Психологические условия эффективного проведения различных направлений воспитательной работы с осужденными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

С позиций психологической науки рассмотрение феномена наказания в трехракурсном плане (покарание и исправление преступников, профилактирование совершения новых преступлений) обосновывается спецификой психологических закономерностей и механизмов необходимых при этом мер пенитенциарного воздействия. В психологическом аспекте наказание как кара, базируясь на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет действенной, если суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и стремиться к позитивным самоизменениям.

Содержание

1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников……………………………………………………………………..3
2. Режим отбывания наказания. Его функции и механизмы позитивного воздействия на психику осужденных…………………………………………..6
3. Труд осужденных и психологические условия его влияния на личность осужденных……………………………………………………….…..10
4. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка как психологически обоснованные средства исправления осужденных…………13
5. Психологические условия эффективного проведения различных направлений воспитательной работы с осужденными…………………...…...15
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль.работа-Пенитенциарная психология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а предохраняет человека от личностного распада. В целом он организует психику человека, интегрирует его жизнедеятельность определенной целеустремленностью, создает условия для рационального межличностного общения, организует структурирование микросреды. Хорошо организованный труд — это мостик связи человека с социальной действительностью.

Правильно организованный полезный труд способствует гармоническому развитию физических и умственных качеств осужденного и оказывает преобразующее воздействие на его личность. Широко известно выражение Ф. Энгельса, что труд создал человека. Труд воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке положительные моральные, этические, нравственные и правовые программы. Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные не имеют трудовых навыков и в связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию в трудовом процессе, а в настоящее время и администрация исправительных учреждений не всегда уделяет этому вопросу должное внимание.

Социально-психологические дефекты в личности осужденных в значительной мере определяются их отрицательным отношением к труду, отсутствием соотношения между потребностями и мерой труда. Однако труд может и должен воздействовать на личность преступника с укоренившейся иждивенческой психологией, помочь такому человеку найти свое место в жизни, по возможности стать полноправным членом общества. Трудовой процесс должен быть основой для восприятия общественно полезных взглядов и навыков, мотивов и целей. Выработке трудовых навыков способствует общий ритм трудового процесса, его постоянство, развивающее стереотип определенных привычек, навыков и деятельности. В целях воздействия на преступника в ИТУ создаются такие условия, при которых от осужденного постоянно требуются трудовые усилия. Только постоянство трудовых усилий создает привычку, а затем и потребность в труде*. Интерес к работе, увлеченность трудовым процессом способствуют изменению комплекса психических состояний, что в свою очередь позволяет активизировать и деятельность по перевоспитанию такой личности. Трудовые процессы способствуют и накоплению опыта, формированию системы положительных связей и т. д.[2]

Труд должен способствовать изменению основной направленности личности. Отсюда процесс труда должен заинтересовывать осужденного, ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не только физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью и бесцельностью, а вовлекать в свой процесс физические и умственные силы человека. Большое психологическое значение имеет внедрение в подразделения ИТУ методов экономической реформы. Доведение этих методов до сознания каждого осужденного пробуждает трудовую активность, заставляет многих из них думать об улучшении трудового процесса. Главная же цель воспитательного процесса — сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда это будет достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и конкретно осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций осужденному, который заведомо с ними не может справиться. Огромной силой воспитательного воздействия обладают все формы производственной деятельности, соревнования, перенесенные с определенными изменениями в деятельность ИТУ. Это создает условия для полного восприятия осужденными опыта нормальных трудовых взаимоотношений между людьми на свободе.

 

 

 

 

 

4. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка как психологически обоснованные средства исправления осужденных

 

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК оно является одним из основных средств исправления осужденных.

Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции Российской Федерации права граждан на образование.

В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.

По уголовно-исполнительному закону не привлекаются к общему образованию осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. Такой подход вызван спецификой режима отбывания этого вида лишения свободы, отсутствием необходимых предпосылок для организации общеобразовательного обучения. Вместе с тем осужденным этой категории создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования.

Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.

Получение осужденными среднего образования, как важный фактор позитивного развития личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Не являются обязательными профессиональное образование и профессиональная подготовка для осужденных — инвалидов 1 или II групп, а также для осужденных мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет. Однако при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку.[3]

В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

1) обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы;

2) обучение на производстве исправительных учреждений.

Обучение в профессионально-технических училищах является основным видом профессионального обучения осужденных к лишению свободы, однако осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную подготовку только непосредственно на производстве.


