Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 01:19, доклад
Длительность в пределах от 2 до 2,5 часов без перерыва.
Дибрифинг – это метод работы с групповой психической травмой. Дибрифинг – это профилактика.
Основа: работа с подсознанием человека, но через осознание (сознание). Дибрифинг относится к экстренной психологической помощи. Это форма кризисной интервенции (внедрение), особо организованная и четко структурированная работа в группах с людьми совмесно переживших катастрофу или чрезвычайное событие.
Психологический дибрифинг |
Длительность в пределах от 2 до 2,5 часов без перерыва. Дибрифинг – это метод работы с групповой психической травмой. Дибрифинг – это профилактика. Основа: работа с подсознанием человека, но через осознание (сознание). Дибрифинг относится к экстренной психологической помощи. Это форма кризисной интервенции (внедрение), особо организованная и четко структурированная работа в группах с людьми совмесно переживших катастрофу или чрезвычайное событие. Дибрифинг проводится как можно раньше, но не ранее чем, через 48 часов. Процедура дибрифинга заключается в отреагировании в условиях безопасности и конфедициальности. Она дает возможность поделиться впечатлениями, реакциями и чувствами связанными с ЧС. Цель дибрифинга: снять тяжесть психологических последствий после пережитого стресса. Основная цель группового обсуждения – минимализация психологических страданий. Его можно проводить где угодно, но есть требование: место должно быть удобным, доступным и изолированным. Количество человек не должно превышать 10-15 человек. Если более 15 человек, то тогда группа делится попалам и занятия проводятся отдельно. Проводя дибрифинг, психолог должен четко придерживаться семи фаз: 1. Вводная фаза Психолог группы представляет себя и поясняет цели встречи примерно таким образом: «Я , ………. подобную процедуру обсуждения того, что случилось, я уже использовал (ла) много раз в ситуациях после сложных трагических событий, таких как ………………..». Эти обсуждения большинство людей признают полезными. Они дают возможность выразить и понять мысли и чувства, которые возникли у Вас, в связи с тем, что произошло …..……… «Поэтому, все что мы будем здесь обсуждать, будет считаться нормальным». «Это поможет Вам разобраться в своем состоянии и чувствах, которые сейчас возможно кажутся Вам странными и не преодалимыми.» Обычно члены группы успокаиваются, услышав о том, что не одного из них, не будут вынуждать ничего говорить, если он этого не пожелает. Единственное требование заключается в том, чтобы назвать свое имя и выразить свое мнение по поводу того, что произошло. Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфедициальности и внутри группы не сплетничать. Нужно чтобы члены группы знали, что дибрифинг не предполагает оценок, критики и приговоров. Но психолог может себе этого немного позволить. И главное, чем хуже люди себя чувствуют во время дибрифинга, тем лучше. 2. Фаза описания фактов Здесь человек кратко описывает, что произошло с ним во время инцидента. Также может описать, что он увидел и какова была последовательность этапов события. Следует попросить учасников дибрифинга по-кругу или поочереди ответить на следующие вопросы: 1. Кто Вы и как связаны с событием (жертвой, погибшим)? 2. Где Вы были, когда событие случилось? 3. Что случилось? 4. Что Вы видели? Слышали? 3. Фаза описания мыслей 1. Какова была Ваша первая мысль, когда Вы осознали,что произошло? * * Для свидетелей события, спасателей и пострадавших. 2. Какова была Ваша первая мысль, когда Вы узнали, что случилось? * * Для тех, кто не был непосредственным свидетелем. Затем следует спросить: 3. Что Вы делали во время инцидента? 4. Почему Вы решили делать именно то, что Вы делали? 4. Фаза описания переживаний Желательно задавать вопросы по типу: 1. Как Вы реагировали на событие? 2. Что для Вас было самым ужасным в том, что случилось? 3. Переживали ли Вы в Вашей жизни, раньше что-то подобное? 4. Что вызвало у Вас такие чувства как грусть, расстройство, фрустрация, страх? 5. Как Вы себя чувствовали когда произошло событие? Можно задавать вопросы типа: 1. Каковы были Ваши впечатления о том, что происходило вокруг Вас, когда события только начали розвиваться? 2. Что Вы слышали? Обоняли? Видели? Другие возможные вопросы: 1. Что Вы чувствовали на физиологическом уровне? 2. Какие телесные ощущения Вы переживали? Если эта группа людей непосредственно присутствовала при событии, являютя свидетелями и пострадавшими, то следует задать следующие вопросы: 1. Что из того, что Вы видели, услышали, почувствовали, может быть запахи, которые Вы ощущаете помнятся Вам и тревожат Вас больше всего? 5. Фаза описания симптомов Во время этой фазы учасников просят описать симптомы ( эмоциональный, когнитивный, поведенческий), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершался, когда они вернулись домой, втечении последних дней и в настоящее время. Обязательно нужно задавать вопросы о необычных переживаниях и нормальном режиме жизни и работы. Особое внимание следует уделить проблеме влияния психотравмы на семейную жизнь. 6. Фаза завершения Психолог должен обобщить реакции учасников. Донести до них, что их реакция вполне нормальная. Что это нормальная реакция на не нормальное событие. 7. Фаза реадаптации Информация о том, что подобная беседа с психологом может повторится, позволит учасникам задуматься над формированием собственной стратегии преодоления полученной травмы. |
Дибрифинг при ПТСР
1. Немедленность - необходимо присутствие специалиста
в зоне события.
