Психологические факторы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:10, реферат

Краткое описание

В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Решению этого вопроса и будет посвящена данная работа, на страницах которой необходимо определить психологические факторы внутрисемейного воспитания и остановиться на традиционных ошибках семейного воспитания, а также способах их исправления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи ………...5
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании
характера детей …………………………………………………………………. 7
2.1 Классификация типов семейных отношений ………………………………7
2.2 Классификация стилей воспитания …………………………………………9
2.3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка,
формирование его личностных особенностей ………………………………...10
3. Ошибки семейного воспитания ……………………………………………...15
3.1 Воспитание и потребность в эмоциональном контакте …………………..15
3.2 Воспитание и потребность смысла жизни ………………………………...15
3.3 Воспитание и потребность достижения …………………………………...16
3.4 Воспитание как реализация определенной системы ……………………...17
3.5 Воспитание как формирование определенных качеств …………………..17
4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье ………...19
Заключение ………………………………………………………………………23
Список литературы ……………………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

НОЧУ ВПО.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

НОЧУ ВПО "Институт бизнеса и  права"

 

Факультет рекламы, маркетинга и управления

Кафедра рекламы

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Психология и педагогика

на тему: «Психологические факторы  внутрисемейного воспитания.»

 

Выполнил: студентка дистантного  отделения,

1 курса, группы Р – 1 (Д)

Золотова Виктория Викторовна

 

Принял: ___________________________________________________

 

Оценка:

________________

«____»__________________   г.

 

Москва  –  2011 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи ………...5

2. Типы семейных взаимоотношений  и их роль в формировании 

характера детей ………………………………………………………………….  7

2.1 Классификация типов семейных  отношений ………………………………7

2.2 Классификация стилей воспитания  …………………………………………9

2.3 Влияние типа воспитания на  поведение ребенка, 

формирование его личностных особенностей ………………………………...10

3. Ошибки семейного воспитания  ……………………………………………...15

3.1 Воспитание и потребность  в эмоциональном контакте …………………..15

3.2 Воспитание и потребность смысла жизни ………………………………...15

3.3 Воспитание и потребность  достижения …………………………………...16

3.4 Воспитание как реализация  определенной системы ……………………...17

3.5 Воспитание как формирование  определенных качеств …………………..17

4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье ………...19

Заключение ………………………………………………………………………23

Список литературы ……………………………………………………………..25

Введение

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и  других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его  рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Определяющая роль семьи обусловлена  ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего  в ней человека. Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения, начинает происходить и формирование его будущего характера. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастут дети.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное  воздействие на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления  личности, то, естественно, именно семье  должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство.

К сожалению, современные семьи  переживают не лучшие времена. В большинстве  нынешних семей основные силы и время  родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни - 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного  воспитания детей в семье следует  отметить следующие:

- невысокий экономический уровень  большинства трудовых семей;

- низкая культура общественной жизни;

- двойная нагрузка на женщину  (работа, семья );

- высокий процент разводов;

- обострение конфликтов между  поколениями;

- увеличение разрыва между семьей  и школой,

В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о  том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Решению этого вопроса и будет посвящена данная работа, на страницах которой необходимо определить психологические факторы внутрисемейного воспитания и остановиться на традиционных ошибках семейного воспитания, а также способах их исправления.

1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную  литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.

Главное в воспитании маленького человека - достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

По данным исследований, семья отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволяет вывести определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности.

Не буду приводить ужасающие  сравнения, характеризующие ухудшение  семейного воспитания по сравнению с недавним прошлым. Отмечу лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести  в различных ситуациях. Очень  важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. А если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать не хорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, то все воспитание может пойти насмарку.

Поэтому первая задача родителей - ежедневными положительными примерами влиять на процесс воспитания. Вторая задача - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.

Подытоживая эти, в общем, хорошо известные  воспитательные функции семьи, можно  сделать следующие выводы:

- влияние семьи на ребенка  сильнее всех других воспитательных  воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в  семье сформированы быть не  могут;

-семья осуществляет социализацию  личности, является концентрированным  выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию;

- семья обеспечивает преемственность  традиций;

-важнейшей социальной функцией  семьи является воспитание гражданина, будущего семьянина и законопослушного  члена общества;

- существенное влияние семья  оказывает и на выбор профессии.

2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

2.1 Классификация типов семейных  отношений

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Поскольку в каждой семье  складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. В связи с этим, выделяют четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, но при этом они должны исходить из целей воспитания, норм морали и конкретных ситуаций, в которых им необходимо будет принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те, кто предпочитает всем видам воздействия, приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которой отвечает на принуждение и угрозы своими контрмерами: лицемерием, враньем, грубостью, а в некоторых случаях и ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, то родителям не стоит обольщаться, так как вместе с ним, оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в свои силы. Постоянный диктат со стороны родителей, игнорирование интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, его касающихся - все это гарантия серьезных неудач в вопросе формирования личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот и трудностей, принимая их на себя. При данном типе семейных отношений, вопрос об активном формировании личности, отходит на второй план. В центре воспитательного воздействия оказывается другой вопрос - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Тем самым, родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальной жизнью. Именно эти дети оказываются менее приспособленными к жизни в коллективе. Именно у этой категории подростков бывает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз именно эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. И хотя опека очень сильно отличается от диктата, результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициативность, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, а тем более от общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей, как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем, такой вариант может встречаться как в неустроенных семьях, так и в благополучных.

Сотрудничество, как тип взаимоотношений  в семье, предполагает подчинение межличностных  отношений в семье общим целям  и задачам в совместной деятельности ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество и где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с просьбой и получить помощь, обретает особое качество, становиться группой высокого уровня развития - коллективом.

2.2 Классификация стилей воспитания

Большое значение в формировании самооценки ребенка, имеет стиль семейного  воспитания, т.е. принятые в семье ценности.

Психологи выделяют три стиля семейного  воспитания:

- демократический;

- авторитарный;

- попустительский.

Демократический стиль характеризуется  гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не раздражает ребенка, напротив, он прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и хотят стать такими же.

Авторитарный стиль родителей  в отношениях с детьми характеризуется  строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные  средства этого стиля. У детей  он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном стиле отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных и мстительных.

Информация о работе Психологические факторы семейного воспитания