5. Психологические условия эффективного проведения различных направлений воспитательной работы с осужденными

 

В связи с гуманизацией процесса отбывания наказания на первый план выдвигается социально-воспитательная работа с осужденными, подозреваемыми и подследственными.

Основная задача в этом направлении – создать максимальные условия для ресоциализации осужденных, подготовке их к жизни на свободе.  Это подразумевает целый комплекс мер, предусматривающий улучшение бытовых условий, обучение и трудовую адаптацию, правовое просвещение, работу психологов, восстановление и укрепление связей с родственниками.

Основной целью деятельности психологической службы УФСИН России является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики.

Основными задачами психологической службы в работе с осужденными являются следующие:

    постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного;

    оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;

    психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятых на хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям.

Основные виды работ, выполняемые сотрудниками психологической службы УФСИН России с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми:

    обследование осужденных, этапируемых из следственных изоляторов в исправительные учреждения, подготовка их психологических портретов (характеристик) для формирования личных дел (психологический портрет или характеристика пишется по результатам углубленного изучения индивида и содержит в себе описание его личностных и индивидуально-психологических особенностей, способствовавших совершению преступления, вероятностный прогноз поведения в различных ситуациях, а также рекомендации по организации воспитательной и психокоррекционной работы с ним);

    изучение вновь прибывших осужденных в карантине, составление характеристик, психологических портретов, разработка рекомендаций по индивидуализации исполнения наказания и организации воспитательной работы с ними;

    участие в решении вопросов о распределении осужденных по отрядам и отделениям, подозреваемых и обвиняемых по камерам, предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения, изменения условий отбывания наказания, разрешения выезда за пределы исправительного учреждения;

    изучение личности осужденных и оказание им психологической помощи в процессе адаптации к условиям изоляции;

    выявление лиц, склонных к деструктивным формам поведения (имеющих выраженные признаки психических отклонений, склонных к агрессии, аутоагрессии и т.п.), подготовка материалов для их постановки на профилактический учет, разработка рекомендаций, программ по работе с ними;

    изучение социально-психологической обстановки в отрядах, отделениях и бригадах осужденных, проведение мероприятий по ее оптимизации;

    проведение групповой и индивидуальной психокоррекционной работы с осужденными, участие в разработке программ их исправления;

    осуществление индивидуального психологического консультирования по вопросам, требующим участия специалиста;

    проведение психопрофилактической и просветительской работы;

    оказание психологической помощи осужденным в вопросах профориентации, формирования позитивного отношения к труду, в подготовке к освобождению из исправительных учреждений;

    психологическое консультирование родственников осужденных при наличии запроса с их стороны и разрешения руководства учреждения.

Работа психолога уголовно-исполнительной системы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми осуществляется в соответствии с международными актами и российским законодательством. Принимаются во внимание их индивидуальные потребности, социальное прошлое, история совершения преступления, физические и умственные способности, темперамент, продолжительность срока заключения, а также возможности после освобождения.[4]

Участие осужденных в проводимых мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. При отказе осужденного от сотрудничества с психологом, последний проводит разъяснительную работу с целью изменения мотивации осужденного. В случае окончательного отказа об этом делается отметка в карточке индивидуальной воспитательной работы с осужденным как отказ от участия в проводимых воспитательных мероприятиях.


Список литературы

 

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2003. – 380 с.

2.Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. – Рязань 2001. – 289 с.

3.Васильев В.Л.  Юридическая психология. – М.: Юрид. 1991. – 300 с.

4.Исправительно-трудовая психология: Учебн. пособие/Под ред. К.К. Платонова, А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева. – Рязань 2005. – 420с.

5.Немов Р.С.  Психология. Учебное пособие в 3-х томах. – М., 2001. – 375 с.

6.Чуфаровский Г.Г. Юридическая психология. – М.,2006. – 346 с.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 2008. – 350 с.

 

 

2

 



[1] Чуфаровский Г.Г. Юридическая психология. М.,2006. – С. 205.

 

[2] Немов Р.С.  Психология. Учебное пособие в 3-х томах. М. – 200. – С.286.

[3] Исправительно-трудовая психология: Учебн. пособие/Под ред. К.К. Платонова, А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева. Рязань 2005. – С. 198.

 

[4] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2008. – С. 301.

 


Информация о работе Психологические условия эффективного проведения различных направлений воспитательной работы с осужденными