Психологический феномен отцовства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 15:56, реферат

Краткое описание

В настоящее время существует огромное множество исследований семейного воспитания. Психология отцовства — одна из наиболее интересных, мало изученных и в то же время наименее исследованных областей психологии семейных отношений.
Отцовское воспитание в значительной мере отличается от материнского воспитания.
Первым научным направлением в изучении феномена отцовства по праву можно считать классический психоанализ. Именно З. Фрейд обратил внимание на тот факт, что отец и мать для ребенка в семейных отношениях, находятся на абсолютно разных ролях, отец прежде влияет на половую и ролевую идентификацию, мать на формирование личности ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


РАЗЛИЧИЯ ОТЦОВСТВА И МАТЕРИНСТВА

РОЛЬ ОТЦА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА


СТРУКТУРА ФЕНОМЕНА ОТЦОВСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Психологический феномен отцовства.docx

— 34.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

 

  1. РАЗЛИЧИЯ ОТЦОВСТВА И МАТЕРИНСТВА

 

  1. РОЛЬ ОТЦА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

 

 

  1. СТРУКТУРА ФЕНОМЕНА ОТЦОВСТВА

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В настоящее время существует огромное множество исследований семейного воспитания. Психология отцовства — одна из наиболее интересных, мало изученных и в то же время наименее исследованных областей психологии семейных отношений.

Отцовское воспитание в значительной мере отличается от материнского воспитания.

Первым научным направлением в изучении феномена отцовства по праву можно считать классический психоанализ. Именно З. Фрейд обратил внимание на тот факт, что отец и мать для ребенка в семейных отношениях, находятся на абсолютно разных ролях, отец прежде влияет на половую и ролевую идентификацию, мать на формирование личности ребенка.

По мнению точки зрения Э. Фромма, отцовскую любовь ребенок должен заслужить.  В отличие от врожденной материнской, именно отцовская любовь формируется на протяжении первых лет жизни ребенка.

Э. Фромм писал: «Связь с отцом совершенно другая. Мать - это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребенком впервые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец - это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир.»

Бытует мнение, что отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, чем матери, причём лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми.  Отчасти, такое суждение правильное, мужчины никогда самостоятельно не выхаживали детей. 

Тем не менее, современные отцы  на сегодняшний день, не только не уступают прежним поколениям, а даже несколько превосходят их тем, что, особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими.

Например, при равных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, что и матери.

Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 

На ранних этапах развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. Родительские функции распределялись между широким кругом родственников, и дети считали себя принадлежащими к общине как к целому. Привязанность между ребенком и его физическими родителями не развивалась. Поэтому говорить об отцовстве в современном понимании этого термина не приходится.

В первобытном обществе убийство ребенка не считалось таким преступлением, как убийство взрослого, похоронный обряд сводился к минимуму или отсутствовал. Но иметь детей считалось почетным. И не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые члены общины обычно были ласковы и внимательны к детям.

Даже во времена античности, забота о детях была весьма избирательна. Аристотель считал справедливым, что ребенка-калеку кормить не следует, Цицерон писал, что смерть ребенка нужно переносить «со спокойной душой». Маленькие дети не вызывали у античных народов чувства умиления, их по большей части не замечали. Ребенок рассматривался как низшее существо, которое принадлежит родителям как прочая собственность. 

В Древнем Египте по некоторым данным, отношения отцов и детей строились на взаимовыгодном сотрудничестве: дети помогали по дому, отцы их кормили. Дети были полностью подчинены воле отца. И, хотя в позднем Египте уже существовали школы, тем не менее, в большинстве случаев, подчиняясь традиции, именно отцы обучали своих сыновей, в том числе и тому, что значит быть отцом.

В Древнем Риме отношения отца и детей строились как отношения владения вещью, а не на основе любви или заботы. У отца были более важные интересы, чем воспитание детей. Отец имел абсолютную власть над детьми, и даже сыновья не могли получить ничего, пока он был жив. Однако в последнее время исследователи поменяли свое мнение относительно отношений отца и детей в Древнем Риме. Раньше изучались только нормативные и юридические документы, которые действительно показывали такую картину отцовства, сейчас же, принимаются во внимание также и литературные источники, анализируя которые можно сделать вывод о том, что отец в Древнем Риме был не чужд милосердия и не был жесток к своим детям. Право же полновластного распоряжения жизнью и смертью детей было отобрано у отцов только около 390 г. н. э., Убийство младенца стало считаться преступлением только в 318 г. при императоре Константине, и только в 318 г. был приравнено к человекоубийству.

Раннее христианство привнесло изменения в отношения отца и детей, кроме того, стали четче разграничиваться отцовская и материнская функции. В отношениях появилась эмпатия. Позже, в средние века, происходят значительные изменения: появляется новая социальная роль - священник, исповедник, который вмешивается во все внутренние дела семьи и берет на себя функцию отца. При этом сам дает обет безбрачия и не имеет права иметь детей. Таким образом, происходит ущемление отцовства как важнейшей роли в жизни мужчины. Данная тенденция еще более усиливается в двенадцатом-тринадцатом веках, когда отцовство связывается с женщиной и грехом. Только в четырнадцатом веке церковь начинает почитать материнство, а  позднее  и отцовство, когда  согласно учению Фомы Аквинского, духовные наставления отца становятся важными для воспитания ребенка в духе почитания религии.

