Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:43, реферат
Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.
Психологический портрет показывает глубину внутреннего мира и переживаний человека, позволяет отразить полноту его личности, а также выразить бесконечное движение человеческих чувств и действий.
Введение………………………………………………………………………………3
Психологический портрет Фауста в трагедии Гёте «Фауст»…………………….4
Заключение…………………………………………………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………………………12
В акте первом Фауст и Мефистофель попадают ко двору германского императора, и Гёте заставляет Фауста, при виде зрелища прогнившего двора, обратиться к мысли о реформах, а Мефистофель предлагает выпустить бумажные деньги под залог подземных богатств страны.
Разочарование, утрата надежды на возможность реформ пробуждают в Фаусте желание уйти из средневековья к античности и подарить современности гармонию последней.
В
акте третьем Фауст с помощью
Матерей (так назвал Гёте придуманных
им фантастических персонажей, якобы
пребывающих в просторах
Гретхен, а скорее отзвук мысли.
Весь этот эпизод представляет собой отражение и переоценку увлечения античностью, пережитого просветителями. Но античность не могла заслонить собой проблем современности.
Брак Фауста и Елены недолог. Человеку дано жить только в ту эпоху, когда он рожден. Союз Фауста с Еленой не мог быть прочным и потому, что она — воплощение гармонической успокоенности, он же — весь беспокойство, весь в земной жизни, полной противоречий.
Фаусту
ничего не остается, как вернуться
из мира иллюзий в покинутое им
средневековье. В четвертом акте
мы снова видим его при дворе
императора, грезящего войной, с
которой Фауст не желает иметь
ничего общего. Мефистофель предлагает
сделать его генералом, но Фауста это нимало
не соблазняет. «Мне вовсе не к лицу высокий
сан/ В таких делах, где я совсем профан»
[1, c.292],—отвечает он. Взамен ему приходит
на ум иное дело:
Валы ревут, кипят
– и снова с мели
Они уйдут, без пользы и без цели.
В отчаянье и в страх меня привел
Слепой стихии дикий произвол.
Но сам себя дух превзойти стремится:
Здесь побороть, здесь торжества добиться!…
И план за планом встал в уме тогда;
Я с наслажденьем чувствую отвагу:
От берега бушующую влагу
Я оттесню, предел ей проведу
И сам в ее владенья я воду! [1, c.289]
Акт
пятый содержит развязку и ее философско-поэтическое
истолкование. Фауст приступает к
осуществлению своего плана, организует
осушительные работы, борется с Нехваткой,
Виной, Заботой, Нуждой (аллегорические
образы). Вина, Нехватка, Нужда отступают,
но остается Забота. Она ослепляет Фауста,
«но там, внутри, тем ярче свет горит».
В мысли своей он зовет на работы «тысячу
рук», веря, что их труд «свершится живо»
[1, c.320]. В творческом труде для других и
в предвидении результатов коллективных
созидательных усилий Фауст находит высшую
радость. Для него приходит пора итогов.
Звучит знаменитый монолог финала трагедии:
Лишь тот достоин
жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, истарец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Тогда сказал бы я: мгновенье!
Прекрасно ты, продлись, постой!
И не смело б веков теченье
Следа, оставленного мной!
В предчувствии минуты дивной той
Я высший миг теперь вкушаю свой [1, c.323]
В
старой хижине, в том месте, где
Фауст хочет установить маяк, живут
тихие старики, муж и жена, Филемон
и Бавкида, которые не хотят переселяться
с привычного места. Мефистофель со своими
подручными грубо врывается к ним в дом,
и они умирают от испуга. Правда, и Фауст
тут не невинен: ведь он сам сказал Мефистофелю,
чтобы тот любым путем устранил помехи
его планам; Мефистофель же, воспользовавшись
этим, поспешно уничтожает хижину стариков,
причем погибает еще и странник, нашедший
приют в этой хижине.
