Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа
Актуальность нашей работы заключается в том, что вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско- детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений. Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно- ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.
Цель исследования: проанализировать влияние типа темперамента на психологический климат семьи и удовлетворённость браком.
Второй исторически сложившийся в Европе XVIII - XIX веков тип семьи - так называемая «детоцентрическая семья». Здесь межличностные отношения, стремление к формированию близких и теплых, эмоционально насыщенных контактов как бы потеснены характерным для традиционной семьи главенством общего над личным в сфере отношений родителей с ребенком. Основное воздействие в такой семье «вертикальное», но уже не сверху вниз (как в традиционной семье), а снизу вверх (от ребенка к родителям). Ребенок имеет определенную власть над родителями и может в какой-то мере даже управлять ими.
Третий тип известный социолог С.И. Голод назвал «супружеской семьей», основой которой является связь между супругами. Их отношения являются отношениями равноправных партнеров на основе доверия, принятия другой личности, уважения друг к другу, терпимости, доброжелательности.
12. По характеру общения и эмоциональных отношений в семье браки классифицируются на симметричный, комплементарный и метакомплементарный.
В симметричном брачном союзе оба супруга имеют равные права, никто из них не подчиняется другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя, таким образом, своим партнером.[5]
Представленная типология семей была бы неполной, если бы в нее не были включены нетипичные семьи..[6]
Некоторые нетрадиционные для российской культуры формы браков в то же время являются официально разрешенными в других странах. Например, у некоторых мусульманских народов Востока распространенной формой является многоженство, при которой мужчина одновременно состоит в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Для России такой брак не является типичным.
Какие же разновидности нетипичных семей встречаются в условиях современной российской действительности? Среди таковых можно выделить следующие:
1. Встречающаяся семья: брак зарегистрирован, но супруги живут раздельно, у каждого из них свое жилье. Даже появление детей не является основанием для того, чтобы объединиться и жить «общим домом».
2. Прерывающаяся семья характеризуется тем, что брак официально заключен, супруги живут вместе, но считают допустимым на время расставаться и не вести общее хозяйство.
3. Незарегистрированный брак (так называемый гражданский) - все более распространяющаяся форма семьи, которая в нашей стране была узаконена В.И. Лениным и отменена И.В. Сталиным; сюда же относится и пробный брак. Подобные неофициальные брачные союзы называют также внебрачными и сожительствами.
4. Открытая семья отличается тем, что гласно или негласно супруги допускают связи вне брака.
5. Мусульманская семья - многоженство, узаконенное религией. Один мужчина может иметь четырех официальных жен, которые обычно живут под одной крышей или же в отдельных домах, построенных для них мужем.
6. Гомосексуальная семья состоит из брачных партнеров, имеющих так называемую «нетрадиционную» сексуальную ориентацию. Если это чисто мужская или чисто женская брачная пара, внутри такой семьи происходит разделение партнеров на «мужей» и «жен» и соответствующее распределение семейных ролей и обязанностей.
Во всех рассмотренных выше нетипичных семьях между супругами существует такая модель отношений, которая не свойственна традиционному браку. Кроме того, такие отношения зачастую не принимаются и осуждаются обществом с точки зрения существующих в нем морально-этических норм. Подобные браки довольно немногочисленны, поэтому их следует рассматривать как своеобразное исключение из общепринятого устоявшегося правила.[7]
1.2. Социально -психологический климат семьи
Под социально-психологическим климатом семьи (СПК) понимается обобщённая и итегративная характеристика семьи, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем отношений. Оказалось, что наибольшего различия благополучные и неблагополучные семьи достигают по следующим показателям: удовлетворенность психологической атмосферой в семье, удовлетворенность общением, наличие психологической поддержки супругов.
Следовательно, психологические факторы супружества вносят наибольший вклад в структуру напряженности в несчастливых семьях. Существенные различия выявлены также по удовлетворенности сексуальными отношениями и удовлетворенности досугом.
Обнаружена следующая тенденция: с повышением супружеского стажа возрастает результативность психологической поддержки супругов. Так, индекс удовлетворенности психологической поддержки у совсем молодых супругов составлял 0,57, у супругов со стажем 5—9 лет соответственно 0,8, у супругов со стажем 10—19 лет — 0,72. У пожилых супругов эффективность психологической поддержки несколько снижалась — 0,68. Отчасти этот феномен можно объяснить ростом психологической адаптированности в зрелых браках. У пожилых супругов отмечены проблемы и психологического, и сексуального порядка, у них самая низкая удовлетворенность психологической атмосферой и общением в семье.[8]
В ходе исследования, проведенного О. А. Добрыниной, установлено, что женщины более критичны в оценке СПК, чем мужчины. Главное для стабильного брака, по оценкам женщин, — справедливое распределение бытовой нагрузки между супругами, полноценный отдых в семье, сексуальная гармония, взаимопонимание с детьми, удовлетворенность психологической атмосферой, общением, дружеская расположенность и забота. В мужском идеале важнейший элемент стабильного брака — общность интересов, но с детоцентристским оттенком. Этот показатель соотносится в первую очередь с поощрением индивидуальных стремлений, во вторую — с комфортной психологической атмосферой и хорошо организованным досугом и в третью — с сексуальной гармонией.
