодействия приводят к тому, что производственный или организационный конфликт достаточно быстро переходит в межличностный.  И наоборот, даже тогда когда конфликтуют два человека, от работы отвлекаются целый ряд сотрудников для выяснения и преодоления противоречий.

Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы,  чувства.   Внутриличностные конфликты могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Социальное поведение вообще обусловлено  не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностями человека.

Межгрупповые конфликты в психологических исследованиях представлены ограниченно,  в основном связаны с анализом причин производственных конфликтов. В таких конфликтах могут участвовать противоборствующие группировки в рамках одного подразделения; группы, состоящие из членов разных структурных единиц (бригад,  цехов и т.д.) объединения лиц различного служебного ранга и работающих в разных подразделениях предприятия. Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.[2].

Конфликты "индивид-группа" также изучены недостаточно. В психологических исследованиях таких конфликтов перспективным является рассмотрение группы как субъекта деятельности. Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако, он многоплановый.

Группа включает в себя целую систему отношений, и она определенным образом организованна. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляться еще и причины, обусловленные групповой организации.

Существуют различные подходы, как к описанию типологий  конфликтных личностей, так и описанию их поведения в конфликтных ситуациях. Тем не менее, общим является признание наличия особенностей в проявлениях определенных типов личности в трудных межличностных ситуациях непосредственно в ситуациях конфликтного взаимодействия.Здесь мы подходим к понятию «стратегия поведения» и «выбор стратегии поведения» в трудных ситуациях

Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования на трудные ситуации.

Активная стратегия реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды, Активность может носить различный характер.[2].

Конструктивный – повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности  и общения.

Деструктивный – дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшению функционирования, нервные вспышки, истерические реакции.

Пассивная  стратегия  поведения, деятельности общение в трудной ситуации может быть реализована так же в двух формах.
Приспособление – рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам. Снижение эффективности деятельности до уровня соответствующего изменившимся условиям.
Уход от ситуации – реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление наркотиков и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

2.1 Методический инструментарий и ход исследования.

Исследование проводилось на учащихся АмГПГУ. В эксперименте приняли участие  10 испытуемых.

Объектом является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте.

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Поставлены следующие задачи:

  1. подобрать методики для исследования;
  2. выявить тип темперамента и стили поведения в конфликте;

3) установить  влияние темперамента на выбор  стратегий поведения в      конфликте.

Гипотеза: так как темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, личности с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения в конфликте.

Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:

1.Личностный опросник Айзенка для определения основных типов темпперамента и качеств личности типа интроверсия – экстраверсия эмоциональная устойчивость – неротизм, состоящий из 57 вопросов.Испытуемым предлагалась следующая инструкция: Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения и ваших особенностей. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы выбрали ответ «да», поставьте крестик или галочку в графе «да». Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) соответственно в графе «нет»

2.Тест К.Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации.

К. Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:

а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;

г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях  они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ полученных результатов. Выводы.

Данные по каждой методике занесены в таблицу. На основе табличных данных были построены графики.

Таблица 1

Испытуемый №

 

экстраверсия

нейротизм

1

9

10

2

12

14

3

10

21

4

9

19

5

16

17

6

8

9

7

13

15

8

9

20

9

10

18

10

15

18


 

 

Таблица 2

Испытуемый №

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

соперничество

3

3

8

3

11

3

3

9

4

10

сотрудничество

9

8

6

6

6

9

8

7

7

7

компромисс

5

4

5

9

8

6

5

5

9

8

избегание

9

6

4

4

5

8

6

4

5

6

приспосабливание

4

9

7

8

0

4

9

6

9

1


 

Анализ полученных данных показал, что испытуемые с явно выраженным холерическим типом темперамента тяготеют к проявлению стратегии типа  “соперничество”. У испытуемых с высокими показателями нейротизма прослеживается некоторая социальная активность, проявляющаяся в суммарном увеличении значений по шкалам “сотрудничество”, “компромисс”, “соперничество”. Испытуемые со средними показателями “нейротизм –экстраверсия” тяготеют к проявлению стратегии типа “сотрудничество” и “компромисс” Можно сделать вывод, что определенные типы темперамента влияют на поведение в конфликте, и, соответственно, на выбор стратегии поведения в конфликте. 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключение.

 

В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам изучения человека в конфликтной ситуации. Изучение конфликта, как неотъемлемой части социального взаимодействия  и темперамента, как основы психодинамической организации личности, занимает важное место в социальной психологии.

Конфликты пронизывают все сферы общественной жизни и, поэтому, человек сталкивается с ними постоянно, но нельзя приписывать им только отрицательные функции, т.к. часто в процессе конфликта можно найти новое, интересное решение проблемы.

Конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, определенного стиля поведения, выбор которого зависит от личностных особенностей, в том числе и особенностей темперамента.

Информация о работе Психологические теории темперамента