Мефистофель плохой помощник Фаусту в
его созидательной деятельности. Трое
сильных, в образе которых Гёте дал обобщенное
изображение буржуазного хищничества,
думают только о добыче: «Ну, это всё Нам
прах и дым: По равной части Мы хотим» [1,
c.310]. Фауст хочет идти другим, человечным
путем.
Свой высший миг Фауст обретает не в успокоенности, а в движении вперед, не в достижении цели, а в предвидении ее достижения. Он не хочет останавливать мгновение. Да это и невозможно, как невозможно остановить течение жизни. Обусловленная договором формула звучит в устах Фауста в сослагательном наклонении: не как утверждение, а как допущение, предположение.
В финале Фауст изображен слепым. Гёте дает этим понять, что Фауст видел картины свободного расцвета родного края не наяву, а мысленным взором. В реальности же к нему приближается смерть. Все мечты оказываются напрасными. Труд и несомое им благо – такая же иллюзия, как и всё остальное. Звук лопат, который слышит Фауст, оказывается стуком заступов лемуров, роющих ему могилу. Мефистофель радостно суетится, полагая, что формула произнесена, и, значит, он выиграл спор.
Он
дает свою характеристику и понимание
Фауста и его жизни:
Нигде, ни в чем
он счастьем не владел,
Влюблялся лишь в свое воображенье;
Последнее он удержать хотел,
Бедняк, пустое, жалкое мгновенье! [1, c.323]
Но и умирая, Фауст одерживает над ним победу. Ангелы отнимают у Мефистофеля душу Фауста. Действие переносится на небо, где происходило и действие пролога. Со словами пролога «Блуждает человек, пока в нем есть стремленья» [1, c.42] перекликаются слова финала: «Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем». Финал - это апофеоз бессмертной сущности Фауста, апофеоз Человека, в котором ничто не может уничтожить человечность и свободный ищущий разум. Таков исход договора между Фаустом и Мефистофелем.
Да, путь Фауста труден, им постоянно овладевают новые иллюзии, которые затем рушатся; его преследуют неудачи и разочарования. Но, пройдя через все испытания, устояв перед всеми соблазнами, герой не теряет веры в светлое будущее, в могущество человеческого разума, в силу человеческого духа. Он понимает, что для достижения прогресса недостаточно только высоких стремлений и мечтаний. За золотой век нужно бороться, ведь
...только тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой.
Люди
должны верить в себя и надеяться
лишь на свои силы, на свой «свободный
труд» — таков вывод Фауста.
Психологический портрет личности предполагает комплексную психологическую характеристику человека, содержащую описание его внутреннего склада и возможных поступках в определенных значимых обстоятельствах.
Подходы к выявлению структуры личности могут быть различными. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки[2, c. 290].
Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности[2, с. 290].
Эмоции и мотивация – это переживания и побуждения человека к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Именно эти понятия я попыталась охарактеризовать в своем герое для описания психологического портрета.
Для
меня было достаточно интересно рассмотреть
именно психологический портрет
Фауста, как наиболее яркий образ,
созданный Гете, вошедший в мировую культуру
как один из «вечных образов». Своим произведением
через образ Фауста автор надеялся пробудить
в людях стремление к совершенству, помочь
формированию поколения, исполненного
мужества, достоинства, силы духа и жажды
деятельности. Он до конца своих дней не
утратил веры в человека, в его высокое
предназначение. Благодаря детальному
изучению психологического портрета героя,
я тоже сделала полезные выводы для развития
своей личности.
Таким
образом, Фауста можно назвать человеком
нового времени, времени разума и деяний.
Список используемой литературы
1. Гете И.В. Фауст (пер. Б. Пастернака) //
Гете И.В. Избранные произведения. – М.:
Худ. лит, 1959.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.
3. Лейтес
Н. От Фауста до наших дней. – М.: Просвещение,
1987. – С.10-34.
4. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. - М., 1981