Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:10, реферат
В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Решению этого вопроса и будет посвящена данная работа, на страницах которой необходимо определить психологические факторы внутрисемейного воспитания и остановиться на традиционных ошибках семейного воспитания, а также способах их исправления.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи ………...5
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании
характера детей …………………………………………………………………. 7
2.1 Классификация типов семейных отношений ………………………………7
2.2 Классификация стилей воспитания …………………………………………9
2.3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка,
формирование его личностных особенностей ………………………………...10
3. Ошибки семейного воспитания ……………………………………………...15
3.1 Воспитание и потребность в эмоциональном контакте …………………..15
3.2 Воспитание и потребность смысла жизни ………………………………...15
3.3 Воспитание и потребность достижения …………………………………...16
3.4 Воспитание как реализация определенной системы ……………………...17
3.5 Воспитание как формирование определенных качеств …………………..17
4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье ………...19
Заключение ………………………………………………………………………23
Список литературы ……………………………………………………………..25
НОЧУ ВПО "Институт бизнеса и права"
Факультет рекламы, маркетинга и управления
Кафедра рекламы
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Психология и педагогика
на тему: «Психологические факторы внутрисемейного воспитания.»
Выполнил: студентка дистантного отделения,
1 курса, группы Р – 1 (Д)
Золотова Виктория Викторовна
Принял: ______________________________
Оценка:
________________
«____»__________________ г.
Москва – 2011 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи ………...5
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании
характера детей ………………………………………………………………
2.1 Классификация типов семейных отношений ………………………………7
2.2 Классификация стилей
2.3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка,
формирование его личностных особенностей ………………………………...10
3. Ошибки семейного воспитания ……………………………………………...15
3.1 Воспитание и потребность
в эмоциональном контакте ……………
3.2 Воспитание и потребность смысла жизни ………………………………...15
3.3 Воспитание и потребность достижения …………………………………...16
3.4 Воспитание как реализация
определенной системы …………………….
3.5 Воспитание как формирование
определенных качеств …………………..
4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье ………...19
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………..25
Введение
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения, начинает происходить и формирование его будущего характера. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастут дети.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство.
К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни - 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье следует отметить следующие:
- невысокий экономический
- низкая культура общественной жизни;
- двойная нагрузка на женщину (работа, семья );
- высокий процент разводов;
- обострение конфликтов между поколениями;
- увеличение разрыва между
В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Решению этого вопроса и будет посвящена данная работа, на страницах которой необходимо определить психологические факторы внутрисемейного воспитания и остановиться на традиционных ошибках семейного воспитания, а также способах их исправления.
1. Роль семьи в развитии
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.
Главное в воспитании маленького человека - достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.
По данным исследований, семья отражает
и школу, и средства массовой информации,
и общественные организации, и друзей,
и влияние литературы и искусства.
Это позволяет вывести
Не буду приводить ужасающие сравнения, характеризующие ухудшение семейного воспитания по сравнению с недавним прошлым. Отмечу лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.
Именно в семье ребенок
Поэтому первая задача родителей - ежедневными положительными примерами влиять на процесс воспитания. Вторая задача - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.
Подытоживая эти, в общем, хорошо известные воспитательные функции семьи, можно сделать следующие выводы:
- влияние семьи на ребенка
сильнее всех других
- в семье формируются те
-семья осуществляет
- семья обеспечивает
-важнейшей социальной
- существенное влияние семья оказывает и на выбор профессии.
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
2.1 Классификация типов семейных отношений
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Поскольку в каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. В связи с этим, выделяют четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, но при этом они должны исходить из целей воспитания, норм морали и конкретных ситуаций, в которых им необходимо будет принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те, кто предпочитает всем видам воздействия, приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которой отвечает на принуждение и угрозы своими контрмерами: лицемерием, враньем, грубостью, а в некоторых случаях и ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, то родителям не стоит обольщаться, так как вместе с ним, оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в свои силы. Постоянный диктат со стороны родителей, игнорирование интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, его касающихся - все это гарантия серьезных неудач в вопросе формирования личности.
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот и трудностей, принимая их на себя. При данном типе семейных отношений, вопрос об активном формировании личности, отходит на второй план. В центре воспитательного воздействия оказывается другой вопрос - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Тем самым, родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальной жизнью. Именно эти дети оказываются менее приспособленными к жизни в коллективе. Именно у этой категории подростков бывает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз именно эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. И хотя опека очень сильно отличается от диктата, результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициативность, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, а тем более от общих проблем семьи.
Система межличностных отношений
в семье, строящаяся на признании возможности
и даже целесообразности независимого
существования взрослых и детей, может
порождаться тактикой «невмешательства».
Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье, предполагает подчинение межличностных отношений в семье общим целям и задачам в совместной деятельности ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество и где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с просьбой и получить помощь, обретает особое качество, становиться группой высокого уровня развития - коллективом.
2.2 Классификация стилей
Большое значение в формировании самооценки ребенка, имеет стиль семейного воспитания, т.е. принятые в семье ценности.
Психологи выделяют три стиля семейного воспитания:
- демократический;
- авторитарный;
- попустительский.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не раздражает ребенка, напротив, он прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и хотят стать такими же.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
В авторитарном стиле отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных и мстительных.
Информация о работе Психологические факторы семейного воспитания