Психологическое благополучие личночти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 05:03, реферат

Краткое описание

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1.Теоретико-методологические основания психологического здоровья личности…………………………………………………………….…………..…4
1.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья………………………………………………………………………..…..4
1.2. Концепция позитивного психического здоровья…………………..….5
1.3. Понятие о психическом равновесии…………………………….……..6
1.4. Многоуровневость психического здоровья……………………………………………………………………………7
1.5. Жизненная среда……………………………………………...…………8
1.6. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека……………………………………………………..……………………12
Заключение……………………………….………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Психология готово.docx

— 39.49 Кб (Скачать файл)

Математическая  и статистическая обработка эмпирического  материала позволила описать  характер тех внутренних изменений, которые происходят под влиянием внешних условий у различных  групп населения. Прежде всего это касалось отношений личности к себе, группе, микро-макросоциуму, деятельности и структуре самосознания, проявляющихся на индивидуальном, межличностном и межгрупповом уровнях взаимодействия.

Так, у  подростков и взрослых зарегистрирован (в целом по возрастным группам) ряд  неблагоприятных явлений: усиление тревоги, снижение эмоционального тонуса и адаптационных свойств личности. Все это свидетельствует о  сочетании депрессивных тенденций  с раздражительностью и тревожностью, ощущениями повышенной утомляемости и  апатии, обостренной чувствительности к изменениям экологической и  социальной обстановки. Были выявлены нарушения формирования адаптивности как свойства личности. В наибольшей степени это проявилось по параметрам: искренность, эмоциональный дискомфорт, ожидание и доминирование в поведении внешнего контроля и уход от проблем. Особенно четко это выявляется по режимам: увеличение числа дезадаптированных лиц, испытавших состояние тревожности, эмоционального дискомфорта, конфликтности, эмоциональной неустойчивости, преобладания внешних способов регуляции своего поведения и т.д.

Другой  из специфических характеристик  психического здоровья является интенсивное  формирование социально-личностных стереотипов. Это неминуемо приводит к стереотипным реакциям, которые быстро закрепляясь, становятся ее ригидным «ядром», ведут  к утрате своего «Я», деперсонализации, отчуждению от общества, социума, созданию собственной модели поведения, не всегда адекватной социальной ситуации. Зафиксирована  деформация Я – образа, как интегративного показателя структуры самосознания, его «отрыв» от индивидуальности и от реальной обстановки. В следствии чего, самосознание индивида является субъективно-умозрительным. Это дестабилизирует проявление диады «тревожность – дельта притязаний», отрицательно влияет на его составляющие и формирует конфликтную самооценку, искажающую реальность. Возможно предположить, что в анализируемой социальной обстановке начинают играть роль не интернальные, но экстернальные свойства личности, стимулирующие формирование неадекватных компенсаторных систем, увеличение роли субъективности социального восприятия и своеобразных способов самозащитного поведения. В этой связи возникает потребность в новой социальной идентификации индивидуальных и социальных субъектов.

Существенной  характеристикой субъектности являются жизненные стратегии. Они связаны с такими детерминантами, как локус контроля, целеполагание, принятие решений. От их особенностей зависит характер социального мышления, психологического и социального времени.

Полученные  результаты позволили выделить основные тенденции в их проявлении, условно  нами обозначенные как: созерцательно-защитная, агрессивно-защитная, конструктивно-защитная, что свидетельствует об его амбивалентности. Анализ материалов, связанный с характеристикой  Психологического Времени Личности, показывает на снижение временной перспективы, что проявилась в изменении актуальной зоны: свертывании сравнительно отдаленных жизненных планов, редукции динамического  потенциала личности. Это могло быть основой примирения с действительностью, наличия относительного благодушия, смещения локуса контроля на внешний фактор, уход от проблем и их решений, но в то же время служить стимуляцией агрессивности, конфликтности, асоциального поведения и др.

