Психологический портрет героя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:43, реферат

Краткое описание

Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.
Психологический портрет показывает глубину внутреннего мира и переживаний человека, позволяет отразить полноту его личности, а также выразить бесконечное движение человеческих чувств и действий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Психологический портрет Фауста в трагедии Гёте «Фауст»…………………….4
Заключение…………………………………………………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

психология семестровая.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

       В акте первом Фауст и Мефистофель  попадают ко двору германского императора, и Гёте заставляет Фауста, при виде зрелища прогнившего двора, обратиться к мысли о реформах, а Мефистофель предлагает выпустить бумажные деньги под залог подземных богатств страны.

       Разочарование, утрата надежды на возможность реформ пробуждают в Фаусте желание уйти из средневековья к античности и  подарить современности гармонию последней.

       В акте третьем Фауст с помощью  Матерей (так назвал Гёте придуманных  им фантастических персонажей, якобы  пребывающих в просторах Вселенной  и держащих в своих руках начала всего сущего) вызывает из небытия  Елену Прекрасную, героиню античного  мифа о Троянской войне, и женится на ней. Любовь Фауста к Елене — это уже не пламя сердца, какой была его любовь к  
Гретхен, а скорее отзвук мысли.

       Весь  этот эпизод представляет собой отражение  и переоценку увлечения античностью, пережитого просветителями. Но античность не могла заслонить собой проблем современности.

       Брак  Фауста и Елены недолог. Человеку дано жить только в ту эпоху, когда  он рожден. Союз Фауста с Еленой не мог  быть прочным и потому, что она  — воплощение гармонической успокоенности, он же — весь беспокойство, весь в земной жизни, полной противоречий.

       Фаусту  ничего не остается, как вернуться  из мира иллюзий в покинутое им средневековье. В четвертом акте мы снова видим его при дворе  императора, грезящего войной, с  которой Фауст не желает иметь  ничего общего. Мефистофель предлагает сделать его генералом, но Фауста это нимало не соблазняет. «Мне вовсе не к лицу высокий сан/ В таких делах, где я совсем профан» [1, c.292],—отвечает он. Взамен ему приходит на ум иное дело:  

Валы ревут, кипят  – и снова с мели  
Они уйдут, без пользы и без цели.  
В отчаянье и в страх меня привел  
Слепой стихии дикий произвол.  
Но сам себя дух превзойти стремится:  
Здесь побороть, здесь торжества добиться!…  
И план за планом встал в уме тогда;  
Я с наслажденьем чувствую отвагу:  
От берега бушующую влагу  
Я оттесню, предел ей проведу  
И сам в ее владенья я воду! [1, c.289]
 

       Акт пятый содержит развязку и ее философско-поэтическое  истолкование. Фауст приступает к  осуществлению своего плана, организует осушительные работы, борется с Нехваткой, Виной, Заботой, Нуждой (аллегорические образы). Вина, Нехватка, Нужда отступают, но остается Забота. Она ослепляет Фауста, «но там, внутри, тем ярче свет горит». В мысли своей он зовет на работы «тысячу рук», веря, что их труд «свершится живо» [1, c.320]. В творческом труде для других и в предвидении результатов коллективных созидательных усилий Фауст находит высшую радость. Для него приходит пора итогов. Звучит знаменитый монолог финала трагедии:  

Лишь тот достоин  жизни и свободы,  
Кто каждый день за них идет на бой!  
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной  
Дитя, и муж, истарец пусть ведет,  
Чтоб я увидел в блеске силы дивной  
Свободный край, свободный мой народ!  
Тогда сказал бы я: мгновенье!  
Прекрасно ты, продлись, постой!  
И не смело б веков теченье  
Следа, оставленного мной!  
В предчувствии минуты дивной той  
Я высший миг теперь вкушаю свой [1, c.323]
 

       В старой хижине, в том месте, где  Фауст хочет установить маяк, живут  тихие старики, муж и жена, Филемон  и Бавкида, которые не хотят переселяться с привычного места. Мефистофель со своими подручными грубо врывается к ним в дом, и они умирают от испуга. Правда, и Фауст тут не невинен: ведь он сам сказал Мефистофелю, чтобы тот любым путем устранил помехи его планам; Мефистофель же, воспользовавшись этим, поспешно уничтожает хижину стариков, причем погибает еще и странник, нашедший приют в этой хижине.  
Мефистофель плохой помощник Фаусту в его созидательной деятельности. Трое сильных, в образе которых Гёте дал обобщенное изображение буржуазного хищничества, думают только о добыче: «Ну, это всё Нам прах и дым: По равной части Мы хотим» [1, c.310]. Фауст хочет идти другим, человечным путем.