Однако формирование стойкой привязанности родителей к детям затруднялось, во-первых, из-за высокой смертности и высокой рождаемости. Холодное отношение родителей к смерти детей, это своеобразная психологическая защита на то, что случалось очень часто. Во-вторых, обычай воспитывать детей вне семьи в среде феодальной знати приводил к тому, что взаимоотношения родителей и детей регламентировались не чувствами, а нормой и сознанием родственных обязанностей и правил этикета. В России зависимость детей от родителей была рабской: от отца - главы семьи в зависимости находились и жена, и дети. Церковные предписания требовали строгости воспитания. Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком [10].

Только во времена Ренессанса отношение к семейным функциям начинает меняться. Реформация сделала женские роли матери и хозяйки в доме главными и единственными в жизни женщины. Отцовские же функции не контролировались больше церковью, т.к. брак был теперь в ведении государства, таким образом, и отцовские функции стали регулироваться обществом.

В конце XVIII и начале IXX веков в общественном сознании  прочно утвердилась  детоцентристская ориентация и семья начала отстаивать свое «естественное право» заботиться о детях. Экономические же трудности напротив, доводили людей до полного отрицания нужности детей семье. Дети нужны были не семье, а государству, армии и т.д. В это время мать берет на себя еще больше семейных функций, занимаясь только домом. Отец становится кормильцем, работает для того, чтобы мать занималась детьми. Тогда и появляется концепция материнской любви, о любви же отца речь не идет [10]. Отец потерял свою абсолютную власть и постепенно теряет свои функции,  государство берет на себя, и защиту и образование детей. Кроме того, провозглашается незаменимость матери в воспитании, появляется теория «материнского инстинкта». Становится возможным обеспечение семьи женщиной, развивается женское движение во многих западных странах [14].

 

 

 

 

 

 

РАЗЛИЧИЯ ОТЦОВСТВА И МЕТЕРИНСТВА.

 

Исходя из того, что работ по изучению материнства гораздо больше, чем по изучению отцовства, можно сделать вывод, что многие не считают, что отец оказывает большое и значимое значение на развитие ребенка.

Вообще как материнство, так и отцовство являются составляющими такого феномена, как родительство. И если эти два понятия разделили, следовательно, стоит разобраться, в чем их различие.

Одним из первых, кто четко разделил родительское отношение на отцовское и материнское, был Э. Фромм. Материнскую любовь он описал, как безусловную по своей природе. Мать любит своего ребенка, потому что он просто есть, что это ее дитя, а не потому, что ребенок выполняет какие-то ее условия, оправдывает какие-то ее надежды и ожидания. Это идеальная материнская любовь, как требует того материнское начало, которое представлено в личности женщины.

Любовь отца напротив, основана на определенных условиях, она руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня». В такой «обусловленной» отцовской любви Э. Фромм выделяет, как отрицательную, так и положительную стороны. Отрицательная сторона состоит в том, что любовь отца необходимо заслужить, иначе ее можно потерять, не оправдав надежд. В самой природе отцовской любви заложено, что послушание становится главной добродетелью, а непослушание - главным грехом, расплата за который - лишение отцовской любви. Тем важнее положительная ее сторона. Если любовь возникает на определенных условиях, ее можно завоевать, приложив все усилия. В отличие от материнской любви, любовью отца можно управлять [6].

Возникновение потребности у ребенка в отцовской любви Э. Фромм относит к возрасту после шести лет, когда ребенок начинает испытывать потребность в авторитете и руководстве со стороны отца. Функцией последнего становится учить ребенка, направлять его на решение задач, которые ставит перед ним общество.

Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации[9].

Некоторыми учеными отмечается, что отношение отцов и матерей к младенцам, существенно отличаются. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках[3].

Другие ученые предполагают, что принципиальной разницы между отцом и матерью в уходе даже за совсем маленькими детьми нет. Отец может делать это так же хорошо, как и мать, что доказано исследованиями.

Одной из первых исследователей, заявивших, что материнского инстинкта не существует, а само материнство является не более чем искусственным изобретением человечества, была Э. Бадинтер [2]. Проведя исторический анализ изменчивости материнского отношения в период с XVII по XX в. в своей книге «Любовь в дополнение: история материнской любви», автор приходит к выводу, что материнский инстинкт - это миф.

Некоторые исследования показали, что в процессе «становления отца», еще в период беременности партнерши, в организме мужчины, как и женщины происходят гормональные изменения. В течение всего периода беременности женщины,  у будущего отца понижается уровень тестостерона в крови [1].

Эти и многие другие исследования подтверждают, что отец может заботиться о ребенке так же хорошо, как и мать, и что здесь нет никаких генетических различий. Кроме того, во многих исследованиях прослеживается тенденция к увеличению количества отцов, которые принимают самое активное участие в жизни своего ребенка, начиная с момента его рождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ ОТЦА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

 

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми.

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения [7].

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе [8].

Информация о работе Психологический феномен отцовства