Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:35, контрольная работа
Коммуникатор — лицо, группа лиц или организация, от которых непосредственно исходит информация в коммуникативном процессе.
В качестве примера идеального коммуникатора рассмотрим действующего президента РФ В. В. Путина.
Психологический портрет идеального коммуникатора
Коммуникатор — лицо, группа лиц или организация, от которых непосредственно исходит информация в коммуникативном процессе.
В качестве примера идеального коммуникатора рассмотрим действующего президента РФ В. В. Путина.
Эта особая порода людей – людей, которые к каждому могут найти особый подход. Нет, они не манипулируют собеседником. Они внимательно его слушают, что-то говорят в ответ и вроде бы легко и просто приходят с ним к согласию по поводу интересующего их вопроса.
Не так давно центром «РОМИР» были проведены социологические исследования, о том каким должен быть президент, а не кого хотели бы видеть россияне президентом. Иначе говоря, к какому типу личности - скорее, на бессознательном уровне, чем осознанно - склоняются избиратели.
Исследование основывалось на методах, используемых в сравнительно новой науке - соционике, объектом изучения которой служат психологические типы людей. Участникам предлагалось выбрать одного из шестнадцати кандидатов в президенты, каждый из которых являлся ярким представителем определенного психологического типа. В списке были представлены как герои "культовых" литературных произведений и кинофильмов, так и реальные люди - но лишь те, кто уж точно не станет баллотироваться в президенты России на грядущих выборах.
Как выяснилось, 70% россиян предпочли
бы видеть на посту президента сильного,
волевого, инициативного человека,
более живущего умом, чем сердцем.
В соционике для обозначения
такого типа используется выражение "предприимчивый
логик", или, согласно терминологии
К. Юнга, "сенсорно-логический экстраверт".
Это решительный, принципиальный человек
с жестким характером. Он не сомневается
в своем праве руководить людьми, оставляя
за собой последнее слово при коллегиальном
обсуждении.
Человек этого типа увлечен своим делом
(иногда фанатично) и способен увлекать
им других. Информация о нем среди последователей
обычно распространяется путем "заражения"
при коллективном общении, вызывая стремление
подражать. В политике он проявляет себя
как хороший тактик, способный на лавирование,
однако твердо стоящий на своих принципиальных
позициях. Он мало подвержен эмоциям, проявляя
чудеса решительности в кризисных, самых
опасных ситуациях.
Формирование представлений об идеальном национальном лидере в России шло на протяжении длительного исторического периода. Исследователи часто подчеркивают, что в самом менталитете российского народа издавна заложена тяга к сильному управляющему началу. В кризисные же периоды политические процессы обретали особо персонифицированный характер, а возможности выхода из кризиса напрямую увязывались с тем или иным историческим персонажем, способным принимать волевые решения.
И вот на таком общественном фоне появилась фигура премьер-министра В. Путина - человека, у которого явно проглядывают личностные характеристики "сенсорно-логического экстраверта". Правда, анализируя "феномен Путина", надо с самого начала сделать существенную оговорку. Стартовой площадкой для взлета рейтинга нового премьера послужила не его харизматичность, политический авторитет или заведомая популярность в широких слоях российского общества, а поддержка со стороны Кремля. Для полномасштабной раскрутки В. Путина были задействованы колоссальные ресурсы, прежде всего информационные, включая самый доступный для населения канал ОРТ, ряд газет и радиостанций. На премьера начали работать огромная пропагандистская машина, а также профессиональные имиджмейкеры и специалисты по PR.
В конце концов, общество получило то, что хотело: на политической сцене материализовался мифологический тип лидера-героя, способного на решительные действия, не страшащегося ответственности, отстаивающего интересы России и т.д. Для массы россиян, уставших от пустых обещаний и туманных перспектив, конкретные действия премьера оказались более понятными, чем научно обоснованные экономические и политические программы.
С точки зрения имиджа, несомненной удачей стала кажущаяся близость В. Путина к простому населению. Она проявляется в характере речи, в одежде и поведении на публике. Премьер не перегружает свои высказывания сложными терминами, использует минимум иностранных слов, его комментарии просты и понятны. Иногда в его речи появляются образцы нарочито "сниженной" лексики (вспомним известное обещание "мочить террористов"). У В. Путина энергичная жестикуляция, уверенная походка... Короче говоря, есть все необходимое для имиджа решительного, волевого политика, у которого слова не расходятся с делом.
Особого внимания заслуживает и
внешний вид премьера. Его костюмы
для встреч и переговоров на
официальном уровне строго соответствуют
требованиям протокола (на одной из международных
встреч он, помнится, появился в бабочке).
В то же время его одежда для повседневной
работы выдержана совершенно в ином стиле.
В. Путина можно увидеть без галстука,
в свитере - то есть одетым почти так же
просто и буднично, как миллионы россиян.
