Психологические факторы девиантного поведения в системе НПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: на основании анализа теоретических концепций проблемы девиаций среди молодёжи и обобщения опыта профилактической деятельности разработать методические рекомендации по осуществлению профилактики ПАВ в образовательном учреждении НПО, посредством организации социально - психолого – педагогического сопровождения процесса адаптации первокурсников.

Содержание

1. Введение…………………………………………...…………….3
2. Психологические факторы девиантного поведения в системе НПО………………………………………………………………...5
* Девиантное поведение как социально - психологическая проблема…………………………………………………………...5
* Социальная адаптация первокурсников учреждений НПО
как фактор влияния на девиантное поведение……………..8
3. Заключение…………………………………………..…………12
4. Список литературы……………………………………...….….13

Вложенные файлы: 1 файл

ППО.docx

— 34.31 Кб (Скачать файл)

«группы риска», что в свою очередь предполагает возможные адаптационные затруднения.

Третьей особенностью хотелось бы выделить мотивацию выбора образовательного маршрута абитуриентами.

Исходя из сложившейся  ситуации, можно обозначить главной  воспитательной задачей образовательного учреждения профилактическую работу, направленную на формирование социально - мобильного выпускника, способного к  дальнейшей успешной личностной и профессиональной адаптации в социуме. Ведь, чем  гибче будут установки и взгляды  личности, тем шире будет ее социальный ареал, т.е. она может быть включена в большее число общественных групп. Чем шире поле взаимодействия с окружающим миром, тем разнообразнее  и продуктивнее жизнь. Следовательно, число степеней свободы у такой  личности растет, а ее уязвимость падает. Напротив же, не обладающий определённой мобильностью  человек в условиях постоянно меняющегося мира рано или поздно оказывается в конфликте с окружающей средой, “не вписавшись” в новые обстоятельства. В этих условиях зрелая личность обладает достаточным арсеналом средств для достижения разумного компромисса, не наносящего урона ни общественному порядку, ни самой личности. Не зрелая же личность в конфликтной ситуации жестоко ограничена в выборе линии поведения. Она может лишь либо поступиться своими принципами, либо пойти на открытую конфронтацию с обществом. В первом случае неизбежен внутренний конфликт. При этом человек оказывается неудовлетворенным и постоянно ищет выход из сложившегося положения. Многие его находят в пассивном протесте: в алкоголе, наркотиках и прочих формах зависимости, либо в агрессивных формах поведения.

Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в учреждении НПО

             Для успешного решения задач  профилактики социальной и средовой  дезадаптации  подростков, требуется принять некоторые принципиальные положения.

             Во-первых, рассматривать воспитание  как комплекс целенаправленных  и специально организуемых мер  по обеспечению и оптимизации  процессов средовой адаптации  обучающихся через создание условий  для удовлетворения их базальных  потребностей.           

 Во-вторых, воспитательный  процесс не следует ограничивать  комплексом, даже самым продуманным  и полным «голых» назиданий  и наставлений, так как сами  по себе они носят скорее  информационный, чем воспитательный  смысл.              

В-третьих, в ракурсе образовательного учреждения для нормальных личностей  нет никакого смысла различать профилактику девиантных форм поведения и сам воспитательный процесс, так как, по моему мнению, именно средовая адаптация обучающегося, обеспечивающая оптимальные условия его личностного роста и развития, а отнюдь не какие-то особые специфические мероприятия предупреждают девиантное поведение личности.           

 Безусловно, что понятие  «профилактика» приобретает совсем  иной смысл и иное значение  в сфере здравоохранения, в  правозащитных органах, поскольку  в функции этих органов не  входит воспитание здоровых подростков, они имеют дело с подростками,  у которых уже есть отклонения. В систему образования приходят  все обучающиеся,  и большая  часть их без признаков отклоняющегося  поведения.    Поэтому сам  факт появления таковых нужно  рассматривать уже как недоработки  или ограниченные возможности  воспитания. В образовании это  уже не профилактика, а реабилитация, причем не по признакам зависимости  или подпадания, а по нормам  нравственности и гражданственности.  Таким образом, в этом смысле  профилактические меры в системе  образования не могут быть  специфическими (профилактика наркоманий, девиантного поведения и т.п.), профилактика в системе образования – это воспитание и социальная адаптация обучающегося.            

 Другое дело, когда  у воспитанника уже начинают  выявляться и определенная направленность  отклонений, и девиантные тенденции – тут совершенно необходимо участие специалистов – психологов, наркологов, юристов и чем раньше, чем эффективнее будет их участие, чем теснее взаимодействие с воспитателем, тем больше шансов спасти и реабилитировать обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Данная работа посвящена проблеме  девиантного поведения в подростковой и юношеской среде.

Анализируя работу,  можно  сделать следующие выводы:

   * вопросы девиантного поведения личности в обществе актуальны среди молодежи;

   *  девиантное поведения личности  носит негативный характер и представляет серьезную опасность в современном обществе;

   * профилактика –  главная  задача воспитательной  работы в учреждении НПО;

          Чтобы бороться с ростом девиантного поведения среди детей и подростков, требуются подходы, сочетающие работу на индивидуальном уровне с мерами, предпринимаемыми на организационном уровне школы, внешкольных спортивных, культурно-досуговых и других учреждений. Требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создать такой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантного поведения.

           Проблема подросткового девиантного поведения имеет психологические, педагогические, социальные, юридические и др. аспекты. Несмотря на все предпринимаемые сегодня государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в общественной сфере. Резко сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационных фильмов; разрушена сеть детских специализированных кинотеатров; цены на детские книжные издания чрезмерно высоки; такое мощное средство нравственного воздействия на подрастающее поколение, как телевидение, далеко не полностью использует свои художественно-эстетические возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнему требует повышение педагогической и психологической культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшей функции – предупреждение и коррекцию неблагоприятных явлений социальной дезадаптации подрастающего поколения.

 

Список литературы

   1. Кондратенко В.  Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 2008.

   2. Нарушения поведения  у детей и подростков. — М., 2001.

   3. Психосоциальная  коррекция и реабилитация несовершеннолетних  с девиантным поведением / Под ред. С. А. Беличевой. — М., 1999.

   4. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. — М., 2007.

 


Информация о работе Психологические факторы девиантного поведения в системе НПО