Приведенный пример ярко иллюстрирует различные  нарушения психического здоровья: психические  изменения, возникающие вследствие прямого воздействия радиации на психику, что в нашем примере  характерно для лиц, долгое время  проживающих в зонах радиационного  воздействия. Эти изменения, как правило, касались преимущественно психических процессов и их произвольной регуляции. В то время как психологические изменения на личностном и социальном (социально-психологическом) уровнях были отражением не только экологической, но и негативной социально-экономической нестабильности. Эти изменения обычно были связаны с деструктивностью различных отношений личности (к другим людям, своему делу, себе лично), меняя структуру самосознания, субъективные представления о жизненном пути.

1.6. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека.

В этой связи психически здоровое общество – это то общество, которое благоприятствует наиболее полному развитию и реализации человеческих потенций. Психически здоровое общество основано на демократическом управлении и представлениях о том, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, заниматься интересным делом и нуждаются в поддержке и одобрении. Формирование такого общества непосредственно связано с развитием психологической культуры населения.

Предположим, что психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.

Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит  от системы ценностей, общественного  мнения и доступности информации широким слоям населения.

Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором  одной из важных социальных ценностей  является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности.

Например, во многих регионах России до 00-х годов  отсутствовала профессиональная подготовка психологических кадров, специальные  учреждения, службы и центры (кроме  больниц для психически нездоровых людей), в которые могли бы обратиться люди за психологической помощью при необходимости. Это – телефоны доверия, центры психологической помощи и поддержки, социально-психологические консультативные учреждения, психологические семейные консультации, центры психологического здоровья и др.

Низкий уровень  психологической культуры проявляется  и в области учебной деятельности. Так, еще в начале ХХ в. немецкий психолог Герман Эббингаус описал ряд закономерностей функционирования памяти, в частности – динамики и интенсивности забывания. Он установил, что в первые часы после восприятия информации она забывается наиболее интенсивно – до 00%, а в последующем интенсивность забывания уменьшается. Если использовать эти данные в организации своей учебной деятельности, то гораздо эффективнее готовить домашние задания по учебным предметам, которые были в этот же день. Допустим, что если уроки истории стоят в расписании два раза в неделю – вторник и четверг. Тогда школьники обычно готовятся к этим урокам в понедельник и в среду, когда уже значительная часть информации забылась. Гораздо продуктивней, согласно психологическим данным, было бы это делать во вторник и в четверг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В основе современного подхода к человеку и его психологическому здоровью лежит системный принцип, исходящий  из представлений о человеке как  биосоциальном существе. При этом, биологические и социальные факторы  развития человека взаимодействуют  между собой, находясь в диалектическом единстве. Организм развивается и  живет как единое целое, в котором  функции отдельных систем взаимосвязаны. Результатом развития является становление  человека как биологического вида и  социального существа. Личность нельзя отрывать от ее биологической основы. Биологический аспект существования  связывает человека с животным миром. Но свою эволюцию человек совершает прежде всего в психической сфере, расширяя сознание, осваивая его новые уровни. Только учитывая природные индивидуальные задатки и особенности и организуя в соответствии с ними социальные воздействия, можно обеспечить оптимальное развитие личности.

Именно  гармоничность и мощность биосистемы позволяют говорить о жизнеспособности, благополучии индивида с точки зрения его физической, психической и  социальной сущности. Человек как  система постоянно обменивается со средой информацией, энергией и веществом. Оптимизация указанных видов  обмена способствует упорядоченности  системы и это является одним  из основных подходов к оздоровлению.

Критерии  оценки здоровья (душевное, психо-эмоциональное и социальное) заключаются в способности индивида осуществлять свои биологические и социальные функции, а совокупность механизмов, обеспечивающих выполнение этих функций и называют здоровьем.

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Бакштанский В.Л. Жданов О.И. Менеджмент вашего здоровья - М.: Пэр Сэ, 2010; 221 с., ил.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Учебн.пособие .- Ростов на Дону: Феникс, 2000.
  3. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). Третье издание (исправленное и дополненное) — М.: «Консультант плюс - новые технологии», 2011. — 320 с.
  4. Березин Ф.Б., Барлас T.B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах. // Журн. Невропат. и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2004, т. 94, N 6, 38–43 с.
  5. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.- Барнаул,2007.-123 с.
  6. Квин В. Прикладная психология. СПб., 2008, 196 с.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности М., 2007, 144 с.

 


Информация о работе Психологическое благополучие личночти