      Свой высший миг Фауст обретает не в успокоенности, а в движении вперед, не в достижении цели, а в предвидении ее достижения. Он не хочет останавливать мгновение. Да это и невозможно, как невозможно остановить течение жизни. Обусловленная договором формула звучит в устах Фауста в сослагательном наклонении: не как утверждение, а как допущение, предположение.

       В финале Фауст изображен слепым. Гёте дает этим понять, что Фауст видел  картины свободного расцвета родного  края не наяву, а мысленным взором. В реальности же к нему приближается смерть. Все мечты оказываются  напрасными. Труд и несомое им благо  – такая же иллюзия, как и всё остальное. Звук лопат, который слышит Фауст, оказывается стуком заступов лемуров, роющих ему могилу. Мефистофель радостно суетится, полагая, что формула произнесена, и, значит, он выиграл спор.

       Он  дает свою характеристику и понимание Фауста и его жизни:  

Нигде, ни в чем  он счастьем не владел,  
Влюблялся лишь в свое воображенье;  
Последнее он удержать хотел,  
Бедняк, пустое, жалкое мгновенье! [1, c.323]  

       Но  и умирая, Фауст одерживает над  ним победу. Ангелы отнимают у Мефистофеля душу Фауста. Действие переносится на небо, где происходило и действие пролога. Со словами пролога «Блуждает человек, пока в нем есть стремленья» [1, c.42] перекликаются слова финала: «Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем». Финал - это апофеоз бессмертной сущности Фауста, апофеоз Человека, в котором ничто не может уничтожить человечность и свободный ищущий разум. Таков исход договора между Фаустом и Мефистофелем.

       Да, путь Фауста труден, им постоянно овладевают новые иллюзии, которые затем  рушатся; его преследуют неудачи и разочарования. Но, пройдя через все испытания, устояв перед всеми соблазнами, герой не теряет веры в светлое будущее, в могущество человеческого разума, в силу человеческого духа. Он понимает, что для достижения прогресса недостаточно только высоких стремлений и мечтаний. За золотой век нужно бороться, ведь

       ...только  тот достоин жизни и свободы, 

       Кто каждый день за них идет на бой.

       Люди  должны верить в себя и надеяться  лишь на свои силы, на свой «свободный труд» — таков вывод Фауста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение 

       Психологический портрет личности предполагает комплексную  психологическую характеристику человека, содержащую описание его внутреннего  склада и возможных поступках  в определенных значимых обстоятельствах.

       Подходы к выявлению структуры личности могут быть различными. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки[2, c. 290].

       Эти понятия являются относительно постоянными  у человека и в своей совокупности представляют собой  психологический  портрет личности[2, с. 290].

       Эмоции  и мотивация – это переживания и побуждения человека к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Именно эти понятия я попыталась охарактеризовать в своем герое для описания психологического портрета.

       Для меня было достаточно интересно  рассмотреть  именно психологический портрет  Фауста, как наиболее яркий образ, созданный Гете, вошедший в мировую культуру как один из «вечных образов». Своим произведением через образ Фауста автор надеялся пробудить в людях стремление к совершенству, помочь формированию поколения, исполненного мужества, достоинства, силы духа и жажды деятельности. Он до конца своих дней не утратил веры в человека, в его высокое предназначение. Благодаря детальному изучению психологического портрета героя,  я тоже сделала полезные выводы для развития своей личности. 

       Таким образом, Фауста можно назвать человеком нового времени, времени разума и деяний. 
 
 
 
 
 
 
 

               

                    Список используемой литературы

        
1. Гете И.В. Фауст (пер. Б. Пастернака) // Гете И.В. Избранные произведения. – М.: Худ. лит, 1959.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.

3. Лейтес Н. От Фауста до наших дней. – М.: Просвещение, 1987. – С.10-34.  
4. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. - М., 1981

Информация о работе Психологический портрет героя