Психологический аспект вопроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

В СССР в период господства закрытой административно-командной системы управления не могла должным образом развиваться психология управления. Из этого вытекает острая нехватка в современной России психологических и мировоззренческих знаний, позволяющих понять себя, других людей, своё место и роль в мире.
Быть может неумение старых управленцев решать задачи с помощью психологических хитростей – и есть наша главная проблема: проблема не только этой курсовой работы, но и всего общества в целом. Кроме того, нельзя постоянно пенять на босса: каждый сотрудник каждого экономического субъекта должен обладать небольшими навыками менеджера и психолога. Я считаю, что менеджмент – есть не только управление, но и умение быть управляемым.

Вложенные файлы: 1 файл

Kyrsovaya_rabota_po_menedjmenty.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Главное – настроить себя на волну  заинтересованности. Слушая, нужно  выделять главные мысли, стараться  правильно понять именно их, быстро сопоставлять полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращаться к основному содержанию разговора.

Для любого человека, не только для  менеджера, очень важно уметь правильно воспринимать критику.

Критика – резерв для самоусовершенствования. Это помощь в устранении недостатков. Не существует бесполезной критики. В любом случае она даёт повод для размышлении, рождает полезные идеи. Всякое замалчивание промахов вредно, потому что в будущем они могут принести куда более серьезные неприятности. Когда человека критикуют, значит подсознательно верят в его возможности.

Скрытая критика может быть и  в задаваемых вопросах типа: «А почему он поступил так, а не иначе?»

Очень полезно извлекать полезную информацию для себя, когда критикуют других людей.

Критика обязательна во всяком деловом  обсуждении проблемы. Отсутствие разных мнений – признак застоя. В таких случаях полезно поспорить, вызвать огонь на себя. Любая дискуссия полезна хотя бы тем, что помогает понять, как относятся к вам окружающие. Ведь причиной критики могут быть какие-то другие действия человека, не имеющие отношения к предмету спора.

Прежде всего следует помнить, что несправедливая критика – это нередко скрытый комплимент. Как правило, это означает, что критикуемый уже что-то совершил и стоит внимания. Многие люди получают удовольствие, критикуя тех, кто более образован, чем они, или же больше преуспевает.

Не стоит слишком уж серьёзно воспринимать мелкие уколы.[1]

2. Умейте убеждать.

Культура устной речи, в том числе  и беседы, выступления, лекции, предполагает не абсолютное следование законам языка и письменной речи, а сознательное использование всех языковых средств для достижения цели в конкретных условиях. Живому слову не свойственно соблюдение правил грамматики. Умение говорить на публике и убеждать словом, вести переговоры – это ораторское искусство.

Вершины своего развития ораторское искусство достигло в демократическом  обществе или борьбе за демократию и свободу. Для менеджера или  предпринимателя очень важным является деловой вид ораторского искусства, который возник в XIX веке.

Речь – тоже деятельность, сила которого давно известна: словом можно  исцелить или убить, слово поднимало  массы на различные свершения.

Очень важно знать, что подготовленная ранее и прочитанная речь не производит должного эффекта на аудиторию. Тем более если данная речь была написана кем-то другим. Такой вид обращения в наше время часто используют высокопоставленные политики. В этом случае оратор должен постоянно высказывать свою точку зрения и отрываться от текста для дополнений и вставок. Только тогда речь получит насыщенный и яркий цвет. Хороший оратор может понять даже слабую мысль, а слабый – погубить великую идею.

Содержание должно быть намечено заранее, но окончательно формируется и корректируется во время выступления в зависимости от восприятия аудитории и ситуации. Другими словами ораторство требует обратной связи.

Выступление, будучи монологичным по форме, должно быть диалогично по существу. Всегда должна быть взаимосвязь между  оратором и аудиторией. Обратная связь осуществляется через выражения лиц, а так же некоторый шум, смех и даже отдельные реплики, которые легко отличаются от подобных проявлений, не связанных с выступлением. Выступающий должен уметь читать все проявления аудитории и её реакцию на выступление. Переход на монолог – это потеря аудитории.

