Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:12, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей построения и проведение консультационной работы по проблемам одиночества.
Задачи исследования:
1. определение феномена одиночества в психологии;
2. изучение причин одиночества;
изучение специфики психологического консультирования по вопросам одиночества.
Введение 3
1.1. Определение феномена одиночества 5
2.1. Причины и последствия одиночества 8
1.3. Построение консультирования по вопросам одиночества 12
Заключение 15
Список литературы 16
Таким образом, одиночество – сложное эмоциональное переживание, которое имеет многоуровневый и противоречивый характер. Эта противоречивость возникает из самой сущности человеческого бытия. С одной стороны, субъект, испытывает потребность в автономии и индивидуализации, с другой - он существо общественное, испытывающее потребность в единении с другими людьми. Поэтому потеря продуктивных контактов с людьми и одиночество представляет для него серьезную проблему.
Жалобы на одиночество – одни из наиболее частых в кабинете психолога, что в современном обществе совершенно не удивительно. Однако в случае обращения с проблемой одиночества к специалисту корректнее говорить не столько о факте, сколько о чувстве одиночества. Потому что часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. Некоторые люди чувствуют себя нормально только в одиночестве, некоторые даже рассматривают отшельничество как важное условие своего духовного роста. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется «одиночеством в толпе».
Одиночество — это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений общения, взаимопонимания любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная). Одиночество — это та проблема, к решению которой человек меньше всего подготовлен и ответственность за которую так легко переложить на других. Однако человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.
В ранних работах исследователи-клиницисты, например Фромм-Рейхман и Салливан, первоначально намеревались дать терапевтам почувствовать, что одиночество — серьезная клиническая проблема, которой они напрасно пренебрегают. Эти авторы предлагали терапевтам проявить здесь инициативу и признать одиночество своих клиентов. Они также побуждали терапевтов внимательно проследить за своим собственным одиночеством. После публикации первых работ по данной теме появились новые книги и статьи, в которых анализировалась психодинамическая структура одиночества [3;539].
На сегодняшний день наиболее разработанными являются программы когнитивно-бихевиоральной терапии, в основе которых лежит убеждение, что психические трудности и связанные с ними аффективные состояния и их продолжительность в основном определены когнитивными процессами. В рамках этого подхода Янг и Примаков разработали детальную программу терапии одиночества в рамках своей работы с хронически одинокими людьми.
При консультировании одиноких клиентов рекомендуется соблюдать осторожность. Несмотря на то, что одинокие люди, вероятнее всего, скажут, что им нужен «один-единственный человек» или «романтический партнер», они вряд ли представляют себе психологическое значение целей консультирования. Даже Р. Вейс, который считает, что единственным способом облегчения одиночества служит установление новых связей, тем не менее предупреждает, что «борьба за предмет привязанности» трудна и связана с риском, в том числе с риском испытать социальные затруднения или поторопиться с приносящим беспокойство выбором партнера. Кроме того, обладание подобными связями не обязательно защитит человека от чувства одиночества, особенно в том случае, если они не обеспечивают серьезных социальных обменов. Например, некоторые одинокие люди не могут найти время, чтобы спланировать удовлетворяющую их деятельность совместно с их друзьями или партнерами [7;567].
Успешное вступление в новую систему отношений может быть затруднено недостаточностью социальных навыков, социальной обеспокоенностью, ощущением своего поражения. Для некоторых людей нехватка социальных навыков представляет серьезную проблему. К наиболее уместным в данном случае навыкам можно отнести умение поставить себя (это относится и к внешности, и к поведению), социальную уверенность в себе (преодоление застенчивости, взятие инициативы на себя), умение войти в ту или иную роль (как это предписывается в различных сообществах и возрастных группах) и навыки общения. Поэтому, одной из главных задач консультирования одиноких людей является развитие социальных навыков.
Другая проблема может возникнуть из-за того, что одинокие люди часто испытывают тревогу. Некоторых людей тревога может заставить избегать социальных взаимодействий. Но, по-видимому, одинокие люди гораздо чаще пытаются общаться, несмотря на все свои страхи. В подобных случаях тревога может совмещаться с эффективным выполнением социальных функций. Поэтому, следующая задача состоит в том, чтобы изменить неадаптивное поведение и эмоции клиента.
Наконец, большое значение имеют когнитивные факторы. У людей могут быть совершенно нереальные стандарты возможного выбора «своих» партнеров, искаженные представления о самом себе и своих взаимодействиях с другими, может отсутствовать самоуважение. Поэтому еще одна важная задача консультирования – формирование адекватных самооценки и уровня притязаний.
Что касается стиля бесед терапевта и клиента, то большую часть времени терапевт задает вопросы, а не прибегает к дидактическим утверждениям. При помощи вопросов терапевт показывает клиенту, как применять научный метод: «Какими доказательствами я располагаю?», «Достаточно ли этого, чтобы подтвердить мой вывод?», «Существуют ли альтернативные объяснения?» [7;572]. Таким образом, клиенты «открывают» несообразность своих автоматических мыслей и перестают обращать на них внимание. Подобный процесс стимулируемого открытия при помощи индуктивной системы вопросов широко распространен в практике преподавания и служит существенным элементом когнитивной терапии.
В современном обществе одиночество — всеобъемлющее явление. Кризисное одиночество — главная проблема при решении общих задач психологического благополучия личности и ее социального здоровья.
Одиночество - это болезненное чувство: оно ранит, проникая глубоко в сердце. Иногда человеку хочется кому-то сказать о своём одиночестве, но он боится даже заговорить об этом: «А что, если люди не поймут меня? Мне от этого станет ещё больнее, и ещё более одиноко». Именно по этой причине, человек приходит на прием к психологу-консультанту, задача, которого разъяснить клиенту природу его проблемы, указать на возможные причины и последствия. С помощь квалифицированного подхода попытаться наметить алгоритм решения проблемы и совместными усилиями добиться результата.
Наиболее разработанными являются программы когнитивно-бихевиоральной терапии, в основе которых лежит убеждение, что психические трудности и связанные с ними аффективные состояния и их продолжительность в основном определены когнитивными процессами.
Важнейшими задачами консультирования являются развитие социальных навыков, изменить неадаптивное поведение и эмоции клиента, а также формирование адекватных самооценки и уровня притязаний.
Крайне важно выяснить, что думают одинокие клиенты о самих себе и своих отношениях с другими. Только в этом случае можно понять, почему они действуют и чувствуют так, а не иначе. Как только мы это поймем, мы сможем применить когнитивно-бихевиоральные методики, чтобы помочь людям преодолеть свое одиночество.
Информация о работе Психологическое консультирование по проблемам одиночества