Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:02, реферат
Цель работы – показать роль и место привычки в психологии деятельности.
Задачи работы :
1) Дать понятие о привычке как категории психологии,
2) определить механизм ее выработки в связи с научением,
3) провести границу между привычкой и динамическим стереотипом.
Введение……………………………………………………….5
Основная часть
1. Процессы и механизмы возникновения привычки…………………………………………………….7
2. Категория привычки в психологии…………………….18
3. Методы коррекции привычек……………………………21
4. Динамический стереотип………………………………...25
Заключение…………………………………………………..28
4. Необходимо использовать
каждый благоприятный случай
в повседневной жизни для того,
чтобы действовать в
В качестве обобщения вышесказанного
можно выдвинуть следующее
4. Динамический стереотип
Частным случаем преодоления
критических ситуаций является психологическая
перестройка личности — одна из
сторон психической деятельности, которая
в определенные периоды жизни
каждого человека оказывается особо
актуальной. Поводом для этого
служат самые разнообразные
Радикальным видом психологической
перестройки является переосмысливание
жизненного пути. Психическое состояние,
формирующееся в этом случае, определяется
мысленной оценкой своей
Такого рода перестройка — нелегкий нервный труд, а иногда и серьезное испытание для человека. Понять причину этих трудностей помогает знание вскрытых И.П.Павловым закономерностей высшей нервной деятельности. Как известно, в коре головного мозга происходит беспрерывное систематизированное распределение раздражительных и тормозных состояний, которые в условиях повторяющейся обстановки фиксируются все легче и автоматичнее. Так возникает динамический стереотип, реализация которого требует все меньшей затраты нервного труда. [4, 178]
Динамическим стереотипом
в психологии называется слаженная
интегрированная система
Установившийся стереотип бывает трудно изменить и привести в соответствие с новой обстановкой, новыми требованиями жизни. Запечатлевая определенный опыт и сохраняясь длительное время, динамические стереотипы обнаруживают склонность к прочной фиксации, формируясь в процессе повседневного уравновешивания организма со средой, жизненные стереотипы составляют в известной степени основу человеческой личности, обычно весьма стабильную по форме и динамическую по содержанию.
Если динамический стереотип хорошо зафиксирован, он представляет собой весьма консервативную систему, и его отмена и выработка нового — трудная для нервной системы задача, которая может привести к временному нарушению высшей нервной деятельности. Выдержать такое испытание может только сильный нервный тип. «Мне кажется,— писал И.П.Павлов,— что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового». [4, 179] И действительно, существует ряд так называемых ситуационных неврозов, причиной которых является ломка жизненных стереотипов, необходимость срочной психологической перестройки в целях адаптации. Одним из важных условий возникновения ситуационных неврозов может быть несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки поступающей информации скорости ее поступления и количеству. В таких случаях она может оказаться недостаточной или избыточной. Это несоответствие нередко служит непосредственной причиной разнообразных невротических расстройств, вызываемых нарушениями коммуникационных (межличностных) отношений человека. Чем меньше у человека объем информации по остроактуальному для него вопросу, тем больше вероятности того, что в случае необходимости его решения в ограниченное время произойдет нарушение адаптированного состояния человека и разовьется нервно-психическое расстройство.
Заключение
Научные знания, в том числе и психологические, все более становятся в наше время мощной производительной силой. Поэтому овладение сведениями из области психогигиены, психопрофилактики, саморегуляции и самопрограммирования личности, которыми так богат исторический опыт человечества, имеет не только теоретический интерес, но и непосредственное практическое значение. Современный хорошо информированный читатель уже достаточно подготовлен не только для восприятия этого опыта, но и для понимания сущности психических процессов, лежащих в его основе.
Сущность человека открыта
будущему, что ее возможности универсальны.
Миру природы человек противостоит
в своем бытии как сила универсальная,
обладающая неисчерпаемыми возможностями,
уходящими в бесконечность. И
это диалектическое единство постоянного,
устойчивого и беспрерывно
Примечательно, что великий физиолог И.П.Павлов уже располагал неоспоримыми научными фактами из области высшей нервной деятельности человека, чтобы сделать вывод: «Человек есть, конечно, система... в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстановляющая, поправляющая и даже совершенствующая». [6, 248]
В связи с этим перед такими науками о человеке, как психология, педагогика, медицина, стоит большая задача приумножения, развития и использования тех величайших резервов нервной системы и психики человека. Преимущества психического самопрограммирования перед всякого рода фармакологическими и генохирургическими воздействиями прежде всего в том, что такое самопрограммирование делает человека истинно свободным творцом собственной личности. Именно этот путь совершенствования личности исключает всякий соблазн навязать что-то ей несвойственное или, тем более, преднамеренно программировать ее поведение посредством постороннего вмешательства.
Ознакомление с
Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего. [16, 584-585]
Наше время, динамичное и
противоречивое, время стремительной
научно-технической революции, характеризуется
прогрессирующим изменением условий
жизни общества и окружающей среды,
ростом интенсивности нервно-
Резюмируя все сказанное,
можно сформулировать основные задачи
психологии активности, круг которых
складывался в соответствии с
жизненными потребностями человека
на протяжении многих столетий и которые
более или менее успешно
Круг задач, стоящих перед психологией активности, должен, в частности, включать:
— понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;
— понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний;
— овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческих возможностей;
— выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;
— рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;
— понимание прямого влияния
нравственного облика на устойчивость
нервно-психической сферы и
Последнее положение требует более подробного объяснения. Дело в том, что современная медицина занимается телом и психикой человека, как правило, только в тех случаях, когда появляются определенные болезненные изменения. Нравственных и моральных сторон жизни она не касается. Сегодняшняя педагогика озабочена преимущественно тем, чтобы вложить в голову учащегося все возрастающий объем информации. К тому же в последние десятилетия как-то стихийно сложилось представление, что знания сами по себе делают человека воспитанным, нравственным. Мы слишком уверовали в силу знаний и не понимаем, что во многих случаях человека может удержать от дурных поступков именно совесть, а не знание. Жизнь систематически предоставляет убедительные тому доказательства. Работу по формированию нравственного облика человека следует начинать с самого раннего детства. Именно с этого начинается настоящая забота о его здоровье, о его жизненной устойчивости.
Следует иметь в виду, что в наборе психических качеств человека имеется качество, которое играет исключительную роль в управлении человека самим собой, своим поведением, своими поступками. Это — чувство ответственности личности, чувство долга, или то, что в повседневной жизни мы называем совестью. Характерно, что, не порождаясь само по себе какими-то определенными потребностями, чувство ответственности впоследствии выполняет высшую регулирующую функцию по отношению к самим потребностям, ранжирует их, различает по признаку дозволенных и недозволенных.
Нравственность — важнейшее
условие полноценного физического
и психического здоровья, жизненной
устойчивости. Лишенный нравственности
человек лишается и основных рычагов
для осуществления процесса самосовершенствования.
Полностью отдавая себе отчет
в том, что он собой представляет,
он не рассчитывает на участие социальной
среды в своей судьбе. Таким
образом, в этом случае оказываются
выключенными, незадействованными высшие
механизмы психической