Психологический портрет личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:42, реферат

Краткое описание

Оценка темперамента на основании методик: 1)Белова, 2)Хейманса, 3)Русалова и 4)Айзенка
1)Тест на определение темперамента А. Белова показывает соотношение превалирующих типов темперамента в их процентном соотношении, на основании анализа испытуемым 20 свойств каждого из 4 типов. Таким образом темперамент испытуемого определяется как флегмато-меланхолический, что свидетельствует о стремлении к постоянству и покою как в отношениях, так и в делах. Нежелание и протест против возможных перемен.

Вложенные файлы: 1 файл

PSIKhO-PORTRET.docx

— 24.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Психологический портрет личности

Основанием  для целостности портрета являются методики направленные на изучение темперамента, особенностей характера, направленности личности, а также оценка интеллектуальных способностей человека.

  1. Темперамент

Оценка  темперамента на основании методик: 1)Белова, 2)Хейманса, 3)Русалова и 4)Айзенка 
1)Тест на определение темперамента А. Белова показывает соотношение превалирующих типов темперамента в их процентном соотношении, на основании анализа испытуемым 20 свойств каждого из 4 типов. Таким образом темперамент испытуемого определяется как флегмато-меланхолический, что свидетельствует о стремлении к постоянству и покою как в отношениях, так и в делах. Нежелание и протест против возможных перемен. Также люди этого типа очень усердны, целенаправлены, избирательны как в словах так и в совершаемых поступках, но могут замыкаться в себе и не делать усилий при изменении положения дел, даже когда это необходимо. В связи с тем, что флегматик мало-эмоционален, а меланхолик наоборот, возникает конфликт и частая смена эмоциональных состояний, от маски безразличия, до высокой эстетической чувственности. Это может сильно вредить в общении и работе, поскольку человек с такими особенностями эмоционального проявления, может либо упускать суть отношений и дел, либо наоборот слишком бурно реагировать на них, теряя концентрацию и внимание. Необходимо четко оценивать свои эмоциональные состояния, для коррекции и дальнейшего успешного взаимодействия в коллективе. Также люди этого типа предпочитают принимать ситуацию такой какой она есть и идти с ней рядом или отчасти подстраиваться под нее.

 

2)Тест темперамента и социотипа(Хейманса) в свою очередь определяет особенности темперамента человека как страстный тип. На основании анализа этого типа выделяются следующие черты как высокая эмоциональность, высокая активность, желание действовать и творить. Но высокая осторожность  и аккуратность в действиях, а также значительная опора на собственное мнение и опыт может приводить к конфликту в деятельности, в связи с тем, что такой человек быстро загорается идеей и желает что-то делать, но постоянное сомнение в своих силах и боязнь потерпеть неудачу, что приведет к негативному эмоциональному состоянию и отрицательной фиксации. Все это приводит к отсрочиванию своих действий и может выразиться в глубинных внутри-личностных конфликтах при затяжном состоянии.

 

3)Тест-опросник Русалова на определение особенностей темперамента, исходя из анализа основных компонентов таких как(Эргичность; Пластичность; Тэмп; Эмоциональность), оцениваемых в 2-х уровнях предметном и социальном. В целом на основании представленных критериев в особенностях темперамента, показывается высокая значимость эмоционального фона, низкая подвижность в связи с организацией или переорганизацией своей деятельности, однако высокая потребность в самом процессе деятельности. Темп действий относительно низкий в связи с потребностью в покое и привычной организации как эмоционального так и рабочего фона.

 

4)Методика Айзенка, направленная на определение экстраверсии, интроверсии и нейротизма показывает испытуемого как интроверта, человека который замкнут в себе и сфера его внимания базируется на собственных мыслях, мечтах и переживаниях. С одной стороны такие люди мало-внимательны и даже ирреальны в своих суждениях, а с другой стороны у них присутствует высокая степень целеполагания, упорства и малая восприимчивость к стимулам, способных отвлечь от привычной работы. Кроме того определен высокий уровень нейротизма, что говорит о достаточной тревожности по поводу насущных дел и возможных. Это также свидетельствует о высокой склонности к проявлению эмоций и долгому их переживанию.

 

В связи  с тем на основании всех вышеизложенных методик выделяются общие черты, которые определяют темперамент  испытуемого как флегматика с  большой долей качеств и особенностей нервной системы меланхолика.

 

  1. Особенности характера, особенностей  отношений и направленность личности

Общая оценка качеств характера сложена  на основании методик: 1)Обозова,  2)Леонгарда, 3)Конструктивный рисунок человека, 4)метод исследования уровня субъективного контроля, 5)экспресс-диагностика эмпатии; диагностика эмпатии (Меграбяна и Эпштейна),                6)методика ТАТ (Тематический апперцептивный тест).

 

1)Прежде всего необходимо отметить особенности такого психического качества как воля. Основанием для определения уровня развития послужили методика самооценки силы воли (Н.Н. Обозов), позволившего определить достаточно высокий показатель силы воли и способности четко ставить перед собой цель, не отвлекаться на внешние и внутренние факторы, придерживаться плана в выполнении работы. Это очень важное качество, которое прямо коррелирует с эффективностью и качеством в выполнении любой работы.

