Психологический портрет трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и «грамотно ссориться», преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Содержание

Введение 3
1. Трудовой коллектив как основа социальных, психологических и производственных отношений 5
1.1. Понятие трудового коллектива, его сущность и функции 5
1.2 Основные социально-психологические характеристики коллектива 10
2. Основные составляющие психологического портрета трудового коллектива 14
2.1 Внутренний психологический климат 14
2.2 Сплоченность работников коллектива 23
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Психологический портрет коллектива.docx

— 54.56 Кб (Скачать файл)

Трудовые коллективы призваны приумножать материальные и духовные богатства страны, рационально использовать имеющиеся ресурсы, проявлять неустанную заботу о членах коллектива, об улучшении  условий их труда, быта и отдыха.

Все трудовые коллективы имеют  общие свойства:

  • наличие общей цели, единство интересов членов трудового коллектива;
  • организационная оформленность в рамках социального института;
  • общественно-политическая значимость деятельности;
  • отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;
  • социально-психологическая общность членов коллектива;
  • управляемость;
  • наличие четко обозначенной структуры взаимодействий и определенного круга обязанностей, прав и задач.

Трудовые коллективы призваны выполнять следующие типичные функции.

1. Функция управления  производством – осуществляется  через различные формальные органы  коллективного управления, общественные  организации, специальные выборные  и назначаемые органы, непосредственное  участие работников в управлении.

2. Целевая – производственная, экономическая: выпуск определенной  продукции, обеспечение экономической  эффективности деятельности и  т.д. 

3. Воспитательная – осуществляется методами социально-психологического воздействия и через органы управления.

4. Функция стимулирования  эффективного трудового поведения  и ответственного отношения к  профессиональным обязанностям.

5. Функция развития коллектива  – формирование навыков и умений  коллективной работы, совершенствование  методов деятельности.

С содержательной стороны  трудовой коллектив определяют как  такую общность, в которой межличностные  отношения опосредованы общественно  ценным и личностно значимым содержанием  совместной деятельности. При таком  понимании трудового коллектива в его структуре всегда (в разной степени) присутствуют три главных  элемента: лидерская группа, ядро, периферийная часть.

 

1.2 Основные социально-психологические характеристики коллектива

 

Психология группы (коллектива) – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе выделяются:

  1. общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения);
  2. социальные чувства и коллективные настроения;
  3. коллективные привычки, обычаи, традиции;
  4. различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей (взаимные оценки, требования, авторитет).

Психология группы очень  сильно влияет на поведение людей  в группе.

От того как члены коллектива проявляют себя в труде, общении  и познании, складывается характер межличностных отношений в коллективе, формируются групповые интересы, нормы поведения, создается общественное мнение о коллективе (дружный, инициативный, склочный и т.п.).

Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно  считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность.

1. Информированность является  одним из основных условий  сознательного поведения человека  в соответствии с его целями  и состоянием коллектива. От уровня  информированности коллектива зависят  результаты работы членов коллектива  и всего коллектива.

Хорошо организованная информация, адресованная всем и доходящая до каждого, делает человека сопричастным к жизни коллектива, к его целям. В таких случаях меньше остается равнодушных, пассивных работников. Гласность и сближение экономических  интересов всех членов коллектива повышает стремление работающих к участию  в управлении коллективом.

Никакой руководитель не может  рассчитывать на поддержку коллектива, если он не использует или слабо  использует все каналы информации - устные и печатные.

2. Дисциплина – это  установленный порядок поведения  людей, отвечающий существующим  в коллективе нормам морали  и права. Она позволяет регулировать  поведение в коллективе и обеспечивать  согласованность действий внутри  него.

Дисциплинированность личности в коллективе – это прежде всего показатель социального развития и ответственности человека, его отношения к работе. Высокое сознание и понимание своей роли в коллективе определяют добросовестное отношение к выполняемой работе.

Соблюдение дисциплины (производственной, общественной, бытовой) предполагает обязательное установление и выполнение людьми определенных норм (правовых, технологических, моральных) и правил поведения. Степень установленности этих норм и правил прямо влияет на качество выполнения тех или иных производственных и социальных функций.

Способы поддержания дисциплины бывают самые разнообразные: прямое государственное и должностное  вмешательство, общественное мнение, личная сознательность людей. Формами общественной дисциплины является мораль, а также  обычаи, нравы, традиции.

