Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:44, контрольная работа
Краткое описание
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Содержание
Анализ возрастных периодов детей дошкольного возраста………………………..4 Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте……………………6 Новообразования……………………………………………………………...7 Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка…………….11 Зона ближайшего развития……………………………………………………13 Характеристика психического развития ребенка в дошкольном возрасте…15 Психологические особенности детей дошкольного возраста………………20 2.Описание методик………………………………………………………………..23 3.Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации младшего Дошкольного возраста……………………………………………………………32 Список литературы…………………………………………………………………45
ФГАОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра профессиональной педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по психологическому сопровождению
дошкольников
Выполнил: студент гр ИР-211С-ПСДО Мишарина
Л.В.
Проверил:
Екатеринбург 2014
Задание 1.
Провести теоретический
анализ следующих возрастных
периодов детей дошкольного возраста.
Для выполнения задания используйте
следующие критерии:
значение социальной ситуации
развития;
зона актуального развития;
зона ближайшего развития;
психологические новообразования;
ведущая деятельность;
специфические особенности
развития психических процессов в дошкольном
возрастном периоде (восприятие, внимание,
память, речь, мышление, эмоциональная
сфера).
Задание 2.
Опишите методы и методики,
которые позволяют диагностировать психическое
развитие ребенка предложенного возраста.
Составьте таблицу.
Методика
Авторы
Назначение методики
Источник
Задание 3. Разработать рекомендации
для педагогов и родителей по психологическому
сопровождению детей дошкольного возраста
Оглавление
Анализ возрастных периодов
детей дошкольного возраста………………………..4
Социальная ситуация
развития в дошкольном возрасте……………………6
Новообразования……………………………………………………………...7
Роль ведущей
деятельности в психическом развитии
ребенка…………….11
Зона ближайшего
развития……………………………………………………13
Характеристика
психического развития ребенка
в дошкольном возрасте…15
Психологические
особенности детей дошкольного
возраста………………20
2.Описание методик………………………………………………………………..23
3.Психолого-педагогическое
сопровождение процесса адаптации
младшего
Дошкольного возраста……………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………45
1. Анализ возрастных периодов
детей дошкольного возраста.
Периодизация психического
развития.
Периодизация – деление онтогенеза
на отдельные периоды в соответствии с
общим для всего онтогенеза законом –
является проблемным полем психологии
детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема
возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез
как регулярный процесс смены стабильных
и критических возрастов. Понятие " возраст "
ученый определяет через представление
о социальной ситуации развития – специфическое,
неповторимое отношение между ребенком
и окружающей его действительностью, прежде
всего социальной. Социальная ситуация
развития, по Л.С. Выготскому, приводит
к формированию возрастных новообразований.
Соотношение этих двух категорий – социальной
ситуации развития и новообразования
– задает диалектический характер развития
в онтогенезе. Представление о социальной
ситуации развития содержательно раскрывается
в теории деятельности, представленной
именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,
В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
При определении понятия " возраст "
А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места,
занимаемого ребенком в системе общественных
отношений – есть то, что надо отметить,
пытаясь ответить на вопрос о движущих
силах развития его психики". В работах
А.Н. Леонтьева стадия развития личности
определена следующими моментами: местом
ребенка в системе общественных отношений
и ведущим типом деятельности.
В культурно-исторической теории
(Л.С. Выготский) возраст определяется
отношением социальной ситуации развития
и новообразованиями (структурой личности,
сознания), а в теории деятельности – отношением
места ребенка в системе общественных
отношений и ведущей деятельностью.
В 1971г. в статье "К проблеме
периодизации психического развития в
детском возрасте " Д.Б. Эльконин обобщает
представления о движущих силах детского
развития, опираясь на теорию деятельности.
Условием развития является система "ребенок-общество",
в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы:
"ребенок – общественный взрослый"
и "ребенок – общественный предмет".
Возраст впервые представлен последовательно
в логике деятельностного подхода. Изучая
проблемы возрастной периодизации развития,
современная отечественная психология
опирается на несколько основных принципов:
Д.Б. Эльконин говорит, что основным
механизмом смены возрастных периодов
развития является ведущая деятельность.
Основные положения периодизации развития
Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского
развития делится на три этапа:
Дошкольное детство (от рождения
до 6-7 лет);
Младший школьный возраст (от
7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс
школы);
Средний и старший школьный
возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый
класс школы).