 

2)Особенности проявления черт характера, т.е. их акцентуаций выявлены на основании методики К. Леонгарда. Исходя из данных, полученных при проведении методики, выявлены следующие превалирующие акцентуации характера: 1)Возбудимый тип – повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями;           2)Педантичный тип характеризуется ригидностью, инертностью, долгими переживаниями в области тонких эмоций в духовной жизни; 3)Циклотимный тип – частая смена гипертимных (повышенное настроение, активность) и дистимных (пониженное настроение, заторможенность) фаз; 4)Неуравновешенный тип характеризуется непоседливостью, склонностью к праздности и развлечениям, малую инициативность;                        5)Дистимному типу свойственен пониженный фон настроения, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность(отсрочивание выполнения принятых решений).  Сравнение этих превалирующих типов в структуре характера испытуемого позволяет выделить постоянную конфронтацию между тягой к покою, избеганием трудностей, смены привычных установок, образа жизни и стремление к реализации волнующих побуждений, постоянное упорство в делах с целью доказательства самого факта своей дееспособности самому себе. Все это делает личность неординарной и труднопредсказуемой ее поведение, однако если знать свои наклонности и вовремя подмечать факты своего поведения, то можно грамотно и эффективно его корректировать, активизирую необходимые и нужные черты для достижения какого-либо результата.

 

 

 

3) Индивидуально-типологические особенности личности представлены на основании методики: Конструктивного рисунка из геометрических фигур. 
Методика конструктивного рисунка из геометрических фигур приводит данные по 3 типам особенностей поведения и личностных качеств. Выделены следующие типы такие как 1)Руководитель, требовательный к себе и к чужому выполнению работы, отличается высокой ответственностью и упорством в совершении дел;

4)Следующий важный шаг в диагностике качеств личности это способность контроля своего поведения в различных житейских ситуациях. В целом уровень контроля абсолютно адекватен, случающимся ситуациям, человек проявляет хладнокровие, осведомленность в различных ситуациях и тщательное отношение к своему здоровью. Кроме того испытуемый приписывает успехи и неудачи, исходя из себя самого, а не обстоятельств. Активен в семейных делах и проблемах, ассоциирует свое эмоциональное состояние с положением семейных дел. Кроме того немаловажным фактом служит принятие испытуемым причин болезней в связи со своим собственным образом жизни. Вся эта диагностика позволяет сказать, что данная личность не ищет оправданий и избегания ответственности за принятые дела, однако не стремится принимать на себя ответственность без крайней необходимости.

 

5)Эмпатический потенциал представлен на основании общей экспресс-диагностики и диагностики эмпатии (Меграбяна и Эпштейна). В первом случае общий эмпатический потенциал выражен достаточно высоко. Относительно конкретных эмпатических проявлений таких как сопереживание детям, родителям, животным и т.д. проявлена не слишком сильно, но и не подавлена, т.е. вчувствование в проблемы и эмоциональные состояния других присутствует, но без потери контроля и рассудочности.

На  основании второй методики также  получены соответствующие данные о  норме проявления сочувствия и отсутствия безразличия по отношению к бедам  других людей. 
Характерная похожесть итоговых данных на основании 2-х методик, позволяет заключить вывод о достоверности результатов.

 

6)Уровень развития таких интеллектуальных качеств как мышление, воображение, особенности восприятия и эмоциональность, а также особенности детерминации этих процессов представлены на основании, проведенной методики (ТАТ). Уровень развития мышления соответствует норме, т.е. скорость мыслительных операций в процессе рассказа достаточна беглая, присутствует логичность в высказываниях и определений ситуаций. Воображение достаточно проявлено, поскольку испытуемый может адекватно и достоверно определить прошлое, настоящее, будущее, описать чувства и мысли персонажей и связать их воедино. Восприятие и эмоциональность детерменированы мрачными, но достаточно реальными ситуациями из жизни. Испытуемый с одной стороны ожидает их, при этом уровень тревоги по отношению к возможным событиям сведен к минимуму, из-за внутренней установки и даже склонности ктакого рода событиям. Эмоциональный фон достаточно мрачен, но исходя из анализа рисунков ситуация идет от бед к их разрешению, либо преодолению и принятию, что также свидетельствует о достаточно высоком уровне волевого регулирования своего поведения.

 

Общий итог по анализу всех представленных методик.

Данный  испытуемый достаточно лабилен в  эмоциональном плане, связано это  как с особенностями темперамента, так и воспитанных и сформированных черт характера. Присутствует достаточно высокая доля волевого регулирования, что корректирует эмоциональную непостоянность и позволяет сохранять контроль и трезвую голову в большинстве случаев. Необходимо развивать в себе такие качества как инициативность, уверенность, подвижность в делах и общении. Однако их развитие должно гармонично происходить в соответствии с особенностями темперамента и характера, а также условий взаимоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологический портрет личности