3. Под активностью понимается  деятельность, которая совершается  личностью не столько в силу  необходимости выполнения служебно-должностных  обязанностей, сколько как свободное  самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании.

Человек стремится полнее реализовать и раскрыть свои способности  и наклонности, и этим осуществляется его всестороннее, целостное развитие как личности. Степень проявления активности и развития инициативы человека в значительной мере зависит от того, действует ли он наедине с собой  или в условиях прямого контакта с другими членами коллектива. И чувства, и моральное состояние, и сознательная активность человека на людях заметно отличаются от его  поведения в одиночестве.

Отношение людей к труду, их производственная и общественная активность находятся в прямой зависимости  от характера взаимоотношений руководителя и коллектива и внутри коллектива.

4. Организованность обеспечивается  четким определением и упорядочением  функций, прав и ответственности  членов коллектива. Она проявляется  в характере реакций данного  коллектива на изменения внешней  среды, на внутреннюю и внешнюю  информацию. От организованности  трудового процесса зависит отношение  работников к труду и состояние  трудовой дисциплины.

Руководителю легче работать в высокоорганизованном коллективе, но для создания такого коллектива от руководителя требуются большие  усилия и высокая квалификация. Дело в том, что на организованность коллектива влияет очень много объективных  и субъективных факторов: и ролевая  особенность личности, и общее  состояние дисциплины в коллективе, и другие. Но даже идеально организованный коллектив (в его формализованном  виде) в процессе его работы испытывает сбои в силу ролевых особенностей его членов как субъектов труда, общения и познания.

Для укрепления функциональных (технологических) связей в коллективе нужно учитывать интересы членов коллектива и использовать экономические и социальные методы воздействия.

5. Сплоченность – это  психическое образование, которое  объединяет всех членов коллектива  в их совместной деятельности  и создает целостное единство  коллектива. Это мера тяготения  членов коллектива друг к другу  и к коллективу. Это непременное  качество любого трудового коллектива.

Необходимость движения к  общей цели предполагает наличие  определенной общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают  всех членов коллектива, если они вовлекаются  в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии и т.п.

У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, меньше напряженности и недоверия.

Ненормальные межличностные  и межгрупповые отношения внутри коллектива, несправедливое распределение  работ между членами коллектива, недостатки в способах начисления зарплаты, в использовании материальных и  моральных стимулов, в ритмичности  производства и т.д. снижают сплоченность коллектива, приводят к конфликтам внутри коллектива.

На состояние сплоченности коллектива большое влияние оказывает  психическая совместимость его  членов.

Под совместимостью понимается степень сочетания в коллективе личных качеств его членов.

Потенциальным отрицательным  последствием высокой сплоченности является групповое единомыслие, когда  из-за чувства солидарности снижается  активность деятельности отдельных  членов коллектива. Обеспечение психологической  совместимости достигается в  первую очередь правильным подбором кадров. Руководитель может укрепить сплоченность, делая упор на глобальные цели коллектива, показывая вклад  коллектива в общую цель фирмы.

Совокупность социально-психологических  характеристик дает представление  о состоянии коллектива, которое  называется моральным климатом коллектива. Для оценки морального климата коллектива можно использовать такие косвенные показатели, как сведения о текучести кадров, качестве изготовляемой продукции, результативности труда и т.п.

Благоприятный моральный  климат коллектива – непременное  условие его работоспособности  и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность  усилий работников – вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность  трудовой деятельности коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные составляющие психологического портрета трудового коллектива

2.1 Внутренний психологический климат

 

Условия, в которых  происходит взаимодействие членов рабочей  группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность  процессом и результатами труда. В частности, к ним относят  санитарно-гигиенические условия, в  которых работают сотрудники: температурный  режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет  и характер взаимоотношений в  группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие  понятия как «психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная  атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

По своему происхождению  эти понятия являются во многом метафоричными. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и  развивается растение. В одном  климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое  можно сказать и о социально-психологическом  климате: в одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены  получают возможность максимально  полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется.

Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

  • совокупность социально-психологических характеристик группы;
  • преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
  • характер взаимоотношений в коллективе;
  • интегральная характеристика состояния коллектива.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним  относят:

  • уровень текучести кадров;
  • производительность труда;
  • качество продукции;
  • количество прогулов и опозданий;
  • количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
  • выполнение работы в срок или с опозданием;
  • аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
  • частота перерывов в работе.

Информация о работе Психологический портрет трудового коллектива