Весь период детства по возрастной
физической классификации делится на
семь периодов:
Младенчество (от рождения до
одного года жизни);
Раннее детство (от 1года до
3-х лет);
Младший и средний дошкольный
возраст (от 3 до 5 лет);
Старший дошкольный возраст
(от 5 до 7 лет);
Младший школьный возраст (от
7 до 11 лет);
Подростковый возраст (от 11
до 13-14 лет);
Ранний юношеский возраст (от
13-14 до 16-17 лет)..
Социальная ситуация развития в дошкольном
возрасте
Содержание общения становится
внеситуативным, выходящим за пределы
воспринимаемой ситуации. М.И. Лисина выделяла
две внеситуативные формы общения, характерные
для дошкольного возраста, - познавательную
и личностную 5].
В первой половине дошкольного
возраста (3 - 5 лет) появляется внеситуативно-познавательная
форма общения ребенка со взрослым. В отличие
от предыдущей (ситуативно-деловой) она
вплетена не в практическое сотрудничество
со взрослым, а в «теоретическое»(почему
это так?).
Так как обсуждается не обстановка,
общение впервые приобретает внеситуативный
характер.
К концу дошкольного возраста
складывается новая и высшая для дошкольного
возраста - внеситуативно-личностная форма общения.
В отличии от предыдущей ее содержанием
является мир людей, а не вещей. Дошкольнику
интересны самые различные аспекты существования
взрослого, которые не видны в конкретной
ситуации не как не касаются самого ребенка
(где он живет, кем работает, есть ли у него
дети и т.д.). Столь же охотно он рассказывает
и о себе самом (о своих родителях, друзьях,
радостях и обидах).
Потребность во взаимопонимании
и сопереживании взрослого является главной
для внеситаутивно-личностного общения.
Противоречие социальной ситуации
развития ребенка - дошкольника как раз
и заключается в разрыве между его стремлением
быть как взрослый и невозможностью реализовать
это стремление непосредственно. Единственной
деятельностью, которая позволяет разрешить
это противоречие, является сюжетно-ролевая
игра. В такой игре ребенок берет на себя
роль взрослого как носителя общественных
функций и вступает в определенное отношение
с другими «идеальными взрослыми».
Именно поэтому, что ролевая
игра дает ребенку возможность вступить
во взаимодействие с такими сторонами
жизни, которые недоступны ему в реальной
практике, она и является ведущей деятельностью
дошкольника.
Независимо от возрастного
периода развития ребенка социальная
ситуация является определяющей и обуславливающей
процесс жизни ребенка, в ходе которого
у него проявляются новые свойства личности
и развиваются психические новообразования ,
что в свою очередь приводит к перестройке
всей структуры сознания ребенка, к изменениям
системы его отношений к миру, другим людям,
себе самому.
Социальная ситуация являясь
единицей позволяет наиболее точно отследить
возникновение и изменения структуры
личности ребенка на каждом возрастном
этапе.
Таким образом, социальная ситуация
развития является системой отношений
субъекта в социальной действительности,
реализуемая им в совместной деятельности
с другими людьми.
Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся
особым типом строения личности и деятельности,
а также отношением ребенка к самому себе
и другим людям.
Самое важное новообразование
периода новорожденности - комплекс оживления.
Комплекс оживления - это эмоционально-положительная
реакция, которая сопровождается движениями
и звуками. До этого движения ребенка были
хаотичны, некоординированны. В комплексе
зарождается координация движений. Комплекс
оживления - это первый акт поведения,
акт выделения взрослого. Это и первый
акт общения. Комплекс оживления - это
не просто реакция, это попытка воздействовать
на взрослого (см. работы Н.М. Щелованова,
М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой).
Комплекс оживления - основное
новообразование критического периода.
Оно знаменует собой конец новорожденности
и начало новой стадии развития - стадии
младенчества. Поэтому появление комплекса
оживления представляет собой психологический
критерий конца кризиса новорожденности..