Необходимо знать, готовы ли слушатели  к процессу взаимодействия. Нередко в деловых встречах участвуют незнакомые люди, имеющие свои интересы, что усложняет задачу выступающего. Нужно понять аудиторию, выявить лидеров, разобраться, союзники они или нет. Лидер усиливает влияние на слушателей, так как находится среди них, а выступающий как бы противостоит. Среди слушателей, незаинтересованных или противостоящих данной цели, может найтись человек, отвлекающий слушателей на себя, нарушающий контакт с выступающим. Таких необходимо заставить слушаться. Выступающий сам создаёт аудиторию. [3]

Говорить следует достаточно громко, ясно, отчётливо, выразительно и просто, чтобы обеспечивать доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими «волнами» (то выше, то ниже). Голосом мы выражаем чувства, передаём юмор, выделяем главное. Если голос слабый, то он просто потеряется, как и смысл сообщения. Голос рисует портрет человека, полностью выражает его сущность.

Стиль поведения оратора – это  и гордая осанка и манера вести  себя, самообладание, спокойствие, непринуждённость, говорящие о контролируемости ситуации.

Для убеждения в правоте своих  мыслей конкурента или партнёра на переговорах существует ряд психологических приёмов:

  1. правило Гомера: очерёдность аргументов влияет на их убедительность (сильные – средние – самый сильный аргумент). Слабыми аргументами лучше не пользоваться, они принесут, а не пользу; не количество аргументов решает исход дела, а их надёжность;
  2. правило Сократа: для получения положительного решения по важному для оратора вопросу, необходимо его поставить на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без труда ответит согласием; этот эффект объясняется физиологическими причинами; установлено, что когда человек говорит или слышит «нет», – в его кровь поступают гормоны адреналина, настраивающие его на борьбу и наоборот: слово «да» – приводит к выделению гормонов удовольствия (эндорфинов). Получив 2 порции эндорфинов, собеседник расслабляется, ему психологически легче сказать «да», чем «нет»;
  3. правило Паскаля: «не загоняйте собеседника в угол», дайте ему возможность «сохранить лицо» («Ничто так не разоружает, как условия почётной капитуляции», – Паскаль). Можно предложить такое решение, которое даёт оппоненту возможность с честью выйти из затруднительного положения, это поможет ему принять вашу точку зрения;
  4. убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего;
  5. не загоняйте себя в угол, не принижайте свой статус, нужно избегать фраз типа : «Я бы хотел ещё раз услышать», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать»;
  6. не принижайте статус собеседника; любое проявление неуважения, небрежности к оппоненту вызывает негативную реакцию;
  7. к аргументам приятного собеседника люди чаще всего относятся снисходительно, а к аргументам неприятного – с предубеждением. Задача первой части беседы – создать атмосферу взаимного доверия. Приятное впечатление создаётся многими обстоятельствами:
    • уважительное отношение
    • умение выслушать
    • грамотная речь
    • приятная манера
    • внешний вид;
  1. желая переубедить, лучше начинать не с разделяющих собеседников моментов, а с того, в чём они согласны;
  1. необходимо постоянно следить за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника. [5]
  1. Жажда – ничто, имидж – всё!

Имидж в переводе с английского  – «образ». Это визуальная привлекательность  личности. Как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству  самопрезентации, или самопредставлению.

Образ – это мысленная картинка человека, которая отображает не только внешние составляющие, но и внутреннюю среду каждого индивидуума, его настроение, склонности к различным поступкам, темперамент, характер, эмоциональность и многое многое другое…

Но что особенно характерно для человека, так это то, что нет необходимости в абсолютном сходстве с внутренним миром. Очень часто мы маскируем свои эмоции, переживания имиджем. Или допустим человек может применять приёмы имиджмейкерства для привлечения к себе внимания.

Имидж включает в себя минимум три составляющие: внешний облик, психологические свойства и социальные задатки как соответствие запросам времени и общества. Эти характеристики представлены во внешних характеристиках человека в его поведении, манере говорить, стиле одежды, оформлении интерьеров дома и офиса. Искусство и техника создания образа заключается в том, чтобы понять, что является привлекательным для других, познать самого себя и привести в соответствие с этим свои внешние оболочки.