Следовательно, образ счастливого брака у мужчин формируется в первую очередь через призму психологических, сексуальных компонентов супружества, у женщин — через бытовую, рекреативную, сексуальную и психологическую подструктуры супружества (Добрынина О. А., 1993).Новые исследования показали, в частности, что удовлетворенность супругов коррелирует между собой: большей удовлетворенности в браке мужа соответствует большая удовлетворенность жены, и, наоборот, при низкой удовлетворенности браком мужчины его жена также не удовлетворена браком[9]. Уровень удовлетворенности браком у супругов, а также оценка его благополучия достоверно связана с числом детей в семье: чем больше детей, тем выше уровень благополучия и удовлетворенности браком .
Значимый фактор удовлетворенности браком — собственный локус контроля человека, человек, принимающий на себя ответственность за все происходящее в своей жизни, более удовлетворен браком независимо от пола.
Существуют и некоторые тендерные различия в тех факторах, которые влияют на удовлетворенность браком. Удовлетворенность браком женщин статистически значимо связана с такой личностной чертой, как интроверсия. Жены с более выраженной интроверсией более удовлетворены браком, а более экстравертированные — менее. У мужчин такой линейной зависимости нет. Зато у них удовлетворенность браком связана с мотивацией брака супруги: если мотивом вступления в брак у женщины была любовь, статистически более вероятно, что мужчина будет удовлетворен браком. По фактору нейротизма данные противоположны: более удовлетворены браком нетревожные мужчины, однако женщины с высоким нейротизмом статистически чаще оценивают свой брак как благополучный. К тому же женщины-интроверты с высоким нейротизмом (которых можно отнести к меланхоликам) достоверно чаще оказываются удовлетворенными браком, чем женщины с другими темпераментными особенностями. Исследование семей военнослужащих показало, что удовлетворенность браком выше у тех мужчин-офицеров, которые более склонны к сотрудничеству и компромиссу при возникновении конфликтных ситуаций.[10].
Удовлетворенность браком у женщин взаимосвязана со степенью интернальности мужей — чем выше показатели интернальности мужчины, тем больше удовлетворенность браком у его жены. Соответственно экстернальность мужей связана с меньшей удовлетворенностью браком у женщин интернальность с ответственностью, зрелостью личности [11].
Удовлетворенность браком мужчин (на выборке рабочих и инженеров) статистически достоверно связана с таким фактором, как доход семьи. В этом, возможно, сказывается традиционно присущая им роль кормильца [12].
Одной из попыток систематизировать полученные в разных исследованиях факторы удовлетворенности браком можно назвать выделенные Т. А. Гурко (1987) четыре группы факторов:
1) социально-демографические и экономические характеристики семьи.
Сюда входят такие показатели, как величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т. д.;
2) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов —
профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т. д.;
3) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности — распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга;
4) характеристики межсупружеских отношений — эмоционально-
нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т. д.).
1.3. Источники семейных проблем
Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно- супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т.д.
Основной причиной нарушения семейных отношений считается проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, не разрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает "невротическая семья": в ней муж и жена воспроизводят ситуации "непроигранные", "нерешенные" в детстве, но не решают их.
И вместе с тем психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и nолько тех людей, которые значимы для него.
Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и более того - опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера (выбор может происходить по разным критериям - сходству или противоположности).
Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. В противоположном случае возникает борьба за власть, непонимание, разводы, брошенные дети и пр. [13] Таков механизм социально-психологического воспроизводства структуры семьи.
Особое внимание психологи уделяли месту в структуре семьи, которое ребенок занимал среди братьев и сестер. При этом совершенно не обращалось внимания на место ребенка в целостной структуре семейных отношений и на тип этой структуры.
В.Таман обнаружил тенденцию воспроизводить в своей новой семье место, которое человек занимал среди братьев и сестер. К примеру, старший брат, у которого была младшая сестра создает устойчивый союз с женщиной, у которой был старший брат. Комплиментарный брак является наиболее удачным (по статистике разводов).
В случае брака по идентичности, когда партнеры занимали одинаковое положение в родительской семье, они лучше понимают друг друга, но плохо сотрудничают. Им лучше работать в разных областях, иметь личную свободу, а детей воспитывать параллельно: сыновей - отец, дочерей - мать. Главная причина неудачной совместной деятельности - в ролевом конфликте. Оба партнера были старшими в семье и желают принять руководящую роль. Удачное взаимодействие возможно лишь тогда, когда муж и жена каждый делает то, что другой делать не желает: если один посвящает время работе, то другой должен заниматься домашними делами; если один планирует и руководит, то другой должен взять на себя исполнительские функции и т.д.
В общем и целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:
1) Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье.
2) Затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях со старшими и/или младшими братьями и сестрами.
3) На основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семь.
1.4. Аномальная семья
Аномальная семья - предмет особых забот, и является источником проблем; следовательно - предмет изучения. При этом в отечественной научной литературе главное внимание уделяется отношениям матери и ребенка, а чаще - грубым вариантам нарушений в развитии ребенка из-за ненормальных условий воспитания.
Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие "роль".[14]Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания. По мнению В.И.Гарбузова существует 3 типа "неправильного воспитания": тип А - неприятие, эмоциональное отвержение, тип Б - гиперсоциализация, тип В - эгоцентрическое воспитание ("кумир семьи"). Особенно чувствителен к отключениям в стиле родительского воспитания подростковый возраст. У подростка одновременно существуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и достижениях и - вместе с тем - потребности в поддержке и присоединении к семейному "мы" (в аффилиации).