Сравнение своих действий с
действиями взрослого (образа и образца),
нахождение сходства между ними является
необходимым условием для возникновения
тенденции к самостоятельности. Когда
происходит распад единого предметного
действия и взрослый отделяется от ребенка,
ребенок впервые видит взрослого и его
действия как образцы, то оказывается,
что ребенок действует так, как взрослый,
не вместе с ним, не под руководством взрослого,
а так, как он. Как только ребенок увидел
себя вдругом, он увидел себя самого и
появился феномен "Я сам". Л.С. Выготский
назвал это новообразование "внешнее
Я сам". Тенденция к самостоятельным
действиям связана с возникновением личного
действия. Личное действие - это такое
действие, к которому ребенок относится
как ким самим осуществленному. Выполнение
такого действия сопровождается появлением
в речи местоимения "Я". До этого времени
ребенок говорил о себе в третьем лице
или называл себя по имени.
Основные психологические новообразования дошкольного
возраста:
возникает разделение действий
на ориентировочную и исполнительную
части;
ориентировочная часть действия
отделяется от исполнительной;
сама ориентировочная часть
возникает из материальной, практической,
исполнительной части и носит мануальный
или сенсорный характер;
ориентировочная деятельность
чрезвычайно интенсивно развивается благодаря
усвоению эталонов и образцов поведения.
Д.Б. Эльконин выделял следующие
основные психологические новообразования
в развитии ребенка к концу дошкольного
возраста:
1. Возникновение первого
схематичного образа цельного
детского мировоззрения. Ребенок
не может жить в беспорядке.
Все, что видит, ребенок пытается
привести в порядок, увидеть закономерные
отношения, в которые укладывается
такой непостоянный окружающий
мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка
в дошкольном возрасте складывается
артификалистское мировоззрение: все,
что окружает ребенка, в том числе и явления
природы, - результат деятельности людей.
Такое мировоззрение увязывается со всей
структурой дошкольного возраста, в центре
которого находится человек.
2. Возникновение первичных
этических инстанций: "Что такое
хорошо и что такое плохо".
Эти этические инстанции растут
рядом с эстетическими. "Красивое
не может быть плохим". Особенности
формирования этических инстанций в дошкольном
возрасте представлены в работах С.Г. Якобсон.
3. Возникновение соподчинения
мотивов. В этом возрасте уже
можно наблюдать преобладание
обдуманных действий над импульсивными.
Преодоление непосредственных желаний
определяется не только ожиданием награды
или наказания со стороны взрослого, но
и высказанным обещанием самого ребенка
(принцип "данного слова"). Благодаря
этому формируются такие качества личности,
как настойчивость и умение преодолевать
трудности; возникает также чувство долга
по отношению к другим людям.
4. Возникновение произвольного
поведения. Произвольное поведение
- это поведение, опосредованное
определенным представлением. Д.Б. Эльконин
отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий
поведение главный образ сначала существует
в конкретной наглядной форме, но затем
он становится все более и более обобщенным,
выступающим в форме правила, или нормы.
На основе формирования произвольного
поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину,
появляется стремление управлять собой
и своими поступками.
5. Возникновение личного
сознания - возникновение сознания
своего ограниченного места в
системе отношений со взрослыми.
Стремление к осуществлению общественно
значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Если спросить ребенка трех лет: "Ты
какой?" Он ответит: "Я большой".
Если спросить ребенка семи лет: "Ты
какой?", он ответит: "Я маленький".
Появление культурно-исторической
теории Выготского символизировало новый
виток развития психологии личности, обретшей
реальную опору в обосновании своего социального
происхождения, доказательстве существования
первичных аффективно-смысловых образований
человеческого сознания до и вне каждого
развивающегося индивида в идеальной
и материальной формах культуры, в которую
приходит человек после рождения.
Индивидуализация - процесс
перехода от социального к индивидуальному
в ходе психического развития человека
Психическое развитие - формирование
внутренних умственных действий.
Умственное действие - это действие,
которое выполняется во внутреннем плане
без опоры на внешние раздражители и громкую
речь.
Интериоризация ("вращивание") -
механизм перевода внешних действий на
внутренний план.
Экстериоризация - механизм
перевода внутренних действий во внешний
план.
Актуальный уровень развития -
тот уровень развития психических функций,
который существует на сегодняшний день
(уже сформированные функции).
Зона ближайшего развития - те
функции, которые находятся на стадии
формирования и могут проявляться в специально
созданных условиях.
Сензитивный период - наиболее
благоприятный период для формирования
психических функций.
Новообразование - это психические
функции, которые сформировались на данном
этапе развития и которых не было на предыдущих.