У
премьера хорошие коммуникативные данные,
что обеспечивает возможность проведения
"обедов" в солдатских палатках и
других неформальных встреч. Здесь также
В. Путин намеренно "сокращает дистанцию",
чтобы в отличие от своих предшественников
не казаться бесконечно далеким от народа
человеком. Для российской аудитории -
вполне в духе времени - образ мифологического
героя дополняется образом смелого "свойского
парня", способного подняться в воздух
на военном самолете или выйти в море на
боевом корабле.
Я считаю, что хороший коммуникатор непременно должен обладать высокой эмпатией и быть гибким. Успешной коммуникацией в бизнесе, да и в личной жизни, можно считать ситуацию, когда обе стороны получают от коммуникации то, что им нужно.
Например, продавец должен знать все о свойствах и назначении продукта, который реализует. Но представим себе такую ситуацию: в каждой компании есть опытные продавцы, которые знают продукт вдоль и поперек и им непременно хочется рассказать покупателю всю известную информацию, независимо от того, интересно ли ему это слушать.
Скорее всего, усилия таких продавцов не увенчаются успехом. Покупатель будет просто сбит с толку огромным количеством данных, и ему останется только надеяться на то, что среди всего сказанного прозвучит именно та волшебная, мотивирующая фраза, которую клиент хочет услышать.
Точно так же есть много опытных менеджеров, которые не слишком преуспели в мотивировании своих подчиненных. Потому что эти менеджеры всегда на свое усмотрение решают, как именно должна выполняться та или иная работа, не прислушиваясь к мнению непосредственных исполнителей и тем самым не давая возможности раскрыться их потенциалу.
Их ошибка состоит в том, что они забывают о том, что кроме сугубо профессионального есть и другое измерение – навыки общения. Можно привести такое сравнение: коммуникацию с поездкой на велосипеде. Два колеса – это знание продукта и владение профессиональными техниками.
А персональные навыки – это то, как вы управляете этим велосипедом. От этого «как» будет зависеть, врежетесь вы в дерево или пересечете финишную прямую.
С моей точки зрения психологический портрет идеального коммуникатора следующий. Это некто, кто может убедить другую сторону. Во-первых, он должен понимать, чего хочет другая сторона, то есть быть эмпатичным. Человек-эмпат интуитивно правильно понимает чувства других людей, сохраняя определенную отделенность от них. Эмпатия означает понимание ситуации, в результате которой возникли эти чувства. Человек-эмпат общается с другими так, что другие чувствуют себя понятыми и принятыми. В этом плане, мне удается найти общий язык практически со всеми людьми, я люблю слушать, понимать человека. Во-вторых, он должен уметь адаптироваться, быть достаточно гибким, способным вместе идти к результату через весь процесс переговоров.
То есть, если я понимаю вторую сторону и достаточно гибкая, мы можем идти вместе и договариваться. Если нет, то рано или поздно мы разойдемся в разные стороны. Отличительной чертой моего проявления гибкости является то, что я могу иногда жестко, но зато правдиво сказать человеку, что я о нем думаю, чем вызывает доверие.
Такой человек умеет слушать. Он не просто слушает, он активный слушатель – задает вопросы, кивает головой и т.д. Это так же видно по моему поведению. Сосредоточен на говорящем и на том, о чем он говорит. Понимает значение слов, которые произносятся. Следит за эмоциональным наполнением слов. Эффективный коммуникатор может легко найти область общих интересов,ƒ не спешит с выводами;ƒ выслушивает идеи;ƒ выигрывает благодаря быстроте ума. Еще одним критерием идеального коммуникатора является то, что он пытается не унижать и не атаковать людей и удерживается от деструктивной критики, даже если злится. Резкие замечания не способствуют сотрудничеству. Такое поведение мне еще пока не подвластно, то есть имена эта черта характера мне нужна, чтобы стать идеальным коммуникатором.
Человек может вызвать доверие только своими действиями, тем, что он говорит и делает, видимой частью своего поведения. Здесь действует принцип айсберга: на поверхности только 10% личности – наше поведение. Тем не менее мы знаем, что личность сложнее, чем то, что она говорит и делает. Каждый из нас знает, что он чувствует и думает. Но никто не может чувствовать и думать за другого человека. Это внутренняя часть личности с ее неповторимым опытом, которая скрыта под водой, те самые 90% айсберга, которые никто не видит.
Список литературы
1. Бизнес-психология: И. Н. Кузнецов — Санкт-Петербург, Дашков и Ко, 2011 г.- 244 с.
2. Массовая коммуникация и
3. Массовая коммуникация и
4. Психология общения: А. А.
Леонтьев — Санкт-Петербург,
5. Социальная психология: В. Г. Крысько — Москва, Питер, 2006 г.- 432 с.
6. Справочник маркетолога. Т. Дзинько – Новый маркетинг №1, 2001г. – 82с.
7. http://tol-nabat.info/main/
8. http://www.obretenie.info/