Самопознание своей духовности выступает одним из исходных условий подготовки к созданию себе достойного имиджа. Можно попробовать в свободное время задать себе следующие десять вопросов и честно ответить на них. [3]

  • Мои приоритетные моральные принципы?
  • Мои устойчивые личные цели?
  • Мои повседневные привычки?
  • Я постоянно использую свою схему поведения?
  • Сколько ласковых слов я могу написать о своих родителях?
  • Сколько у меня друзей?
  • Вызываю ли я симпатию у своих товарищей по учёбе?
  • Как часто обращаются ко мне за советом?
  • Называют ли меня милосердным?
  • Какова моя реакция при виде плачущего ребёнка?

Всего лишь десять вопросов, но откровенные  ответы на них дадут достаточную  информацию для размышления и  самосовершенствования.

    1. Стиль одежды.

Как всем известно, «по одёжке встречают»…  По манере одеваться можно много чего сказать о человеке.

Традиционный стиль. К нему относится национальная или форменная одежда. Человек, предпочитающий этот стиль, хочет выразить через внешние проявления свою потребность в принадлежности к определённой группе.

Оригинальный стиль. Сшитый не по известным выкройкам и моделям, а реализующий собственную идею, раскрывает личность предприимчивую.

Классика – одежда, сшитая с учётом строгих правил пошива одежды. Классически одевается тот, кто хочет укрепить свой авторитет и претендует на престижную позицию.

Модный стиль отличается преобразованиями и изменениями. Человек, одевающийся в ногу с течением моды приемлет перемены и всё новенькое. [3]

    1. Украшения.

С помощью украшений мы можем  выразить некоторые наши особенности  или внутреннее состояние.

Известно, например, что государственный  секретарь США Мадлен Олбрайт  через сои броши на груди всегда показывает, будут ли успешными переговоры.

Небольшие, тщательно выполненные  украшения из природного материала свидетельствуют о стремлении к защите, безопасности.

Обычно дорогими украшениями люди показывают сою значимость и высокое  положение в обществе.

Яркими безделушками привлекают к  себе внимание.

Человек, принципиально отвергающий  украшения, подчёркивает, что он желает, чтобы его ценили за его дела, а не за что-то внешнее. [3]

    1. Манера говорения.

На создание имиджа работает не только то, что человек говорит, но и как он это делает. Слушатель, как правило, бессознательно «прочитывает» установки, стоящими за различными манерами говорить. Например, громкая и отчётливая речь воспринимается как признак энергичности, громкая и быстрая – угрозы, громкая и мягкая – гармоничности, мягкая и быстрая – окрылённости, тихая и неотчётливая – страха перед неудачей.[3]

И всё-таки действительно, жажда –  тоже проблема, но имидж – ещё большая!

Заключение.

За время написания моей курсовой я понял, что многое останется вне её пределов. Данная тема сверхёмкая и каждая глава курсовой могла стать самостоятельной работой. Да и возможно ли когда-нибудь в одной работе охватить все сферы взаимодействия людей в сложном обществе?

Я понял и усвоил, что без профессиональной (а не обывательской) психологии не обойтись ни одному субъекту в общественных отношениях. Современный менеджер же без навыков психолога – уже не менеджер, а недоучка…

Список используемой литературы.

    1. Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991 г., стр. 51-53, 107-109, 131, 176-197, 198-202.
    2. Менеджмент: учебник. – 2-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Горчиковой И. Н. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1995 г., стр. 9-22.
    3. Практическая психология для менеджеров. Под ред. Тутушкиной М. К. – М.: ИИД «Филинъ», 1997 г., стр. 3-5, 11-14, 113-118, 125-153, 228-239.
    4. Пекелис В. Д. Твои возможности человек! – М.: Знание, 1975 г., стр. 14-17, 29-30, 56-62, 110-112.
    5. Тарасов П. С. Золотая книга руководителя. – С.Пб.: Триан, 1991 г., стр. 15-22.
    6. Яккока Л. Карьера менеджера. – М.: Знание, 1996 г., стр. 118-125.



Информация о работе Психологический аспект вопроса