Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 07:36, реферат
Введение в России социальной работы и подготовки социальных работников кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин, педагогики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социальном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком.
Введение
Введение в России социальной работы и подготовки социальных работников кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин, педагогики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социальном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком.
Потребность в социальном работнике и его помощи всегда возникает именно в таких кризисных ситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться в проблеме своего пациента, определить источник его неблагополучия, который может носить самый разнообразный характер, - безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, семейные и служебные конфликты и т.д.
К таким проблемам,
требующим специальной
Таким образом, в
идеале психосоциальная работа, направленная
на психологическую поддержку
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
1. Теоретические основы консультирования.
В профессиональной деятельности специалистов по социальной работе большое значение имеет непосредственное целенаправленное психологическое воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит психологическому консультированию. Оно является важным неотъемлемым элементом в любой из сфер социальной работы с различными категориями клиентов
Психологическое консультирование
- один из эффективных методов
Психологическое консультирование связано с другими формами активного воздействия на личность (психологической коррекцией, психотерапией и др.). Специфика психологического консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы.
Консультирование предназначено для оказания психологической помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач. Психокоррекционное же или психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
Умение консультировать является показателем профессионального мастерства специалиста по социальной работе. В системе мероприятий по социальной защите населения психологическое консультирование в перспективе может стать одним из наиболее частых видов оказания профессиональной помощи. К его преимуществам относятся: сравнительная простота, экономичность, возможность оказания непосредственной экстренной помощи.
Объективная необходимость
рассматриваемого метода психологического
воздействия связана с тем, что
значительная часть клиентов службы
социальной защиты находится в острых
или хронических стрессовых состояниях,
испытывают трудности социальной адаптации,
имеют неустойчивую социальную мотивацию,
признаки отклоняющегося поведения, сталкиваются
со сложностями межличностных
Теоретические основы психологического консультирования связаны с современными представлениями о структуре и функционировании личности, механизмах взаимодействия людей в процессе непосредственного общения. Теоретические знания существенно помогают психологу-консультанту работать целенаправленно, правильно выбирать способы и оценивать результаты собственных воздействий на клиента.
Проведем первоначальный анализ основных закономерностей, которые могут быть положены в основу теории консультирования.
Наиболее важным принципом является представление о непрерывном процессе формирования и. развития личности на протяжении жизненного пути. Оно было выдвинуто и обосновано в гуманистическом направлении современной психологии и психотерапии крупнейшими его представителями Карлом Роджерсом и Эриком Эриксоном. Такой подход предполагает, что процесс личностного роста может быть продолжен и возобновлен в любых сложных ситуациях, даже таких, которые кажутся неразрешимыми. Каждая нормальная личность обладает достаточными внутренними ресурсами для преодоления возникших задержек психологического роста и отставания в развитии. Другими словами, у каждого человека имеется внутренний потенциал непрерывного развития, независимый от внешних условий жизни.
Дополняет вышеизложенный принцип концепция сензитивных и кризисных периодов развития личности. В наиболее развернутом виде эта концепция представлена в трудах Э.Эриксона. Он описал восемь психосоциальных кризисов, которые неизбежно наиболее должен преодолеть человек в течение жизни. От исхода кризиса (благоприятного или неблагоприятного) зависит возможность дальнейшего гармоничного развития личности, или же существенной ее деформации. Именно в эти периоды может оказаться особенно полезной профессиональная помощь психолога-консультанта.
2. Организация и
формы психологического
а) Цели и задачи психологического консультирования
Основной целью психологического консультирования в сфере социальной работы является оказание непосредственной психологической помощи клиенту.
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
- оценка уровня
психического здоровья и
- оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
- информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
- повышение общей психологической грамотности;
- мобилизация скрытых
психологических ресурсов
- коррекция нарушений
адаптации и личностных
- выявление основных
направлений дальнейшего
б) Показания к психологическому консультированию
Существуют три типичных повода для проведения психологической консультации:
- самостоятельное обращение клиента к психологу за помощью;
- приглашение клиента на консультацию психологом;
- направление клиента
на консультацию
Первый вариант является наиболее благоприятным для эффективной работы с клиентом. Это связано с высокой мотивацией и наличием осознанной проблемы, с которой человек обращается к психологу. Для увеличения доли самостоятельных обращений должна быть налажена система информирования населения о возможности получения психологической консультации.
Второй вариант обусловлен необходимостью профилактической работы с различными категориями населения, находящимися на учете органов социальной защиты. Особенностью консультирования в таких случаях является необходимость предварительного формирования мотивации к работе, снятие возможного напряжения и беспокойства.
Третий вариант наиболее сложен для работы психолога. В данной ситуации психолог выступает в роли посредника, возможно в конфликтной ситуации. Администрация рассчитывает на помощь социального работника в нормализации состояния и поведения клиента, предотвращении назревающих отклонений и срывов. Для успешного решения задач консультирования в этом случае необходима соответствующая предварительная подготовка, формирование мотивации, снятие негативных установок по отношению к работе с психологом.
При отсутствии мотивации клиента к работе с психологом проведение эффективной консультации невозможно.
в) Условия проведения психологической консультации
Консультация проводится
в отдельном изолированном
клиента.
Продолжительность одной консультации варьирует от одного до полутора часов. Нецелесообразно делать перерывы во время консультации.
Результаты консультации регистрируются в специальных формах учетной документации. Психолог может вести рабочие записи во время консультации, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента.
В протоколе консультирования должны быть отражены:
· паспортные данные,
· информация о семье,
· состояние здоровья,
· кем направлен на консультацию,
· заявленная клиентом психологическая проблема,
· результаты тестирования,
· предварительный и уточненный психологический диагноз, формы и методы консультации,
· проработанные проблемы,
· результаты консультации,
· поведение человека в процессе беседы и его отношение к работе,
· личные впечатления психолога о клиенте,
· ошибки и промахи консультанта,
· направления дальнейшей работы с клиентом,
· другие необходимые сведения.
г) Классификация форм психологического консультирования
Психологическая консультация
может проводиться в
Индивидуальные консультации делятся на:
· однократные и многократные;
· консультации по личному обращению;
· в результате вызова, направления;
· без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;
· без привлечения
методов психологической
· изолированные
и комбинированные с другими
методами психологической помощи (например,
социально-психологический
Консультации классифицируются по характеру решаемых задач (основных и дополнительных), в частности, на информирующие, проблемно-ориентированные, развивающие, коррегирующие и другие.
Кроме того, возможно
выделение различных видов
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
а) Подготовительный этап консультирования
На данном этапе
устанавливается график и очередность
консультирования. Консультант по возможности
осуществляет сбор информации о будущих
клиентах, проводит предварительные
беседы с официальными лицами (воспитателями,
преподавателями) и людьми из ближайшего
окружения клиента. При необходимости
психолог подбирает и готовит
методики для дополнительного
Информация о работе Психологическое консультирование в социальной работе