2. Приближенность к месту события.
3. Ожидаемость того, что нормальное психическое
состояние восстановится.
4. Простота - должны удовлетворяться базовые
потребности: возможность высказаться
и быть услышанным.
5. Единство - терапия должна вестись одним
лицом (координироваться одним центром).
Активная помощь другим способствует преодолению собственных трудностей.
Дибрифинг - техника экстренной психологической помощи.
Цель : минимизация отрицательных психологических последствий и предупреждение развития симптомов ПТСР. Проводится в группе от 6 до 12 человек. Время от 2.5 до 6 часов. Включает от 5 до 7 фаз.
I. Вводная: ведущий представляется группе, объясняет цели и задачи встречи.
Устанавливает правила:
а) никого не будут заставлять говорить,
о том, чего он сам не захочет рассказывать.
Единственное требование: назвать свое
имя себя.
б) Соблюдение конфиденциальности.
в) Внимательное выслушивание друг друга.
г) Каждый говорит лишь о себе и своих поступках.
д) Предупредить о том, что они могут вновь
пережить сильные отрицательные чувства,
но наша задача восстановить контроль
над ними и научиться справляться с реальными
травматическими переживаниями. Факторы:
- взаимной поддержки; - взаимного обучения.
е) Каждый может выйти, но он должен вернуться.
ж) Дибрифинг проводится за столом.
II. Фаза фактов:
Ведущий просит каждого из участников
рассказать о том, что происходило с ним
в момент события, что он видел, где находился,
что делал.
Задача: полностью вспомнить травматическую
ситуацию.
Важно привести участников к согласию
относительно хронологии событий, т.е.
восстановить картину событий. Желательно
не допускать выражения эмоций.
III. Выражение эмоций,
мыслей, чувств:
Просим участников припомнить и рассказать
об их первых инстинктивных действиях,
эмоциональных реакциях, мыслях, чувствах
в момент этого травматического события.
Вспомнить все, что подлежит вытеснению.
Необходимо, чтобы высказались все участники.
Ведущий должен подчеркнуть то, что каждый
выступающий переживает сильные негативные
эмоции, но они переживаются в отсутствии
опасности и при поддержки.
IV. Фаза симптомов:
Выясняем, что изменилось в восприятии
своего "Я" и окружающего мира, важно
разделить эти изменения на 4 категории:
- эмоциональные; - поведенческие; - когнитивные;
- физиологические; - мировоззренческие;
Задачи симптомов составить картину того,
что произошло с психикой каждого человека.
Мы знаем также и то, что многие люди испытывают
схожие симптомы и если один "укрыл"
симптом, он может услышать его из уст
другого. Слушая друг друга, участники
понимают, что их реакции нормальны.
V. Стадия образования
или информирования:
Здесь более активная роль терапевта.
Стадия просвещения. Лекция о ПТСР. иллюстрируя
все графиками, рисунками и т.д. Взаимное
научение тому, как справляться с симптомами,
т.е. что они делают для того, чтобы справиться
со своим состоянием (люди делятся друг
с другом).
VI. Закрытие прошлого
и новое рождение:
"Не нужно стараться забыть это как
негативный опыт, становясь прошлым негативное
отношение требует к себе активного отношения".
Задача: Установить связь между прошлым
и будущим. Есть ряд ритуалов переживания
(годовщины, творчество, поминовение).
Необходимо найти позитивный урок.
Из числа участников
психолог может рекрутировать
Дибрифинг заканчивается тем, что психолог говорит о том, куда может обратиться человек, если его состояние не улучшится, а ухудшится. Стадия может завершаться раздачей памяток, необходимо, чтобы у них осталась информация о вас.
Дибрифинг наиболее эффективен
в первые три дня после события.